ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-7350/2009 от 03.09.2009 АС Поволжского округа

10

А55-7350/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-7350/2009

03 сентября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Федоровой Т.Н., Афанасьева И.Н.,

в отсутствие:

заявителя –извещен, не явился,

ответчика –извещен, не явился,

третьего лица –извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2009 (судья Бойко С.А.)

по делу № А55-7350/2009

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Государственной жилищной инспекции Самарской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении,

с участием третьего лица –закрытого акционерного общества «ПТС-Сервис», г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее –Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области по делу об административном правонарушении от 27.03.2009 № 2182/595, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено закрытое акционерное общество «ПТС-Сервис» (далее - ЗАО «ПТС-Сервис»).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2009 в удовлетворении заявления Департамента отказано.

В порядке апелляционного производства решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить состоявшееся по делу решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Департамент необоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку не является лицом, непосредственно обслуживающим жилищный фонд, в том числе спорный дом, управляющей организацией по которому является закрытое акционерное общество «ПТС-Сервис». Содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений в компетенцию Департамента управления имуществом не входит, в связи с чем судом ошибочно сделан вывод о том, что Департаментом не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению своих обязанностей по содержанию жилого дома. По утверждению заявителя ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда, наряду с управляющей организацией, является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, который является главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и получателем соответствующих субсидий.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 19.03.2009 сотрудниками Государственной жилищной инспекции Самарской области была проведена проверка соблюдения заявителем требований законодательства в части контроля использования, сохранности и содержания жилого многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д.175.

В ходе проверки были выявлены нарушения правил содержания жилого дома, а именно: наличие разрушений и повреждений кирпичной кладки стен фасада с угрозой обрушения отдельными местами, отслоение штукатурного слоя фасада отдельными местами, неисправность наружного водостока отдельными местами по периметру дома, отсутствие подоконных металлических сливов, неисправность инженерных водонесущих коммуникаций дома, наличие отслоение защитного слоя бетона плит перекрытия на 1,2,3 этажах с коррозийным повреждением арматуры плит, отслоение, разрушение отделочного штукатурного слоя перекрытия 3 этажа, угрожающее обрушением отдельными местами, наличие отслоения окрасочного слоя стен лестничных клеток, коридоров, кухонь, неисправность кровельного покрытия отдельными местами, что явилось нарушением пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее –Правила), пунктов 4.2.1.1., 4.2.1.3., 4.6.1.26., 4.6.4.1., 4.2.1.8., 4.3.1., 4.3.2., 3.2.8., 3.2.9., 5.8.3., 4.6.1.1., 4.6.1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

По результатам проверки в отношении Департамента был составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2009 № 001278, на основании которого вынесено постановление от 27.03.2009 № 2182/595 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Департамент обжаловал его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент управления имуществом в соответствии с Уставом городского округа Самара несет все права и обязанности собственника муниципального жилищного фонда городского округа Самара (наймодателя). С учетом положений статей 65, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации и того, что на момент проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении дом № 175 по ул. Ново-Садовая в г. Самаре состоял в реестре муниципального имущества городского округа Самара, суд пришел к выводу о том, что Департамент является лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, то есть субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Однако судом не учтено следующее.

Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирными домами.

Как усматривается из материалов дела, в результате проведенного конкурса закрытое акционерное общество «ПТС –Сервис», как управляющая организация, взяло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта многоквартирных домов, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д.175.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1.2 договора управления многократными домами от 23.05.2008, заключенного департаментом управления имуществом и закрытым акционерным обществом «ПТС –Сервис», управляющая организация оказывает услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и Приложениями № 2 к настоящему договору. В указанном приложении содержится перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту обществом имущества, в том числе, вменяемый департаменту ремонт стен и фасадов.

В соответствии с пунктом 3.1.4 договора управляющая организация осуществляет начисление и сбор платы за содержание, ремонт и коммунальные услуги. В силу пункта 3.1.22 договора управляющая организация направляет собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, на закрытое акционерное общество «ПТС –Сервис», как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д.175, согласно приложению № 2 к договору от 23.05.2008.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Департамент является ответственным лицом за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, ответственным за соблюдение правил и норм содержания и ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности. В обоснование данного вывода суд сослался на то, что в соответствии с пунктом «г» статьи 47 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, Департамент распоряжается муниципальным имуществом, заключает и исполняет соответствующие договоры; в соответствии с пунктом «л» указанной статьи осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, а в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. В рассматриваемом случае Департаментом не были приняты меры по соблюдению правил и норм по содержанию дома №175 по улице Ново-Садовой.

Между тем, как следует из Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 № 754, в компетенцию Департамента управления имуществом не входит содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений.

В соответствии со статьей 45 Устава городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Согласно положению «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008 № 637, постановлением Главы городского округа Самара от 30.05.2008 № 374 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Самара» ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.

В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 07.08.2008 № 605 «Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов» главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.

Кроме того, согласно ведомственной адресной целевой программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2009-2010 годы в городском округе Самара, разработчиком и исполнителем которой является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, жилой дом, расположенный по адресу: г.Самара, ул.Ново-Садовая, д.175 включен в программу на проведение капитального ремонта.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке определенной главой 26 КоАП РФ.

Судебная коллегия считает, что в нарушении требования части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 АПК РФ суд не установил, кто именно в рассматриваемом случае является ответственным по содержанию и ремонту жилого дома по улице Ново-Садовая, д. 175 г. Самара. Выводы суда о наличии в действиях Департамента по управлению имуществом состава административного правонарушения нельзя признать достаточно обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения спора. По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 АПК РФ). В связи с этим судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует заново установить фактические обстоятельства дела по имеющимся в нем и дополнительно представленным участниками спора доказательствам; оценить доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и правилами доказывания, после чего принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2009 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи Т.Н. Федорова

И.Н. Афанасьев