ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-7364/2009 от 09.11.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-7364/2009

12 ноября 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,

судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 Э,Р., доверенность от 26.12.2008 № 7209,

ответчика – ФИО2, доверенность от 11.01.2009 № 12-02,

в отсутствие:

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2009 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Драгоценнова И.С., Засыпкина Т.С.)

по делу № А55-7364/2009

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, третье лицо: открытое акционерное общество «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова», г. Самара, о признании незаконным решения от 19.01.2009 № 01/295/2008-126 об отказе в государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее – регистрирующий орган, УФРС по Самарской области) с заявлением о признании незаконным сообщения УФРС по Самарской области от 19.01.2009 № 01/295/2008-126 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – нежилое помещение общей площадью 85,2 кв. м, внутренняя литера «Г» (1 этаж: комнаты № № 23, 24, 27, 29, 37, 45-47), расположенное по адресу: г. Самара, <...> и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФРС по Самарской области просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с существенным нарушением норм материального права.

Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 09.12.2008 заявитель обратился в УФРС по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – нежилое помещение общей площадью 85,2 кв. м, внутренняя литера «Г» (1 этаж: комнаты № № 23, 24, 27, 29, 37, 45-47), расположенное по адресу: г. Самара, <...>.

Сообщением от 19.01.2009 № 01/295/2008-126 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с непредставлением документов, устанавливающих права заявителя на спорный объект.

Судебными инстанциями было установлено, что к заявлению были приложены следующие документы: выписка из реестра муниципального имущества от 18.12.2007 № 15-07-16/42077; выписка из реестра от 29.11.2007 № РИ-11153гп; технический паспорт от 23.08.2007.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о госрегистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 16 указанного Закона о госрегистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о госрегистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 8, 10, пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 29.11.2007 № РИ-11153гп, нежилое помещение площадью 85,2 кв. м является частью жилого здания и находится на первом этаже, занимает комнаты № 23, 24, 27, 29, 37, 45-47, литера «Г» по адресу: г. Самара, <...>.

В соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1) к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности как построенный за счет 5- и 7- процентных отчислений от капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.

В соответствии с пунктом 6 постановления Совмина РСФСР от 01.09.1960 № 1345 облисполкомы, министерства и ведомства РСФСР обязаны были расходовать на строительство встроенных нежилых помещений, размещаемых как в первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, 5 процентов капитальных вложений, выделяемых им на жилищное строительство. Согласно постановлению Совмина РСФСР от 26.09.1988 № 404 с 1989 года разрешено расходовать на эти цели до 7 процентов.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.1995 № 38-3827-94, данное обстоятельство не нуждается в доказывании, поскольку в тот период такой общий порядок финансирования строительства объектов социально – культурного и бытового назначения был установлен совместными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР.

На основании пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от 18.12.2007 № 15-07-16/42077 нежилое помещение, право собственности на которое было заявлено на регистрацию, включено в реестр муниципального имущества 17.09.2002, за номером 014073 на основании постановления главы города Самары от 17.09.2002 № 477 в связи с обращением открытого акционерного общества «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова» от 15.11.1999 № СБ-88.

Передача в муниципальную собственность спорного недвижимого имущества подтверждается актом приема-передачи от 01.12.2007 (л.д. 43).

Таким образом, вывод судов, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности противоречит требованиям статьи 20 Закона о госрегистрации и нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, является правомерным.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела.

При рассмотрении данного дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу № А55-7364/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Е.П. Герасимова

Судьи В.А. Карпова

А.Ф. Фатхутдинова