А55-880/08
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А55-880/2008
"31" июля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего: Гатауллиной Л.Р.,
судей: Хабибуллина Л.Ф., Махмутовой Г.Н.,
при участии сторон:
от заявителя: извещены, не явились,
от ответчика: извещены, не явились,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, город Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2008 (судья – С.А. Бойко) по делу № А55-880/2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 (председательствующий – А.А. Юдкин, судьи – Е.Г. Филиппова, В.С. Семушкин) по тому же делу,
по заявлению Администрации городского округа Самара, город Самара к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, город Самара о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Самара (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (далее – министерство) от 18.12.2007 № 18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 80000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2008 требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильную оценку судами обстоятельств дела, в том числе, на то, что администрация является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Проверив материалы дела, обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, суд оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
В ходе мероприятий по экологическому контролю, проведенной в период с 06.11.2007 по 05.12.2007 сотрудниками министерства, выявлен факт несанкционированного размещения отходов в овраге и на прилегающей к нему территории в районе спорткомплекса «МТЛ-Арена» по улице Советской Армии в городе Самара.
На основании акта проверки от 10.12.2007 № 38-ГЭК и протокола об административном правонарушении от 10.12.2007 № Пр9-ГЭК министерством вынесено постановление от 18.12.2007 № 18 о привлечении администрации к административной ответственности согласно статье 8.2 КоАП РФ в виде 80000 рублей штрафа.
Посчитав данное постановление незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из недоказанности факта совершения администрацией административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В Уставе городского округа Самара закреплено, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (статья 7).
В силу названных норм администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из акта министерства от 10.12.2007 № 38-ГЭК не следует, что несанкционированная свалка образовались в результате сброса строительных, бытовых отходов, металлолома и других отходов, полученных в результате деятельности администрации как юридического лица. В акте указано, что в овраге и на прилегающей к нему территории в районе спорткомплекса «МТЛ-Арена» по улице Советской Армии в городе Самара находится несанкционированная свалка.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что министерством не доказано совершение администрацией вменяемого ей административного правонарушения. Ненадлежащее исполнение полномочий в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебных актов не имеется. Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемых актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2008 по делу №А55-880/2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.Р. ГАТАУЛЛИНА
судьи Л.Ф. ХАБИБУЛЛИН
Г.Н. МАХМУТОВА