АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-16538/2022
г. Казань Дело № А55-8577/2021
24 марта 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, доверенность от 01.01.2022 № 17,
ответчика – ФИО2, доверенность от 02.02.2022 № 22-44,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021
по делу № А55-8577/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания», г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара», г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по транспортировке газа населению, третьи лица: открытое акционерное общество «Самарагаз», г. Самара, общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара», г. Жигулевск, общество с ограниченной ответственностью «Самараоблгаз-сервис», г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – ООО «СВГК», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Самара», ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании 59 727 379 руб. 48 коп. задолженности за оказанные услуги по транспортировке газа населению за декабрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, указывая, что при расчете объема транспортированного газа населению по «остаточному принципу», определяемый объем транспортированного газа населению не является объективным и достоверным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (заказчик, поставщик) и ООО «СВГК» (ГРО, исполнитель) заключили договор от 24.01.2019 № 45-3-0004/18 на оказание услуг по транспортировке газа покупателям, относящимся к категории «население», в соответствии с условиями пункта 2.1 которого ГРО приняла на себя обязательства оказывать услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным газопроводам, принадлежащим ГРО на праве собственности или на ином законном основании, от газораспределительных станций или от границы раздела сетей до границы раздела сетей ГРО и покупателя, а заказчик (поставщик газа) обязался оплачивать оказанные услуги.
Согласно пункту 1.1 договора под покупателями понимаются лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и(или) ином оборудовании для производства электрической и(или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов (МКД); наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и др.
Согласно пункту 3.2 договора по окончании каждого месяца, не позднее 2-го числа месяца, следующего за расчетным, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа, поставляемого в котельные покупателей газа (ТСЖ, ЖСК, УК и т.д.) для обеспечения коммунальных нужд по отоплению и горячему водоснабжению жильцов МКД, а также организаций, приобретающих газ для потребления физическими лицами (гражданами) за расчетный период по установленной форме.
На основании пункта 2.3 договора оплата производится поставщиком за фактически транспортированный ГРО объем (количество) газа, указанный в акте сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению, оформляемом в соответствии с пунктом 3.3 договора.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ГРО ежемесячно, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в двух экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для оформления следующие документы: акт об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО по форме согласно Приложению № 1 к договору; акт о количестве транспортированного газа населению по форме согласно Приложению № 2 к договору; акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению по форме согласно Приложению № 3 к договору. Акт о количестве транспортированного газа населению и акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению являются основанием для расчетов поставщика и ГРО за оказанные услуги.
На основании акта сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению за расчетный период ГРО выставляет поставщику счет-фактуру (пункт 5.6 договора).
В силу пункта 3.4 договора поставщик обязуется в течение 5-ти рабочих дней с момента получения актов, указанных в пункте 3.3 договора, рассмотреть их, подписать со своей стороны, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ГРО. При несогласии поставщика с данными, отраженными в акте ГРО, поставщик должен подписать полученные им акты с отражением особого мнения.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора оплата за услуги по транспортировке газа производится поставщиком по тарифу, утвержденному уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для ГРО, который на момент заключения договора составляет 862,64 руб./1000 м³ (без НДС), кроме того НДС 20% – 172,53 руб. (Приказ ФАС России от 25.12.2018 № 1857/18). В случае изменения тарифов, утвержденных для ГРО, стоимость услуг по транспортировке газа населению (абонентам) подлежит соответствующему изменению в одностороннем порядке с даты утверждения нового тарифа.
Приказом ФАС России от 25.12.2018 № 1857/18 тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «СВГК» на территории Самарской области по категории «население» с 01.07.2020 установлен в размере 900,96 руб./тыс.м³ (без НДС).
На основании пунктов 5.3, 5.7 договора расчет за транспортировку газа в расчетном периоде производится поставщиком ежедекадно (в срок до 8, 18, 28 числа текущего месяца) в размере 1/3 стоимости планируемого месячного объема транспортировки газа путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГРО. Окончательный расчет между поставщиком и ГРО за каждый расчетный период производится ежемесячно на основании счета-фактуры в срок до 18-го числа месяца, следующего за расчетным, при условии получения поставщиком оформленного в установленном порядке счета-фактуры.
В период декабрь 2020 года истцом (ГРО) были оказаны ответчику (поставщику) услуги по транспортировке газа населению.
Факт оказания услуг истцом и их принятия ответчиком, а также их объем и стоимость подтверждаются актом сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2020 № 31/УГМРГС014643, счетом-фактурой от 31.12.2020 № 31/УГМРГС014643, актом о количестве транспортированного газа населению и общем количестве газа от 31.12.2020.
Вышеуказанные отчетные документы были оформлены и подписаны истцом и переданы ответчику, который в установленный договором срок не подписал их со своей стороны и не вернул истцу (акты о количестве газа) либо подписал с особым мнением (акты сдачи-приемки услуг).
Оплата оказанных услуг по транспортировке газа населению ответчиком не была произведена, в результате чего перед истцом образовалась задолженность в общем размере с учетом уточнения 59 727 379 руб. 48 коп.
В целях соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора истец обращался к ответчику с претензией от 18.02.2021 № 03-12/02361 о погашении задолженности, которая оставлена им без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
По мнению ООО «Газпром межрегионгаз Самара», без действительного выявления фактических направлений передачи газа по сетям, принадлежащим исполнителю по договору, невозможно сделать однозначный вывод о том, что такие услуги были оказаны со стороны конкретной ГРО, соответственно, невозможно подтвердить объемы и корректность применения тарифа.
Данные доводы правомерно отклонены судами.
В силу статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставленный газ и оказанные услуги по его транспортировке.
Согласно пункту 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании пункта 2 статьи 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В спорный период в порядке, установленном договором (пункты 3.1-3.4), ГРО ежемесячно оформляла, а поставщик принимал акты о количестве транспортированного газа населению, акты об общем количестве поставленного-принятого газа, акты сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению.
Поставщик, со своей стороны, не предоставлял каких-либо замечаний и возражений относительно объемов, указанных в актах о количестве газа, которые по условиям договора (пункт 3.4) считаются принятыми в редакции ГРО, а особое мнение оформлял только к актам сдачи-приемки услуг.
Примененный истцом (ГРО) способ расчета объема транспортированного газа прямо предусмотрен договором и не противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 3.5 договора количество газа, транспортированного ГРО за расчетный период, определяется как разница между общим объемом газа поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки всем потребителям (включая ГРО и население (абонентов)) и объемами газа, транспортированного ГРО промышленным и иным потребителям поставщика (кроме ГРО и населения (абонентов)) и поставленного ГРО поставщиком и израсходованного ГРО на собственные нужды, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке (при наличии).
Учитывая, что в порядке, установленном пунктом 11 Правил поставки газа, ответчик не обращался за урегулированием разногласий по договору и продолжил пользоваться услугами по транспортировке, договор считается заключенным в редакции истца, а ответчик своими действиями согласился с указанными условиями.
Как разъяснено в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2012 № ВАС-1113/12, пунктом 11 Правил поставки газа предусмотрен правовой механизм, при котором покупатель путем конклюдентных действий (продолжение отбора газа) подтверждает свое согласие на заключение договора поставки газа на условиях поставщика, а при несогласии с предложенными поставщиком условиями договора покупатель может реализовать свое право на обращение в суд. При этом до вступления в законную силу решения суда покупатель имеет возможность либо прекратить отбор газа, либо продолжить его отбор на условиях договора, заключенного на предыдущий период.
Расчетный способ учета, согласованный сторонами в пункте 3.5 договора, фактически применялся сторонами в течение всего 2019 года без каких-либо разногласий и возражений со стороны ответчика.
С учетом положений статей 309, 310, 425 ГК РФ при исполнении договора стороны (ГРО и поставщик) обязаны руководствоваться его согласованными положениями и не вправе в одностороннем порядке отказываться от такого исполнения либо изменять их.
При этом определенные в договоре условия расчетов за услуги по транспортировке газа являются обоснованными, не противоречат действующему правовому регулированию и учитывают права и законные интересы обеих сторон.
Исходя из пунктов 1.2, 1.3 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961, в отсутствие объективной возможности определить количество газа и, соответственно, объем оказанных услуг по его транспортировке с использованием средств измерений допускается использование расчетного способа. Указанный способ позволяет определить реальный объем газа, транспортированный по сетям ГРО потребителям категории «население», т.е. учитывать, в том числе, объемы газа, фактически транспортированные абонентам, но не учтенные в рамках договорных отношений по поставке газа.
Согласно разъяснениям ФСТ России, содержащимся в информационном письме от 28.06.2005 № СН-3923/9, на финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения, то есть «мнимые» потери.
Как следует из пункта 56 ГОСТ Р 53865-2019 «Национальный стандарт РФ. Системы газораспределительные. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1428-ст, количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и поэтому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа, является «мнимыми» потерями.
Таким образом, часть объема газа, фактически оттранспортированная (доставленная) до абонентов и полезно использованная, объективно не учитывается поставщиком при начислениях и расчетах с населением за поставку газа.
Однако, поскольку этот объем газа был фактически транспортирован ГРО потребителям категории «население» по своим сетям газораспределения, он должен быть учтен и оплачен поставщиком в адрес ГРО.
Предложенный ГРО способ определения объема транспортированного газа населению (по разнице между объемом газа, вошедшим в сеть, и объемами, оттранспортированными по этой сети прочим потребителям (кроме населения) и потребленными самой ГРО) является расчетным.
При этом, поскольку все показатели в предлагаемой формуле расчета могут быть достоверно определены в установленном порядке (общий объем переданного газа в сети ГРО – по средствам измерений на входе в газораспределительную сеть; объем газа для прочих потребителей – по средствам измерений или по проектной мощности; объем газа на собственные и технологические нужды и технологические потери – по установленной методике), оставшийся объем газа (разность) объективно является транспортированным населению и подлежит оплате ГРО поставщиком.
Довод ответчика о том, что указанные условия договора являются ничтожными, противоречит положениям статьи 168 ГК РФ.
Как правильно отмечено судами, ответчик ошибочно полагает, что объем транспортировки газа должен быть определен по данным поставщика о начисленных им в одностороннем порядке объемах поставленного газа населению, которые при этом являются неподтвержденными и явно недостоверными.
Суды правомерно указал на то, что предлагаемый ответчиком способ, не позволяет определить реальные объемы транспортировки газа по сетям ГРО ввиду того, что: предусмотренные расчетные способы учета поставки газа для населения (среднемесячные показания счетчиков, нормативы потребления) не отражают фактический объем оттранспортированного населению газа, поскольку не учитывают так называемые «мнимые» потери (полученное и полезно использованное населением, но не учтенное вследствие несовершенства методов учета количество газа); используемые приборы учета газа (бытовые счетчики) имеют существенную погрешность измерений, поскольку в большинстве своем не оснащены приборами для приведения измеренных объемов газа к нормальным условиям (корректорами), что также ведет к недостоверности учета (невозможность учета «мнимых» потерь); при ведении абонентского учета не учитываются объемы газа, потребленные населением (т.е. транспортированные по сетям ГРО) в результате самовольного подключения к сетям газопотребления либо вследствие вмешательства в работу газового счетчика; абонентский учет поставленного (начисленного) населению газа ведется поставщиком самостоятельно, без участия ГРО, в рамках договорных отношений с населением.
Судами учтено также, что решением Комиссии Управления ФАС по Самарской области по рассмотрению дела № 063/01/10-892/2020 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Самара» антимонопольного законодательства, комплекс действий ООО «Газпром межрегионгаз Самара» признан злоупотреблением доминирующим положением, которое ущемляет интересы ГРО, создает угрозу надежной и безопасной транспортировке газа населению Самарской области и может ущемить интересы неопределенного круга лиц – населения Самарской области. В том числе, признаны незаконными следующие действия (бездействие) ООО Тазпром межрегионгаз Самара»: систематическая неоплата услуг по транспортировке газа ГРО; нарушение процедуры оформления первичной документации, предусмотренной договорами, заключенными с ГРО и необоснованного уклонения от ежемесячного подписания актов с ГРО; осуществления учета газа, транспортированного населению Самарской области, не в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, доводы ответчика о том, что объемы транспортировки истцом газа населению по договору должны быть рассчитаны по его собственным начислениям (абонентскому учету), правомерно признаны несостоятельными.
Как следует из материалов дела, договор заключен в редакции подписанного сторонами протокола разногласий, а также дополнительного соглашения от 29.12.2017 № 1, дополнительного соглашения от 29.12.2018 № 2. В качестве приложений к договору сторонами оформлены перечни покупателей газа (ТСЖ, управляющие организации, организации специализированного жилищного фонда и пр.), в адрес которых истцом (ГРО) производится транспортировка газа. Со своей стороны, ответчик (поставщик) принял на себя обязательства по оплате транспортировки газа указанным покупателям, поскольку для них ответчик является поставщиком газа, на котором лежит обязанность обеспечивать их постоянное и надежное газоснабжение (подачу газа).
Согласно пункту 6.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2018 № 2) договор вступает в силу с 01.01.2017 и действует по 31.12.2019, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения сторонами обязательств по договору друг перед другом.
До окончания срока действия договора ответчиком не заявлено о его прекращении или расторжении и заключении нового договора, а транспортировка и отбор газа продолжались и не прекращались. Соответственно, договор между сторонами был продлен на новый срок и на тех же условиях и в спорный период являлся действующим.
Таким образом, поскольку вышеуказанный договор в соответствии со статьей 540 ГК РФ является действующим, то к правоотношениям сторон должны применяться условия пункта 3.5 о порядке расчета объема оказанных услуг, данный пункт договора был принят сторонами без разногласий.
Таким образом, в договоре прямо предусмотрены обязательства ответчика (поставщика) по оплате услуг истца (ГРО) по транспортировке газа конкретным покупателям (абонентам), которым ответчик (поставщик) осуществляет поставку (подачу) газа. Следовательно, доводы ответчика о том, что ему не известно о том, что именно истец является ГРО для покупателей газа и осуществляет им транспортировку газа, являются несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство прямо следует из условий заключенного договора, принятых и не оспоренных ответчиком.
Возражения ООО «Газпром межрегионгаз Самара» сводятся к наличию у него необоснованных сомнений в статусе истца как ГРО для покупателей газа.
Однако каких-либо подтверждений данному доводу и достоверных доказательств ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Исходя из положений пункта 5(1) Правил поставки газа, пункта 5 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370, именно покупатели и поставщики газа обязаны предоставлять информацию о подключении потребителей к сетям газораспределения Самара в целях заключения договоров поставки и(или) транспортировки газа.
Как установлено судами, расчет объема услуг по транспортировке газа произведен исходя из общего объема поставленного газа покупателям, относящимся к категории «население», определенного на основании заключенных трехсторонних договоров поставки и транспортировки газа между ответчиком (поставщик), истцом (ГРО) и покупателями газа по показаниям приборов учета либо иным методом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, ответчик возражений по объемам поставленного и транспортированного покупателям газа не заявлял.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу № А55-8577/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Г.Н. Махмутова
Е.Н. Бубнова