ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-7783/2011 от 03.11.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-7783/2011

11 ноября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,

при участии представителей:

заявителя – Ненашевой Ю.С. (доверенность от 11.05.2011 № 07/10-296),

ответчика – Федулова В.М. (доверенность от 14.03.2011 № А-2003),

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)

по делу № А55-7783/2011

по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, г. Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара (далее – департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – инспекция) с заявлением о признании незаконным предписания от 07.04.2011 № 3691.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм права.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.

В ходе проведения мероприятий по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений), проведенных 07.04.2011 по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д. 104, выявлены следующие нарушения: неисправность свесов кровли (расхождение листов кровельного покрытия, деформация наружного водостока), зыбкость, нарушение крепления металлических листов, неисправность крепления кровельного покрытия вентканалов, отверстия, разрушения гидроизоляционного слоя, сухие и влажные следы протечки по лагам и обрешетки кровли, чем нарушены пункты 2.1.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.10, 4.6.1.11, 4.6.1.26, 4.6.2.4, 4.6.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

По результатам проверки в присутствии представителя заявителя составлен акт проверки от 07.04.2011 № 1067/1 и вынесено оспариваемое предписание от 07.04.2011 № 3691.

Не согласившись с предписанием от 07.04.2011 № 3691, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания государственного жилищного инспектора, суды исходили из того, что департаментом были нарушены требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.

Согласно пунктам 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил №170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).

В соответствии со статьей 45 Устава городского округа Самара (далее – Устав) права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет департамент и глава городского округа Самара.

Согласно статье 24 Устава главы городского округа Самара является высшим выборным должностным лицом городского округа, возглавляющим Администрацию городского округа Самара.

Пунктом «в» статьи 48 Устава, регулирующей права и обязанности отраслевых органов администрации городского округа Самара, установлено, что структурные подразделения Администрации городского округа Самара осуществляют полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с муниципальными правовыми актами городского округа Самара.

Постановлением лавы городского округа Самара от 30.05.2008 № 374 утвержден реестр муниципальных услуг городского округа Самара, оказываемых физическим и юридическим лицам (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления), согласно которому ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда и проведение капитального ремонта является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.

Решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008 № 637 утверждено Положение «О департаменте городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара», в соответствии с которым, заключение и оплата департаментом муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

На основании распоряжения главы городского округа Самара от 16.03.2011 № 48-р «Об утверждении структуры департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара», Департамент городского хозяйства и экологии переименован в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Самара.

Решением Думы городского округа Самара от 10.03.2011 № 70 утверждено Положение «О департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара».

В силу вышеуказанных нормативных правовых актов именно заявитель осуществляет функции заказчика по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет контроль за качеством капитального ремонта многоквартирных домов и располагает денежными средствами для проведения капитального ремонта муниципального жилищного фонда.

В соответствии с постановлением главы городского округа Самара от 07.08.2008 № 605 «Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов», главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и получателем указанных субсидий является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, который в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов осуществляет функции заказчика по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет контроль за качеством капитального ремонта многоквартирных домов и, соответственно, располагает денежными средствами для проведения капитального ремонта муниципального жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, в соответствии с полномочиями, установленными названными правовыми актами, 18.05.2010 департамент (заказчик) заключил с обществом с ограниченной ответственностью «Стройкласс» (далее – ООО «Стройкласс») (подрядчик) муниципальный контракт № 2-ж/10 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту жилищного фонда городского округа Самара, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: ул. Аэродроманая, д. 104, на основании которого произведен капитальный ремонт кровли из волнистых асбоцементных листов с заменой материала принятый Департаментом по акту выполненных работ от 10.08.2010.

В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции «государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства», утвержденным приказом инспекции от 09.09.2010 № 13-пр и зарегистрированным Главным правовым управлением аппарата Правительства Самарской области 20.10.2010 № 10?0557, проверка проводится на основании распоряжения руководителя инспекции (заместителя руководителя); проверка может проводиться только должностным лицом, которое указано в распоряжении (пункт 3.4).

По результатам проверки должностным лицом инспекции, проводящим проверку, составляется акт по установленной форме (пункт 3.10).

Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, выявивший административное правонарушение, обязан выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу, физическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 3.12.1).

Из материалов дела следует, что предписание выдано заявителю государственным жилищным инспектором Хлебниковой А.А., которой было поручено проведение проверки в соответствии с распоряжением от 11.03.2011 № 1067, таким образом оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом государственного контроля Государственной жилищной инспекции Самарской области в пределах его компетенции и в соответствии с его должностными обязанностями.

Судебными инстанциями сделан правильный вывод о доказанности факта нарушения Правил, который подтверждается актом проверки от 07.04.2011 № 1067/1.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов, что Департаментом не были своевременно приняты все возможные меры по соблюдению правил и норм по содержанию жилого дома № 104 по ул. Аэродромная в г. Самара, направленные на соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, а также соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.

Доказательств того, что нарушения, явившиеся следствием некачественно выполненного капитального ремонта кровли указанного дома, устранены департаментом ни суду, ни в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришли к обоснованному выводу о законности и правомерности выданного предписания об устранении выявленных департаментом нарушений.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 АПК РФ.

Доводов, опровергающих выводы судебных инстанций, кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 по делу № А55-7783/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи И.Ш. Закирова

Э.Г. Гильманова