ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9479/19 от 04.03.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-58920/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-9479/2019

11 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Саттаровой А.Р.,

при участии в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителя Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО1, доверенность от 26.12.2019,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019

по делу № А55-9479/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление «Нефтепромстрой» к Управлению Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании недействительным отказа и обязании устранить допущенные нарушения, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа Похвистнево Самарской области, общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки «Экспертиза Поволжья»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление «Нефтепромстрой» (далее – общество «Нефтепромстрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 63:07:0201010:655, по адресу: <...> (далее – объект), выраженного в уведомлении от 16.01.2019 № 63/007/2018-3715, 3717, и обязании Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на объект и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация городского округа Похвистнево Самарской области, общество с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки «Экспертиза Поволжья».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2019 заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на объект, выраженный в уведомлении от 16.01.2019 № 63/007/2018-3715,3717, обязал регистрирующий орган в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - осуществить государственную регистрацию права собственности на объект.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление Росреестра, не согласившись с судебными актами суда первой и апелляционной инстанций в обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи имущества от 08.06.2018 № 2/18 общество «Нефтепромстрой» приобрело у муниципального образования – городской округ Похвистнево Самарской области объект незавершенного строительства с кадастровым номером 63:07:0201010:655, по адресу: <...>.

Уведомлением от 15.10.2018 № 63/007/300/2018/3715,3717 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

Уведомлением от 16.01.2019 № 63/007/2018-3715,3717 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 63:07:0201010:655, в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенной в уведомлении о приостановлении причины.

Регистрирующий орган отказ в регистрации мотивировал тем, что представленный обществом договор купли-продажи имущества от 08.06.2018 № 2/18 не соответствует требованиям действующего законодательства; объект, в отношении которого необходимо зарегистрировать право, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости зарегистрирован как объект незавершенного строительства (здание) «Общежитие для студентов открытого института в г. Похвистнево», что в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежит регистрации; земельный участок, на котором расположен объект с разрешенным использованием – «Спорт» в силу Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», не подлежит приватизации; представленные документы не содержат каких-либо условий о сохранении назначения земельного участка после перехода прав на него в установленном законом порядке.

Общество «Нефтепромстрой», полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности на объект противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно положениям Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - реестр). Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В статье 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.

Как установлено судами, Управление Росреестра отказ в регистрации права, мотивировало тем, что объект незавершенного строительства относится к муниципальному жилищному фонду и не подлежит приватизации.

Между тем, муниципальный жилищный фонд определен пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу пункта 5 части 5 статьи 14, части 4 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет должен быть осуществлен в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета всех расположенных в таком доме жилых и нежилых помещений.

Согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

До момента ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства такой объект признается самостоятельным объектом недвижимости без возможности образования в нем иных объектов недвижимости.

Осуществление государственного кадастрового учета помещений при отсутствии в ЕГРН сведений о здании, в котором они расположены, Законом о регистрации не предусмотрено, за исключением случая, когда помещение является ранее учтенным и сведения о нем вносятся по правилам части 5 статьи 69 Закона о регистрации.

В соответствии с правовой позицией, и изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2014 № 306-ЭС14-2019, постановка на кадастровый учет помещения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, Законом о регистрации также не предусмотрена.

Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит исчерпывающий перечень имущества, на которые действия федерального закона не распространяются. При этом объекты незавершенного строительства в данном перечне не значатся.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно пришли к выводу, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером 63:07:0201010:655, не может быть включен в муниципальный жилищный фонд и удовлетворили заявленные требования, признав отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права незаконным.

С учетом Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», суды правомерно пришли к выводу, что на земельном участке с кадастровым номером 63:07:0201010:635 с разрешенным видом использования «Спорт» расположен объект незавершенного строительства, который не является спортивным сооружением, в силу чего на него не распространяются нормы Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Правомерно отклонен судами довод регистрирующего органа о том, что сокращенное наименование организации ООО СМУ «НПС» является основанием для отказа в государственной регистрации права.

Рассматривая спор, суды установили, что постановлением администрации городского округа Похвистнево от 21.03.2018 № 278 принято решение об организации аукциона по продаже муниципального имущества - объекта незавершенного строительства и земельного участка.

В соответствии с протоколом от 23.04.2018 № 1, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» аукцион в котором принял участие только один участник, признан несостоявшимся.

Постановлением администрации городского округа Похвистнево от 03.05.2018 № 453 принято решение об организации повторного аукциона по продаже муниципального имущества - объекта незавершенного строительства и земельного участка.

В соответствии с протоколами № 1 о признании претендентов участниками аукциона от 21.05.2018, № 2 об итогах продажи муниципального имущества от 04.06.2018 общество «Нефтепромстрой» признано победителем аукциона.

По итогам аукциона с обществом «Нефтепромстрой» заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства, (кадастровый номер 63:07:0201010:655) с земельным участком (кадастровый номер 63:07:0201010:635), площадью 2 927 кв.м., адрес объекта: <...>.

При таких обстоятельствах суды правомерно отметили, что протокол от 23.04.2018 № 1 о признании аукциона несостоявшимся не может являться основанием для отказа в регистрации договора купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка, заключенного по результатам аукциона, состоявшемся 04.06.2018; сокращенное наименование юридического лица ООО СМУ «НПС» предусмотрено уставом заявителя, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра юридических лиц.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств. Кроме того, доводы заявителя аналогичны доводам, изложенным им в апелляционной жалобе, которые были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Их переоценка судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не допускается.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу № А55-9479/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               В.А. Карпова

                                                                                         А.Ф. Фатхутдинова