АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-5723/2021
г. Казань Дело № А55-8319/2020
07 июля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена – 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен – 07.07.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.,
при участии:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО1, доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021
по делу №А55-8319/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Самара, к государственному регистратору ФИО3, г. Самара, об оспаривании решения, третьи лица, ФИО4, г. Сызрань, СРО Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров», г. Саратов, ФИО5, г. Сызрань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – регистрирующий орган, управление) о признании незаконным решения от 14.01.2020 № 63-00-119/20-1519 об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СРО Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров», ФИО4, ФИО5.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2020 отменено, принят новый судебный акт. Суд признал незаконным решение регистрирующего органа от 14.01.2020 № 63-00-119/20-1519 об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772, обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем проведения в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего постановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772.
Управление, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационной жалобе просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
ФИО4 согласно свидетельству от 28.07.1992 № 6274 является собственником земельного участка по адресу: <...> кадастровый номер 63:08:0111040:11.
ФИО4 обратилась в регистрирующий орган с заявлением от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в отношении указанного земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ.
В уведомлении от 11.04.2019 № 63-00-119/19-161670 регистрирующий орган сообщил о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и/или регистрации прав, и несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации формы и/или содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав.
Решением от 14.01.2020 № 63-00-119/20-1519 регистрирующего органа отказано в учете изменений объекта недвижимости по заявлению от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772 в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих государственной регистрации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, признав действия росреестра не противоречащими закону.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из наличия достаточных оснований для совершения кадастрового учета названного выше земельного участка.
Выводы апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
08.04.2019 кадастровый инженер ФИО2 по заданию ФИО4 подготовил межевой план земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 63:08:0111040:11, в связи с уточнением местоположения границ земельного участка.
ФИО4 обратилась в регистрирующий орган с заявлением от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в отношении указанного земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, с предоставлением межевого плана от 08.04.2019.
Регистрирующий орган уведомление от 11.04.2019 № 63-00-119/19-161670 приостановил осуществление кадастрового учета, а в дальнейшем решением от 14.01.2020 № 63-00-119/20-1519 отказал в учете изменений объекта недвижимости по заявлению от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772.
В качестве основания для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа в учете изменений объекта недвижимости регистрирующий орган указал на то, что перечисленные в разделе 1 «Исходные данные» межевого плана от 08.04.2019 документы (свидетельство о государственной регистрации права от 31.01.2011, выписки из ЕГРН от 17.05.2017, 03.07.2017 и 17.05.2017, выкопировка из чертежа инвентаризации земель КК 63:08:0111040 М1:1000, составленная по материалам цифровой стереотопографической съемки 1997-1999 годов) не подтверждают местоположение границ рассматриваемого земельного участка на местности более 15 лет.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» перечислены нормы действующего законодательства, указано на использование надлежащих средств измерения, и фактически предложено принять соответствующие положения характерных точек границ, границы и конфигурацию уточняемого земельного участка без надлежащих подтверждающих документов, приведенных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
С учетом того, что здание, расположенное на этом земельном участке, построено в 1969 году, согласно договору дарения, имеющемуся в материалах регистрирующего органа, земельный участок площадью 598,5 кв. м предоставлен в постоянное бессрочное пользование по договору, нотариально удостоверенному 09.08.1968 по реестру 2-361 6.
Соответственно, первоначальные характеристики, подтверждающие местоположение указанного земельного участка при его предоставлении, которые должны быть отражены в указанном документе, отсутствуют. Кроме того, план земельного участка, приведенный в составе межевого плана, не заверен надлежащим образом руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сызрани ФИО6 Каких-либо иных документов, которые могли послужить основанием для установления местоположения объекта на местности, заявителем не представлено.
Регистрирующим органом указано на то, что смежный земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111040:15 является уточненным.
В рамках кадастровых работ по уточнению площади и границ земельного участка 63:08:0111040:15 каких-либо разрывов выявлено не было, в акте согласования содержится подпись правообладателя ФИО4 При этом, при внесении сведений представленного межевого плана заявителя площадь смежного земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111040:15 изменяется, что не может быть следствием изменения только отрезка границы. Изменившиеся характеристики площади смежного земельного участка 63:08:0111040:15 нигде не приведены, однако его площадь увеличилась на 13 кв. м.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому закону, а также ведением реестра и предоставлением предусмотренных данным законом сведений, содержащихся в реестре регулирует Закон № 218-Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в реестр сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со статьей 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 данного закона вносятся в уведомительном порядке.
Согласно статье 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в реестре.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Межевой план, технический план, акт обследования, картаплан территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из реестра о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в реестр, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в реестр сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке (далее – Приказ № 921).
Согласно пункту 70 Приказа № 921 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 13 Приказа № 921 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений реестра о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы; 2) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений реестра о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков или государственного кадастрового учета в связи изменением основных сведений реестра о земельных участках; 3) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 4) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Апелляционным судом из межевого плана от 08.04.2019 установлено, что в нем имеются текстовая и графическая части, в графической части выполнены схемы геодезических построений местоположения земельного участка, чертеж участка. Местоположение границ, площадь и конфигурация уточняемого земельного участка определялись на основании соответствующей нормативно-правовой базы и документов, указанных в разделе 1 межевого плана.
В текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке, сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также о том, в отношении чего выполнены уточнения (местоположение границ и/или площади земельного участка).
Определение местоположения границ земельного участка, исходя из части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ и части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), относится к компетенции кадастрового инженера, а положения части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения земельного участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение.
При отсутствии у регистрирующего органа достоверных сведений о неправильном определении местоположения земельного участка по результатам выполненных кадастровым инженером работ, препятствующих проведению кадастрового учета земельного участка, оснований для оценки действий кадастрового инженера по определению местоположения объекта недвижимости при проведении регистрационных действий не имеется. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован в статье 39 Закона № 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в реестр. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Таким образом, положения части 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ применяются в отношении частей границ земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в регистрирующий орган представлено заявление об осуществлении его кадастрового учета.
В акте согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами 63:08:0111040:11 и :08:0111040:15 собственники согласовали смежную границу и одновременно уточнение местоположения части этой границы.
Таким образом, межевой план от 08.04.2019 содержал необходимую информацию о координатах уточняемой границы, местоположение которой согласовано в установленном порядке с собственником смежного земельного участка.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял новый судебный акт о признании незаконным решения регистрирующего органа от 14.01.2020 № 63-00-119/20-1519 об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 09.04.2019 № 63-0-1-176/3350/2019-772.
Оставляя без изменения постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции учитывает выводы, содержащиеся в решении Сызранского городского суда Самарской области от 21.11.2018 по гражданскому делу № 2-1776/2018 по иску ФИО4 к ФИО5 об установлении границ земельного участка.
В ходе рассмотрения названного гражданского дела судом была назначена землеустроительная экспертиза, согласно выводам которой уточненный земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111040:15 поставлен на кадастровый учет с нарушением требований земельного законодательства, что привело к несовпадению фактических границ спорных земельных участков с границами сведений ЕГРН. При этом суд общей юрисдикции пришел к выводу о наличии реестровой ошибки, которая заключается в неверном определении координат при уточнении земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111040:15 и воспроизведенная в сведения ЕГРН (л.д. 3-9, т. 2).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов апелляционного суда.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021по делу № А55-8319/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Ю. Муравьев
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Петрушкин