ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9456/17 от 30.01.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-28786/2017

г. Казань Дело № А55-9456/2017

01 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 30.01.2018.

Полный текст постановления изготовлен – 01.02.2018.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,

при участии представителей:

истца – администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области – ФИО1, доверенность,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2017 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)

по делу № А55-9456/2017

по заявлению администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), с привлечением к участию в деле Территориального управления Росимущества в Самарской области, о признании незаконным отказа Росимущества, изложенного в письме от 17.11.2016 № ВВ-10/47696 «О передаче земельного участка в муниципальную собственность» и обязании передать земельный участок с кадастровым номером 63:17:0302005:1, площадью 123 875 кв. м в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) (далее – агентство), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Росимущества в Самарской области (далее – теруправление), о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 17.11.2016 № ВВ-10/47696 «О передаче земельного участка в муниципальную собственность» и обязании передать земельный участок с кадастровым номером 63:17:0302005:1, площадью 123 875 кв. м в муниципальную собственность.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017, требования удовлетворены. Суд обязал агентство в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу передать из федеральной собственности в муниципальную собственность городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:17:0302005:1 площадью 123 875 кв. м путем принятия решения согласно пункта 5 статьи 39.31. Земельного кодекса Российской Федерации.

Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Администрация в отзыве просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Администрация обратилась в Росимущество с заявлением от 11.10.2016 № 837 о безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым номером 63:17:0302005:1, площадью 123 875,00 кв. м, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского поселения Петра Дубрава.

Росимущество письмом от 17.11.2016 № ВВ-10/47696 «О передаче земельного участка в муниципальную собственность» отказало в безвозмездной передаче земельного участка городскому поселению Петра Дубрава, поскольку граница земельного участка, согласно сведениям кадастрового паспорта от 22.10.2016 № 63-00-102/16-869758, пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 63:17:0303005:2559, 63:17:0303005:2567, 63:17:0303005:2572, 63:17:0303005:2686, 63:17:0303005:2561, 63:17:0303005:2551, 63:17:0303005:580, 63:17:0303005:2619, 63:17:0303005:2644, 63:17:0303005:2556, 63:17:0303005:2568, 63:17:0303005:2597, 63:17:0303005:2702, 63:17:0303005:2560, 63:17:0303005:2682, 63:17:0303005:2566, 63:17:0303005:2557, 63:17:0303005:2708, 63:17:0303005:2593, 63:17:0303005:2571, 63:17:0303005:2558.

Ссылаясь на пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон № 221), при наличии пересечения границ, земельные участки не могут быть определены в качестве индивидуально-определенных вещей.

Выводы судов не противоречат закону и сложившейся арбитражно-судебной практике.

В силу пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Согласно статьям 34, 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава городского поселения Петра Дубрава Волжского района Самарской области, принятого решением Собрания представителей городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области от 06.04.2010 № 168, глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения Петра Дубрава и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Росимущество.

Единственным основанием отказа Росимущества послужило то, что к данному заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которого расположен земельный участок, а также схема расположения земельного участка.

Вместе с тем, согласно пункту 1 кадастровой выписки о земельном участке от 27.01.2016 № 99/2016/1861333 земельному участку присвоен кадастровый номер 63:17:0302005:1, в пункте 6 указана дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 04.07.2003, из пункта 17 следует, что сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, суды двух инстанций верно указали о том, что наличие кадастрового номера указывает на сведения об объекте недвижимости внесенные в Единый государственный кадастр недвижимости (далее – реестр).

Росимуществом не учтено, что испрашиваемый земельный участок образован, сведения о нем внесены в Единый государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Федеральным законом о кадастре (ранее учтенные объекты недвижимости).

Таким образом, земельный участок считается объектом недвижимости согласно Закону о кадастре, сведения о котором внесены в Единый государственный кадастр недвижимости.

В связи с чем, Росимущество ошибочно указало, что наличие пересечения границ земельного участка не позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.02.2016 № ОГ-Д23-1483 земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 01.03.2008, согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре считаются учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.31. Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка является отсутствие в заявлении о передаче земельного участка указания кадастрового номера земельного участка либо к заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.

Соответственно, утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схему расположения земельного участка необходимо предоставлять в случае, если такой земельный участок предстоит образовать, а если земельный участок уже образован, то достаточно указать кадастровый номер земельного участка. Исходя из того, что заявителем в заявлении указан кадастровый номер земельного участка, требование Росимущества о необходимости приложить к заявлению утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или схему расположения Земельного участка правильно признан судами необоснованным.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что основания для отказа в безвозмездной передаче земельного участка у Росимущества отсутствовали, и Росимуществом неверно толкуются положения п. 10 ст.39.31. Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Требование Росимущества об обеспечении за счет средств бюджета администрацией выполнения кадастровых работ до решения о передаче Земельного участка, не основано на законе.

Удовлетворяя требования, суды двух инстанций исходили из положений пункта 1 части 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации о наличии оснований для безвозмездной передаче земельных участков, находящиеся в федеральной собственности в муниципальную собственность.

Аналогичные выводы содержаться в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 14.11.2017 по делу № А40-233150/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2017 по делу № А55-13628/2016.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу № А55-9456/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Карпова