ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8369/2022 от 03.10.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-8778/2023

г. Казань Дело № А55-8369/2022

06 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023

по делу № А55-8369/2022

по заявлению администрации городского округа Самара об оспаривании распоряжения, третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, Государственная жилищная инспекция Самарской области, ФИО9, ФИО1, ФИО9.

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "ОДК-Кузнецов" (далее – ПАО "ОДК-Кузнецов", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений, просит признать Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара (далее – г.о. Самара) от 29.12.2021 № 4349 «О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, пригодным для проживания граждан» недействительным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Администрации г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, Государственная жилищная инспекция Самарской области, ФИО9, ФИО1, ФИО9.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023, заявленные требования удовлетворены. Распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 29.12.2021 № 4349 «О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, пригодным для проживания граждан» признано недействительным. Суд обязал Администрацию г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить вынесенные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ПАО "ОДК-Кузнецов" отказать в полном объеме.

В отзыве ПАО "ОДК-Кузнецов", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ПАО "ОДК-Кузнецов" на основании Решения Комитета по управления государственным имуществом Самарской области "Об утверждении плана приватизации и преобразовании предприятия от 23.05.1994 № 283, Решения Департамента по управлению государственным имуществом Администрации Самарской области "О дополнении к решению комитета от 23.05.1994 № 283 "Об утверждении плана приватизации" от 13.10.2000 № 499, Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Самарское моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе был передан объект недвижимого имущества: "Пожарное депо на 4 а/машины", год постройки 1978, по адресу: Самарская область, г. Самара, <...> (далее "нежилое здание").

В 2011 году Заявитель зарегистрировал право собственности на нежилое здание, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРЮЛ) 18.11.2011 сделана запись регистрации № 63-63-01/215/2011-102.

Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, объект: "Пожарное депо на 4 а/машины" по адресу: Самарская область, г. Самара, <...> имеет назначение "Нежилое здание".

Нежилое здание, в котором располагается жилое помещение по адресу: г. Самара, <...> (далее - "спорный объект"), расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0350003:535, относящийся по категории к землям населенных пунктов, разрешенное использование: под основную производственную площадку.

Решением Красноглинского районного суда Самарской области от 12.11.2019 Администрация Красноглинского района г.о. Самара обязана провести оценку соответствия здания, расположенного по адресу: г. Самара, пос. Винтай, ВПЧ-49, в порядке, установленном пунктом 42 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение) и вынести заключение в соответствии с пунктами 46, 47 Положения.

Председателем КЧС и ОПБ Красноглинского внутригородского района г.о. ФИО2 ФИО3 25.12.2019 утвержден протокол №6 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, которым состояние нежилого здания признано аварийным, и в связи с чем Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано расселить граждан из аварийного здания.

Межведомственная комиссия по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара составила заключение № 21 от 16.04.2020 об оценке соответствия обследуемого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, в соответствии с которым, отсутствуют основания для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ-49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что здание является нежилым.

Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара 30.04.2020 письмом исх. №06/2-01/1780 "О направлении информации" сообщило о принятии комиссией решения об отсутствии оснований для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ - 49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что является нежилым.

Однако, согласно справке от 19.01.2021 № 62/849 ГУ МВД России по Самарской области в здании пожарного депо (ВПЧ-49), расположенном по адрес: г. Самара, <...>, зарегистрированы следующие граждане: ФИО4, ФИО5 ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1.

ПАО "ОДК-Кузнецов" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным заключение от 16.04.2020 № 21 межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара; признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения в соответствии с пунктом 49 Постановления в отношении объекта недвижимости «пожарное депо» на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>; обязать администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя путем издания заключения Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в отношении помещений пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в тридцатидневный срок с момента получения заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц. Делу присвоен №А55-21400/2020.

Арбитражный суд Самарской области решением от 16.02.2021 по делу № А55-21400/2020 отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 16.06.2021 по делу № А55-21400/2020 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, граждан зарегистрированных и проживающих в спорном здании, и постановлением от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2021, отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2021 по делу № А55-21400/2020, и удовлетворил заявленные Обществом требования.

Суд признал незаконным заключение от 16.04.2020 № 21 межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара.

Суд также признал незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения в соответствии с пунктом 49 Положения в отношении объекта недвижимости «пожарное депо» на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>.

Суд обязал Администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя путем издания заключения Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в отношении помещений пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>.

Суд также обязал Департамент управления имуществом г.о. Самара в тридцатидневный срок с момента получения заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2022 № 306-ЭС21-29466 по делу № А55-21400/2020 отказано администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары и Департаменту управления имуществом г.о. Самара в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В целях исполнения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 Межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 08.11.2019 № 702 "О межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району г.о. Самара" (далее - межведомственная комиссия) произвела обследование помещений, расположенных по адресу: г. Самара, <...> (коми. 4 этажа № 27-34).

По результатам обследования составлен Акт обследования помещения от 15.11.2021 № 32, согласно которому здание по указанному адресу 5-тиэтажное (с подвальным помещением) с пристроенным боксом для 4 машин, 1978 года постройки, кирпичное, общей площадью 2280,9 кв. м. В здании имеются централизованное электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение. Централизованное ГВС, газоснабжение отсутствует. На первом этаже расположено служебное помещение охраны завода. Согласно техническому паспорту Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 18.05.2011 данное здание (кадастровый номер 63:01:0349001:543) имеет статус "нежилое здание, пожарное депо на 4 автомашины". Здание строилось по типовому проекту от 1972 года № 164-08 "Пожарное депо на 4 автомобиля для городов и рабочих поселков с жилыми помещениями".

Из данного акта также следует, что со слов жителей дома в этом здании проживают бывшие сотрудники Пожарной части № 49 (ВПЧ-49), заселенные временно согласно приказу Министра внутренних дел СССР № 1 от 02.01.1970. В январе 2010 года ВПЧ-49 была ликвидирована, но бывшие работники пожарной части продолжают проживать в указанных помещениях.

Квартира № 13 жилой площадью 42,0 кв. м расположена на 4 этаже, состоит из 3-х жилых комнат, отдельного помещения кухни, коридора, раздельного санузла. Естественное освещение жилых комнат, помещения кухни осуществляется через оконные проемы. Жилое помещение обеспечено инженерными системами (электроосвещение, ХВС, водоотведение, отопление и вентиляция). Оконные заполнения выполнены ПВХ и деревянными рамами. Полы деревянные.

В квартире № 13 согласно домовой книге зарегистрированы ФИО9, ФИО1 Жилое помещение используется по назначению.

Межведомственной комиссией сделан вывод о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания по адресу: г. Самара, <...>.

Заключением межведомственной комиссии от 16.11.2021 № 32 по результатам рассмотрения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу № А55-21400/2020, копии домовой книги от 01.01.1981, технического паспорта Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (инвентарный номер 1-53447) принято заключение о соответствии указанного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.

На основании указанных документов 29.12.2021 первым заместителем Главы г.о. ФИО9 ФИО10 принято Распоряжение № 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, пригодным для проживания граждан" (далее "Распоряжение № 4349"), в соответствии с которым жилое помещение по адресу: г. Самара, <...> (далее "спорный объект") признано пригодным для проживания граждан.

Заявитель, считая Распоряжение № 4349 незаконным, нарушающим права и законные интересы ПАО "ОДК-Кузнецов" как собственника нежилого здания, а также не соответствующим требованиям Положения № 47, указывая, что с заявлением о переводе нежилого здания в жилое в орган местного самоуправления г.о. Самара не обращался, спорный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, земельный участок, на котором расположено нежилое здание, не соответствует градостроительному регламенту и Земельному кодексу Российской Федерации, а спорный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не отвечает установленным градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам, обратился в арбитражный суд с заявленными в рамках настоящего дела требованиями.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу частей 2, 3 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 15, 19, 22 ЖК РФ, пунктов 4, 7, 8, 32, 42-44, 46, 47 Положения, указал, что Администрация г.о. Самара обладает полномочиями по принятию обжалуемого распоряжения.

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов г.о. Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" органы местного самоуправления внутригородских районов г.о. Самара принимают в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

По информации Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в указанный уполномоченный орган заявлений по вопросу перевода нежилого помещения в нежилом здании "Пожарное депо на 4 автомашины" решений о переводе нежилого помещения в спорном нежилом здании в жилое помещение не принималось. Иная информация в данном органе местного самоуправления отсутствует.

Департамент управления имуществом г.о. Самара представлена следующая информация.

Нежилое здание по адресу: <...> является собственностью ПАО "Кузнецов", сведения о нем в реестре муниципального имущества г.о. Самара не учтены. Обращения о передаче в муниципальную собственность г.о. Самара указанного нежилого здания от ПАО "Кузнецов" не поступало. Документы о переводе нежилого помещения по вышеуказанному адресу в жилое в Департаменте отсутствуют.

Между тем, указал суд первой инстанции, судебными актами по делу № А55-21400/2020 на орган местного самоуправления была возложена обязанность принятия в отношении здания пожарного депо решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц, документы, свидетельствующие о переводе нежилого помещения в нежилом здании в жилое, в данном случае не требуются.

Суд первой инстанции отметил, что в ходе проведения осмотра спорного объекта главным специалистом центрального управления жилищного надзора ФИО11 установлено и зафиксировано в заключении, что все системы здания находятся в неудовлетворительном состоянии, ветхие, фундамент не соответствует требованиям СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", техническое состояние наружных стен и перегородок не соответствуют требованиям СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", система электроснабжения противоречит ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Свод правил" СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", СП 112.13330.2011 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При этом данное заключении составлено Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 25.05.2016, тогда как его рассмотрение происходило 29,12.2021, то есть через 5 лет и 7 месяцев, в течение которых капитальный ремонт или реконструкция здания не производилась.

В соответствии с пунктом 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Однако заинтересованное лицо дополнительные обследования и испытания не проводило, в связи с чем относимых доказательств пригодности спорного жилого помещения к проживанию граждан не представило.

Арбитражный суд первой инстанции, оценивая обстоятельства дела, отметив, что доказательства, подтверждающие пригодность спорного жилого помещения к проживанию граждан, суду не представлены, тогда как имеющиеся доказательства свидетельствуют об обратном, пришел к выводу, что Распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 29.12.2021 № 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан" является незаконным, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе Администрации г.о. Самара оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на своих доводах, заявленных в судах первой и апелляционной инстанций.

Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу № А55-8369/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Н. Ольховиков