ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8367/14 от 10.02.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20140/2013

г. Казань Дело № А55-8367/2014

11 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Хайбулова А.А., Махмутовой Г.Н.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)

по делу № А55-8367/2014

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная система» (ОГРН 1106317007455, ИНН 6317084970) к муниципальному образованию муниципального района Волжский Самарской области в лице администрации муниципального района Волжский Самарской области (ОГРН 1036302396492, ИНН 6367100226) о взыскании 5 269 197,87 руб.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальная система» (далее – ООО «Коммунальная система», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию муниципальный район Волжский Самарской области в лице администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее – администрация, ответчик) о взыскании убытков в размере 5 269 197,87 руб., возникших при предоставлении гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат ООО «Коммунальная система» поставщику тепловой энергии муниципальному унитарному предприятию «Тепло Волжского района» (далее – МУП «Тепло Волжского района») за 2013 год, в указании предельной платы (тарифа) для граждан на отопление в первом полугодии 2013 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам проведенного конкурса по отбору управляющей организации для управления ООО «Коммунальная система» с 01.01.2012 осуществляет управление многоквартирными домами в муниципальном районе Волжский Самарской области.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ООО «Коммунальная система» в 2013 году оказывало услуги водоснабжения и водоотведения гражданам, проживающим в управляемых истцом многоквартирных домах.

01 января 2013 года между ООО «Коммунальная система» и МУП «Тепло Волжского района» был заключен договор на теплоснабжение № 95, согласно условиям которого энергоснабжающая организация подает через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление и ГВС для населения, а истец обязуется принять и оплатить потребленную тепловую энергию, а также соблюдать режим теплопотребления в порядке, в объеме и на условиях, установленных договором.

В 2013 году истец производил расчеты с ресурсоснабжающими организациями за потребленную воду и принятые сточные воду по тарифам, установленным для МУП «Тепло Волжского района» уполномоченным регулирующим органом.

Тарифы на тепло, установленные для муниципальных предприятий Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.11.12 №386, составили в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 – 1395,94 руб./Гкал с учетом НДС и в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1569,40 руб./Гкал с учетом НДС.

Тариф на горячую воду, установленный для МУП «Тепло Волжского района» приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2012 № 418, составил: компонент на холодную воду (водоснабжение МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ») в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 23,46 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 26,33 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС; компонент на холодную воду (водоснабжение МУП «Курумоченский производственный жилищно-ремонтный трест») в период с 01.01.2014 по 30.06.2013 ? 23,72 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 26,88 руб./мЗ (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС; компонент на тепловую энергию в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1395,94 руб./Гкал (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1569, 40 руб./Гкал (без учета инвест, надбавки) с учетом НДС.

Объем поставленной тепловой энергии и горячей воды подтверждается актами оказания услуг, подписанными истцом и МУП «Тепло Волжского района».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее ? Закон № 210-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям.

Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.

В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708, предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 был установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области в размере 100%, в период с 01.07.2013 по 31.12.13 предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был равен 112%.

В целях недопущения превышения указанных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, администрацией муниципального района Волжский Самарской области были изданы постановления от 17.12.2012 № 3908 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на I полугодие 2013 года» и от 11.06.2013 № 2279 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на II полугодие 2013 года», согласно которым для населения были установлены следующие ставки платы за тепловую энергию (тарифы на тепловую энергию): в г.п. Смышляевка в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1350,00 руб./Гкал с учетом НДС; в с.п. Спиридоновка в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1340,00 руб./Гкал с учетом НДС; в с.п. Черновский в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1340,00 руб./Гкал с учетом НДС; в с.п. Черноречье в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1206,06 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1340,00 руб./Гкал с учетом НДС; в г.п. Петра-Дубрава в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1321,60 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 – 1480,00 руб./Гкал с учетом НДС; в с.п. Курумоч в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 ? 1395,94 руб./Гкал с учетом НДС, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 ? 1549,00 руб./Гкал с учетом НДС.

Исходя из данных величин (тарифов), с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, истец производил в первом полугодии 2013 года начисление населению платы за тепловую энергию.

Истец не мог применить при расчете платы граждан тарифы на тепло, установленные регулирующим органом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, для муниципального унитарного предприятия «Волжсксельхозэнерго», муниципального унитарного предприятия «Курумоченский ПЖРТ», муниципального унитарного предприятия «Петра-Дубравский ПЖРТ» и при взимании платы с населения за услуги теплосанбжения руководствовался льготными тарифами, установленными для населения постановлениями администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11.06.2013 № 2279, от 17.12.13 № 3908.

Разница в тарифах на теплоснабжение, установленных Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для указанных муниципальных предприятий, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения постановлениями администрации от 11.06.2013 № 2279, от 17.12.13 № 3908 оказанные ООО «Коммунальная система» за первое полугодие 2013 года составила 5 269 197,87 руб.

ООО «Коммунальная система» неоднократно обращалось в администрацию муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с оказанием населению услуг теплосанбжения.

Поскольку субсидии администрацией истцу за спорный период предоставлены не были, ООО «Коммунальная система» обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Указанную сумму межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами на холодную воду и водоотведение, установленными для ресурсоснабжающих организаций (муниципальных предприятий) регулирующим органом и тарифами (ставками платы) на теплоснабжение, начисляемыми истцом населению по тарифам, утвержденным ответчиком, истец считает своими убытками.

Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций исходили и следующего.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608, в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608 «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области» формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования.

Во исполнение постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608 постановлением администрации от 26.01.2012 № 147 установлен порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных кооперативов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что расходное обязательство муниципального района Волжский Самарской области, возникающее на основании настоящего, исполняется муниципальным районом Волжский за счет средств бюджета муниципального района Волжский в пределах бюджетных ассигнований.

Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Ставки платы (тариф на теплоснабжение) для населения на 2013 год установлены администрацией муниципального района Волжский Самарской области постановлениями от 11.06.2013 № 2279, от 17.12.2012 № 3908.

Кроме того, администрацией муниципального района Волжский Самарской области было принято постановление, утвердившее Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, и именно в муниципальной казне муниципального района Волжский предусмотрены бюджетные ассигнования для целей компенсации недополученных доходов управляющих организаций.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

С учетом изложенного, суды пришли к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать истцу убытки, возникшие вследствие межтарифной разницы.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 законными и неподлежащими отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу № А55-8367/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи А.А. Хайбулов

Г.Н. Махмутова