ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-7998/2011
03 февраля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Меленьтевой Р.Р., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Абдуллиным Ю.В.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО1 (доверенность от 21.12.2011 № 470),
присутствующих в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителей:
заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Юнис-Групп Интерпрайз» – ФИО2 (доверенность от 10.01.2012), ФИО3 (доверенность от 10.01.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.08.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Попова Е.Г., Засыпкина Т.С.)
по делу № А55-7998/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юнис-Групп Интерпрайз», г. Самара (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица – Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Юнис-Групп Интерпрайз» (далее – ООО «Юнис-Групп Интерпрайз», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – министерство, заинтересованное лицо), выразившихся в возврате документов, приложенных к заявлению общества № 12-1/1525/10-с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, площадью 80 кв.м., занимаемого временным павильоном «Пластиковые окна», с кадастровым номером 63:01:0217003:64 и о возложении на министерство обязанности принять решение о предоставлении в собственность за выкуп заявителю земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, площадью 80 кв. м, занимаемого временным павильоном «Пластиковые окна», с кадастровым номером 63:01:0217003:64 по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» путем направления в двухднедельный срок с момента вступления в силу решения по делу в адрес общества договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.08.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, заявленные обществом требования удовлетворены, признан незаконным отказ министерства, оформленный письмом от 04.03.2011 № 12-1-1525/10-с «О возврате документов», в предоставлении в собственность за выкуп заявителю земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, площадью 80 кв. м, занимаемого временным павильоном «Пластиковые окна», с кадастровым номером 63:01:0217003:64; министерство обязано принять решение о предоставлении в собственность за выкуп обществу земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, площадью 80 кв. м, занимаемого временным павильоном «Пластиковые окна», с кадастровым номером 63:01:0217003:64 по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» путем направления в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения по делу в адрес общества договора купли-продажи.
Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласились, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 14.04.2006 № 450 обществу предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 80 кв.м., расположенный по адресу: ул. Стара-Загора, д. 205, для размещения временного павильона «Пластиковые окна».
Между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 16.11.2007 № 317а?2007/2008, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок на срок с 14.11.2007 по 13.11.2008 общей площадью 80 кв. м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0217003:0064, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, для размещения временного павильона «Пластиковые окна».
Соглашением от 25.12.2008, заключенным между теми же лицами, договор аренды земельного участка от 16.11.2007 № 317а-2007/2008 расторгнут.
Впоследствии, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды того же спорного земельного участка от 09.06.2009 № 1099а-2008/2013 сроком до 13.11.2013.
ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» обратилось в министерство с заявлением от 07.06.2010 о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка.
Письмом от 04.03.2011 № 12-1/1525/10-с министерство возвратило обществу документы, приложенные к заявлению о предоставлении земельного участка, в связи с отсутствием оснований для предоставления в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее – Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Согласно пункту 2.4 Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
В целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области (пункт 2.7 Порядка).
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 – 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства, имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, запрет на его приватизацию не установлен; обществом при подаче заявления представлен полностью соответствующий требованиям пунктов 2.1, 2.2 Порядка пакет документов; имеется распоряжение администрации Кировского района городского округа Самара от 14.04.2006 № 450 «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка для размещения временного павильона «Пластиковые окна», расположенного по ул. Стара Загора, 205, ООО «Юнис-Групп Интерпрайз», принятое до 01.07.2006, пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый обществом отказ министерства нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2011 по делу № А55-27318/2010, от 17.01.2012 по делу № А55-6128/2011, определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.11.2011 № ВАС-12570/11, от 14.11.2011 № ВАС-14150/11.
Доводы министерства, приведенные в кассационной жалобе, о том, что у него отсутствуют основания для предоставления обществу спорного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку заявитель обращался с заявлением к заинтересованному лицу не в порядке указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации, а по основаниям, предусмотренным вышеназванным Порядком.
Остальные доводы министерства фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу.
В связи с этим суд кассационной инстанции, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, находит, что они подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по делу № А55-7998/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.А. Хайбулов
Судьи Р.Р. Меленьтева
Р.В. Ананьев