ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-7354/15 от 02.02.2016 АС Самарской области

94/2016-3951(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-5301/2015

г. Казань Дело № А55-7354/2015  08 февраля 2016 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.  Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2016 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 25.01.2016 № 39, ФИО2,  доверенность от 11.01.2016 № 8, 

ответчика – ФИО3. доверенность от 31.12.2015 № 02-14/11009,  ФИО4, доверенность от 28.01.2016 № 02-14/00651, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам по Самарской области 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 (судья  Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 16.10.2015 (председательствующий судья  Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.) 

по делу № А55-7354/2015

по заявлению акционерного общества «Самарский жиркомбинат»  (ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о  признании недействительным решения, 

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Самарский жиркомбинат» (далее – заявитель,  Общество, АО «Самарский жиркомбинат») обратилось в Арбитражный суд  Самарской области с заявлением согласно которого просит признать  недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской  области (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.11.2014   № 87, решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской  области от 19.05.2015 № 03-15/04204@ по апелляционной жалобе  АО «Самарский жиркомбинат» на решение инспекции о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.11.2014   № 87 в части взыскания налога на прибыль за 2010-2012 года в сумме  1 545 514 руб. и пени по налогу на прибыль в размере 19 417 руб. 

Заявитель представил в суд первой инстанции уточнение требований  (вх. № 59522) согласно которому просил признать недействительным решение  инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения от 21.11.2014 № 87 в части взыскания недоимки по налогу на  прибыль в сумме 1 545 514 руб. и пени по налогу на прибыль в размере  19 417 руб. 


Федеральной налоговой службы по Самарской области из числа лиц,  участвующих в деле. 

Суд первой инстанции, принимая во внимание, что отказ заявителя от  заявленных требований в части признания недействительным решения  Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области  от 19.05.2015 № 03-15/04204@ по апелляционной жалобе заявителя на  решение инспекции не противоречит нормам действующего законодательства,  не нарушает прав третьих лиц, и заявлен в соответствии со статьей 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  удовлетворил ходатайство заявителя об исключении Управления Федеральной  налоговой службы по Самарской области из числа лиц, участвующих в деле. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015  требования общества удовлетворены. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 16.10.2015, решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015  оставлено без изменения. 

Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция  обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене  решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  коллегия считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению. 

Как видно из материалов дела, инспекцией была проведена выездная  налоговая проверка за период с 30.09.2013 по 23.05.2014 АО «Самарский  жиркомбинат». 

По результатам проверки инспекцией принято решение от 21.11.2014,  которым Общество было привлечено к ответственности за налоговое  правонарушение, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее – НК РФ) за неполную уплату налога на прибыль в общей  сумме 314 262 руб., доначислен налог на прибыль в сумме 1 545 514 руб. и  пени в размере 22 028 руб. 


Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской  области от 19.02.2015 апелляционная жалоба Общества удовлетворена  частично, решение инспекции изменено. Решение отменено в части  привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В  остальной части оспариваемое решение оставлено без изменения. 

Заявитель, обжалуя решение от 30.12.2014 № 04-13/116014 считает, что  налоговый орган сделал неправомерные выводы о включении в состав прямых  расходов затрат на энергоносители, а также разницы между стоимостью  растительного масла и фуза. 

Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования указывают,  что общество, основываясь на нормах статей 252, 318, 319 НК РФ, обосновано  отнесло в состав косвенных расходов затраты на энергоресурсы, связанные, в  том числе, с производством готовой продукции, так как это не противоречит  налоговому законодательству. 

Данный вывод коллегия находит обоснованным.

В соответствии со статьей 318 НК РФ, налогоплательщик, в целях  налогообложения вправе самостоятельно определить состав прямых расходов,  связанных с производством, закрепив их перечень в учетной политике. 

По настоящему делу, заявитель, исходя из пункта 1 статьи 318 НК РФ в  учетной политике на 2010-2012 года для целей налогообложения прибыли,  установил закрытый перечень прямых расходов, согласно которому прямые  расходы включают в себя материальные затраты, определяемые в  подпунктах 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ, и иные расходы, аналогичные  перечню, установленному в пункте 1 статьи 318 НК РФ

Затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов,  расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим  налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии,  отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение  мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии однозначно  обособлены от затрат на приобретение сырья и (или) материалов, 


используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и  (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом  при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), и выделены  обособленно в подпункт 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ

В пункте 1 статьи 318 НК РФ приведен перечень прямых расходов,  которые могут учитываться всеми плательщиками налога на прибыль. 

Согласно указанной норме закона к прямым расходам относятся, в том  числе материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и  4 пункта 1 статьи 254 НК РФ, такие как (на приобретение сырья и (или)  материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ,  оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся  необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ,  оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся  монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной  обработке у налогоплательщика). 

Исходя из анализа указанных норм права, затраты на энергоресурсы  выделены в отдельную группу и не являются прямыми, в том числе, связанные  с производством готовой продукции. 

Спорные расходы, заявленные на энергоресурсы согласно учетной  политике для целей налогового учета отнесены в состав косвенных расходов,  что не противоречит действующему налоговому законодательству. 

Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения,  противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах  толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). 

При расчете недоимки по расходам на энергоресурсы налоговым  органом были взяты все расходы по К-ту счета 23, распределение которых в  Д-т счетов 20, 23, 25, 26 согласно методике распределения затрат  вспомогательных подразделений, применяемой на предприятии, происходит  по обобщенным статьям затрат «Вода», «Газ», «Электроэнергия», в том числе  и прочих косвенных расходов вспомогательных подразделений, таких как 


расходы на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды,  амортизацию, ремонт машин и оборудования, канцтовары, эксплуатацию  машин и оборудования и прочие. 

В оспариваемом решении инспекция отразила расходы без  экономического обоснования и документального подтверждения первичными  документами. 

Подтвержденная первичными документами сумма косвенных расходов  на энергоресурсы меньше, чем сумма прямых расходов, на энергоресурсы по  данным налогового органа. 

При этом каких-либо показаний внутренних счетчиков (узлов учета) в  отчете по ТЭР не имеется. Отчет по ТЭР используются для формирования  полной производственной себестоимости в целях бухгалтерского и  управленческого учета, что не противоречит действующему законодательству. 

Как следует из пункта 2.11 Положений об учетной политике для целей  бухгалтерского учета заявителя на 2010 год, утвержденного приказом  от 30.12.2009 № 1371, на 2011 год, утвержденного приказом от 31.12.2010   № 1442, на 2012 год, утвержденного приказом от 31.12.2010 № 1442 и  приказом от 31.12.2011 № 1201 учет затрат на производство осуществляется  по полной фактической себестоимости с использованием коэффициентного  способа распределения всех расходов по объектам калькулирования. 

Положения учетных политик в целях налогового и бухгалтерского учета  закрепляют различные методики учета прямых и косвенных расходов при  формировании себестоимости готовой продукции. 

Отчеты по ТЭР не могут использоваться при исчислении налога на  прибыль, в связи с тем, что они составлены с использованием условных  величин, что в отличие от бухгалтерского и управленческого учета,  противоречит нормам налогового законодательства. Материалы данного дела  не содержат документального подтверждения месторасположения,  технических характеристик, технической исправности и возможности 


использования счетчиков учета энергоносителей. Таких доказательств  налоговым органом не представлено. 

Суды пришли к выводу, что заявитель обоснованно считает выводы  налогового органа о том, что природный газ, теплоэнергия, электроэнергия,  являются необходимыми компонентами при производстве масложировой  продукции несостоятельными, поскольку они сделаны в отсутствие  специальных познаний. 

При отсутствии информации о месторасположении внутренних  счетчиков по подразделениям отсутствует возможность достоверно  определить в какой части энергоресурсы используются в процессе  производства, а какая часть не относится к производственному процессу  (какая часть электроэнергии использовалась оборудованием, изготовляющим  ту или иную продукцию, какая использовалась для освещения помещений, в  котором установлено оборудование для производства продукции, какая часть  тепловой энергии использовалась для отопления непосредственно  производственных помещений). 

При расчете доли отгруженной продукции в общем количестве прихода  на склад инспекция использовала данные налоговых регистров заявителя за  2010-2012 года. 

Сумма прямых расходов, которую налогоплательщик может учесть в  расходах текущего налогового периода налоговым органом рассчитана без  учета пункта 2 статьи 318 НК РФ, в соответствии с которым прямые расходы  относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере  реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в  соответствии со статьей 319 НК РФ

Ссылка на судебные акты по другим делам не может быть принята во  внимание, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности  фактических обстоятельств, установленных по спорам с участием иных  налогоплательщиков. 


Что касается довода налогового органа, о нарушении заявителем  подпункта 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ коллегия считает, суды при  вынесении судебных актов неполно исследовали обстоятельства по делу. 

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и  потребления» дает понятие отхода, под отходами понимаются остатки сырья,  материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые  образовались в процессе производства или потребления, и товары (продукция)  утратившие свои потребительские свойства. 

Понятие возвратных отходов раскрыто в пункте 4.1.12 Методических  рекомендаций по учету затрат на производство и калькулированию  себестоимости масложировой продукции: это остатки сырья, материалов,  полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов,  образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг),  утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного  ресурса (химические или физические) и в силу этого используемые с  повышенными затратами (понижением входа продукции) или вовсе не  используемые по прямому назначению. Аналогичную трактовку содержит  пункт 6 статьи 254 НК РФ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ возвратные  отходы оцениваются в следующем порядке: 

- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене  возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для  основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами  (пониженным выходом готовой продукции); 

- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

По делу установлено, что АО «Самарский жиркомбинат» продает фуза,  следовательно, Общество должно списывать фуза по цене реализации, разница  в стоимости растительного масла и фуза остается на счете 20 «Основное  производство» и в составе материальных расходов влияет на формирование  себестоимости конечного результата. 


Налогоплательщик относил в прочие расходы себестоимость фуза по  цене подсолнечного масла, тем самым искажая себестоимость конкретного  вида продукции. 

Налоговый орган в кассационной жалобе указывает, что обществом  заявлена стоимость фуза, определяемой в соответствии с пунктом 6 статьи 254  НК РФ, на разницу стоимости масла и фуза, что повлекло возникновение  недоимки перед бюджетом, поскольку данная разница должна была быть  отражена в составе прямых материальных расходов и по мере реализации  продукции, работ, услуг, списываться в уменьшение налогооблагаемой базы  по налогу на прибыль. 

Налоговый орган считает, что судами не принято во внимание, что  возвратные отходы, были реализованы на сторону, и должны быть оценены по  цене реализации. 

Коллегия считает, что данным доводам судами не дана оценка и не  указаны мотивы, по которым не приняты данные доводы. 

В связи с чем судебные акты в данной части подлежат отмене с  направлением дела на новое рассмотрение. 

При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку  вышеперечисленным доводам налогового органа и с учетом установленных  обстоятельств вынести решение. 

При таких обстоятельствах, коллегия считает кассационную жалобу  налогового органа подлежащей частичному удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1  статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 16.10.2015 по делу № А55-7354/2015 в части признания недействительным  решения налогового органа от 21.11.2014 № 87 по доначислению налога на 


прибыль по эпизоду, связанному с включением в состав прямых расходов,  затрат в виде разницы между стоимостью растительного масла и фуза  отменить. В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в  Арбитражный суд Самарской области. 

В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области  от 27.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного  суда от 16.10.2015 оставить без изменения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Ф.Г. Гарипова

Судьи М.В. Егорова 

 О.В. Логинов