ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-8653/2009
15 декабря 2009 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Афанасьева И.Н., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 04.04.2008 б/н,
заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 08.12.2009 № 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской городской общественной организации инвалидов «Силк»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009 (судья Мальцев Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу № А55-8653/2009
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов «Силк» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов «Силк» (далее – общество) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее – Управление, административный орган) от 22.04.2009 № 111 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 решение суда первой инстанции от 22.06.2009 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество просит их отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по факту нарушения обществом условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выразившегося в неосуществлении организацией производственного контроля промышленных выбросов и состояния воздушной среды на промышленной площадке, на границе санитарной защитной зоны в районе улиц Соколова, Мусоргского в г. Самара, при объявлении первого режима неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) в период с 01.01.2009 по 31.03.2009, отсутствии у организации журнала регистрации оповещения НМУ, Управлением составлены акт проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации от 15.04.2009 № 13, протокол об административном правонарушении от 15.04.2009 № 26, и вынесено постановление от 22.04.2009 № 111 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно статье 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
В статье 30 Закона № 96-ФЗ указаны обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В частности такие предприятия обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В разделе 6 «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (т. 1 л.д. 27-29) указано, что согласно РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных экологических условиях» разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятии. При объявлении первого режима неблагоприятных метеорологических условий предприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15%. Эти мероприятия носят организационно- технический характер и не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности предприятия. В разделе рекомендуется перечень мероприятий, которые следует провести при объявлении НМУ. Данное регулирование осуществляется с учётом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентрации примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Вышеизложенные нормативные акты обязывают организацию, имеющую источники вредных воздействий на атмосферный воздух, осуществлять охрану атмосферного воздуха. При этом она должна выполнять различные мероприятия, в том числе прогнозировать наступление НМУ, осуществлять производственный контроль при наступлении НМУ первого режима, предпринимать меры организационно-технического характера для сокращения концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 15%.
Материалами дела подтверждается, что заявитель имеет разрешение № 342 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (т. 1, л.д. 9) с приложением Перечня количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешённых к выбросу в атмосферный воздух (т. 1 л.д. 10-11).
Выполнение вышеназванных обязанностей явилось условием для выдачи указанного разрешения и, соответственно, невыполнение этих обязанностей расценивается как нарушение условий специального разрешения.
В материалах дела имеются штормовые предупреждения Росгидромета (т. 1, л.д. 124-128) о наступлении в проверяемый период с января по март 2009 года НМУ, однако заявитель не знал об этом, поскольку не заключал договор с Росгидрометом и не обеспечил доступ соответствующей информации. Общество не представило каких-либо других документов, подтверждающих, что при наступлении НМУ им проводятся какие-либо мероприятия организационно-технического характера.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом предыдущих инстанций сделан правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не усматривается.
При составлении протокола об административном правонарушении по доверенности от 15.04.2009, дающей право на представление интересов заявителя в Управлении, присутствовал представитель общества ФИО3, который, кроме того, согласно приказу председателя правления общества ФИО4 на момент составления протокола исполнял обязанности председателя правления организации (л.д.64 т.1)
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу № А55-8653/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи И.Н. Афанасьев
Г.Н. Махмутова