ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9398/2021 от 04.10.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества «Арконик СМЗ» на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2021 года по делу № А55-9398/2021 (судья Агеенко С.В.),  рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества «Арконик СМЗ» к  Самарской таможне о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по делу № 10412000-210/2021 от 18.03.2021,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Арконик СМЗ» (далее – АО «Арконик СМЗ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни (далее  - административный орган, таможня) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-210/2021 от 18.03.2021.

Решением от 12.07.2021 по делу А55-9398/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Самарской области отказал в удовлетворении заявленных требований.

АО «Арконик СМЗ» в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению общества, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в действиях общества отсутствуют события и состав административного правонарушения.

Административный орган апелляционную жалобу отклонил по доводам, изложенным в представленном отзыве.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст.121 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 24.01.2021 в 09 час. 50 мин. на Самарском таможенном посту Самарской таможни была завершена процедура таможенного транзита по TIR ХЕ82866253, SMRB/N от 15.01.2021, транспортное средство гос/номер LBI10875/LBI92269.

Заявление о размещении товаров на временное хранение от общества поступило на электронную почту Самарского таможенного поста (SMR-SMR@ptu.customs.ru) 25.01.2021 в 11 час. 02 мин.

В соответствии с отчетом о принятии товаров на хранение (форма ДО-1) № 0000016 от 25.01.2021 товары, прибывшие на транспортном средстве с гос/номером LBI10875/LBI92269, были помещены на временное хранение на СВХ АО «Арконик СМЗ» 25.01.2021, о чем свидетельствует выписка из базы данных КПС «Учет и контроль товаров на ВХ».

Таким образом, общество не выполнило установленные п.п.1 п.1 ст.152 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обязанности по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления в отношении АО «Арконик СМЗ» протокола об административном правонарушении от 03.02.2021 № 10412000-210/2021.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Самарской таможней вынесено постановление от 18.03.2021 по делу об административном правонарушении 10412000-210/2021, которым общество привлечено к ответственности по  ст. 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

С учетом положений части 3 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.

Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступает порядок осуществления таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение и их хранением.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении установленных законодательством требований и условий по помещению товаров на хранение.

Субъектом ответственности по статье 16.14 КоАП РФ являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по помещению товаров на хранение.

В соответствии со ст. 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении.

На основании п. 1 ст. 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с п. 2 данной статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения).

Согласно п.1 ст. 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров  на  временное  хранение,  если  иное  не  установлено  ТК  ЕАЭС (п. 3 ст. 100 ТК ЕАЭС).

Пунктом 1 ст. 152 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если иное не предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в п. 3 ст. 151 ТК ЕАЭС, лица, указанные в п.п. 1 - 3 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 119 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в ч. 1 ст. 118 настоящего Федерального закона, лица, указанные в п.п. 1 - 3 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием: в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - непозднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

Частью 4 ст. 119 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что срок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, исчисляется с момента завершения таможенного транзита.

В соответствии с п. 4 Приложение № 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444 для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение.

В случае возникновения нештатных ситуаций, препятствующих обмену сведениями в электронном виде таможенного поста с владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров), а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, таможенные операции совершаются с представлением этими лицами документов на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя организации главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью (при наличии). После устранения нештатных ситуаций владелец СВХ (лицо получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров), а также лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, представляют таможенному посту электронные копии указанных документов.

Если документы, указанные в п. 4 Приложения № 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444, представлены таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита), такие документы уполномоченным лицом таможенному посту не представляются. В этом случае уполномоченное лицо в целях получения подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, представляет таможенному посту уведомление, содержащее реквизиты документов, представленных таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита).

Суд первой инстанции установил, что административным органом 27.01.2021 от общества было получено письмо № 750/02-27, согласно которому заявление о помещении товаров на временное хранение № 750/02-020 от 24.01.2021 было отправлено им в выходной день 24.01.2021 с личной электронной почты. В тот же день автомобиль в соответствии с распоряжением таможенного органа прибыл на разгрузку на СВХ АО «Арконик СМЗ». Заявление было продублировано 25.01.2021.

В ходе производства по делу об административном правонарушении № 10412000-210/2021 в качестве свидетеля была опрошена старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 (г. Самара) Самарского таможенного поста Самарской таможни ФИО1, которая пояснила, что 24.01.2021 в 09 час. 50 мин. была завершена процедура таможенного транзита по TIR ХЕ82866253, SMRB/N от 15.01.2021 а/м LBI10875/LBI92269. Срок представления документов либо заявления о размещении на временное хранение истекал до 17 час. 50 мин. 24.01.2021. Однако в установленный п.п. 1 п. 1 ст. 152 ТК ЕАЭС срок заявление о размещении товаров на СВХ от общества в таможенный орган не поступило.

ФИО1 25.01.2021 осуществлен телефонный звонок АО «Арконик СМЗ» с целью установления причин отсутствия заявления о размещении груза на СВХ.

Представитель общества сообщил, что заявление №750/02-020 от 24.01.2021 отправлено24.01.2021 на электронную почту ООО «КРИТ-1».Заявление о размещении товара на временное хранение от заявителя поступило на Самарский таможенный пост только 25.01.2021 в 11 час. 02 мин, по электронной почте.Товары были помещены на временное хранение на СВХ АО «Арконик СМЗ» 25.01.2021 в 13 час. 22 мин. по отчету № 0000016 от 25.01.2021 о принятии товаров на хранение.

В соответствии п. 5 Приложения № 1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444 фактическое размещение товаров на СВХ производиться после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельце СВХ информации о факте регистрации данных документов.

Заявление общества о направлении 24.01.2021 на электронную почту ООО «КРИТ-1» не может являться уведомлением таможенного органа,так как ООО «КРИТ-1» не является таможенным органом. Обязанность в представлении заявления/уведомления о размещении товаров на СВХ установлена п. 4 Приложения №1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444.

Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении № 10412000-210/2021 в качестве свидетелябыл опрошен начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Самарской таможни ФИО2, который пояснил, что обязанностью декларанта после завершения процедуры таможенного транзита является уведомление таможенного органа о намерениях в отношении товаров. Вчастности для помещения товара на СВХ, декларант обязан предоставить таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и таможенные документы, содержащие сведения о товарах (ст. 100 ТК ЕАЭС). В соответствии с Приложением № 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 444, если документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и таможенныедокументы, содержащие сведения о товарах, представлены таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита), такие документы декларантом таможенному посту не представляются. В этом случае декларант в целях получения подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, представляет таможенному посту уведомление, содержащее реквизиты документов, представленных таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита). После представления в таможенный орган (таможенный пост) указанных документов таможенный орган (таможенный пост) регистрирует эти документы Регистрация документов, осуществляется таможенным постом не позднее 1 часа с момента их представления таможенному посту. После представления данных документов декларанту направляется подтверждение об их регистрации. Фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения декларантом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ информации о Акте регистрации данных документов.

В ходе производства по делу об административном правонарушении № 10412000-210/2021 получено письмо № 12  от 15.03.2021 подписанное директором ООО «КРИТ-1» ФИО3, который пояснил, что между СВХ АО «Арконик СМЗ» и СВХ ООО «КРИТ-1» ни каких договорных отношений нет. Также ФИО3 подтвердил, что 24.01.2021 на электронную почту ООО «КРИТ-1» поступало письмо общества (№ 750/02-020 от 24.01.2021) адресованное на Самарский таможенный пост, данное письмо сотрудниками ООО «КРИТ-1» ни 24.01.2021, ни 25.01.2021 на Самарский таможенный пост Самарской таможни не передавалось.

Таким образом, заявление о размещении на временное хранение товаров, в отношении которых процедура таможенного транзита завершена 24.01.2021 в 09 час. 50 мин, а, следовательно, срок подачи заявления о размещении товаров на временное хранение истекал до 17 час. 50 мин. 24.01.2021, поступило от общества на Самарский таможенный пост Самарской таможни по электронной почте только 25.01.2021 в 11 час. 02 мин., после чего, в соответствии с отчетом о принятии товаров на хранение (форма ДО-1) № 0000016 от 25.01.2021, товары, прибывшие на транспортном средстве с гос/номером LBI10875/LBI92269, были помещены на временное хранение 25.01.2021 в 13 час. 22 мин.

Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ.

Довод общества о том, что воскресенье является выходным днем для административного органа, судом апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку приказом Самарской таможни «Об утверждении служебного распорядка в Самарской таможне» от 31.12.2014 № 786, в целях обеспечения непрерывного совершения таможенных операций работа таможенных постов Самарской таможни, в том числе и Самарского таможенного поста, организована в сменном режиме работы (дежурные смены по сменному графику).

При этом, на официальном сайте таможенного органа, на который в том числе ссылается и само общество, размещены в том числе: адрес электронной почты Самарского таможенного поста Самарской таможни и номер телефона.

В виду того, что заявление о помещении товаров на временное хранение от 24.01.2021 № 750/02-020 направленно на электронную почту ООО «КРИТ 1» именно 24.01.2021, общество обладало сведениями о завершении в этот день на Самарском таможенном посту Самарской таможни процедуры таможенного транзита, а тем самым имело возможность и обязано было в установленный срок направить данное заявление непосредственно на Самарский таможенный пост.

По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек.

Обществу определена мера наказания, предусмотренная санкцией ст.16.14 КоАП РФ. Оснований для снижения размера штрафа обществом не приведено и судом не установлено.

Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения, как малозначительного (ст. 2.9 КоАП РФ), суд также не находит, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при этом доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения им не представлено, а также не усматривается и из материалов дела.

Доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Заявленные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьями 207, 209 АПК РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности не уплачивается, ошибочно уплаченная АО «Арконик СМЗ» государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 17.06.2021 № 106174 подлежит возврату плательщику.

Руководствуясь статьями 229, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2021 года по делу № А55-9398/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Арконик СМЗ» (ИНН <***> ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную платежным поручением № 106174 от 17 июня 2021 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                       О.А. Лихоманенко