АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-17756/2022
г. Казань Дело № А55-9545/2021
11 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» – ФИО1, доверенность от 18.02.2022; ФИО2, доверенность от 15.02.2022; ФИО3, доверенность от 02.02.2022;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области – ФИО4, доверенность от 09.02.2022; ФИО5, доверенность от 05.12.2020;
открытого акционерного общества «Самарагаз» – ФИО6, доверенность от 01.01.2022;
открытого акционерного общества «Сызраньгаз» – ФИО7, доверенность от 18.02.2020;
общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» – ФИО6, доверенность от 01.01.2022;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара»
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022
по делу № А55-9545/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании недействительным решения, предписания и постановления о привлечении к административной ответственности,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания», общество с ограниченной ответственностью «Самарагаз», общество с ограниченной ответственностью «Самараоблгаз-сервис», общество с ограниченной ответственностью «Сызраньгаз», Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Самара», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – УФАС по Самарской области, Управление, антимонопольный орган) от 12.03.2021 № 2501/5, предписания УФАС по Самарской области от 12.03.2021 № 2502/5 по делу № 063/01/10-892/2020 и постановления от 16.06.2021 № 315адм-21/5 о привлечении ООО «Газпром межрегионгаз Самара» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 562 500 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее – Департамент), общество с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – ООО «СВГК»), общество с ограниченной ответственностью «Самарагаз» (далее – ООО «Самарагаз»), общество с ограниченной ответственностью «Самараоблгаз-сервис» (далее – ООО «Самараоблгаз-сервис»), общество с ограниченной ответственностью «Сызраньгаз» (далее – ООО «Сызраньгаз»).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2021 требования ООО «Газпром межрегионгаз Самара» удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 решение Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2021 отменено и по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО «Газпром межрегионгаз Самара» отказано.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2022, ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, считая, что апелляционным судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции дана неверная квалификация спорным отношениям как находящимся в сфере регулирования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также не применены нормы законодательства о газоснабжении, которыми руководствовался заявитель в процессе исполнения договоров транспортировки и поставки газа на потери в сетях. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
УФАС по Самарской области, ООО «СВГК», ООО «Самарагаз», ООО «Сызраньгаз» в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Департамент и ООО «Самараоблгаз-сервис» надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как видно из материалов дела, УФАС по Самарской области по результатам рассмотрения жалоб ООО «СВГК», ООО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис» и ООО «Сызраньгаз» вынесено решение от 12.03.2021 № 2501/5 по делу № 063/01/10-892/2020, в соответствии с которым ООО «Газпром межрегионгаз Самара» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и злоупотребившим доминирующим положением на рынке поставки природного газа по газораспределительной системе населению и покупателям, приравненным к категории «население» на территории Самарской области, путем совершения комплекса действий:
- систематической неоплаты услуг по транспортировке газа ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз»; ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз»;
- нарушения процедуры оформления первичной документации, предусмотренной договорами, заключенными с ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз» и необоснованного уклонения от ежемесячного подписания актов с августа 2019 года по декабрь 2019 года с ООО «СВГК», с сентября 2019 года по декабрь 2019 года с ОАО «Самарагаз»;
- необоснованного уклонения с сентября 2019 года по декабрь 2019 года от подписания актов с указанием объема фактически оказанных услуг по транспортировке газа с ООО «Самараоблгаз-сервис» и неправомерного невключения данных об объемах оказанных услуг по транспортировке газа населению ОАО «Сызраньгаз» с января 2019 года по декабрь 2019 года, которое привело к неправильному формированию актов оказанных услуг;
- отнесения потерь газа на финансовый результат ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз» посредством расчета потерь газа способом, не предусмотренным действующим законодательством;
- осуществления учета газа, транспортированного населению Самарской области, не в соответствии с действующим законодательством, которые ущемили интересы ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз», создали угрозу надежной и безопасной транспортировке газа населению Самарской области и могли ущемить интересы неопределенного круга потребителей – Самарской области;
- а также путем представления в адрес органа государственного регулирования информации о планируемых объемах транспортировки природного газа населению на 2019 год, которое могло повлечь необоснованное установление тарифа на газ природный, реализуемый населению Самарской области, и ущемление интересов неопределенного круга потребителей – населения Самарской области, а также ущемило интересы ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз».
Кроме того, антимонопольным органом в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Самара» было выдано предписание от 12.03.2021 № 2502/5 по делу № 063/01/10-892/2020 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем:
- принятия мер по недопущению нарушения процедуры оформления первичной документации, предусмотренной договорами, заключенными с ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», и необоснованного уклонения от ежемесячного подписания актов с указанием объема фактически оказанных услуг по транспортировке газа с ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз»;
- осуществления учета газа, транспортированного населению Самарской области, в соответствии с действующим законодательством, определяя фактические потери природного газа при транспортировке по каждому конкретному месту их образования и оформляя соответствующими актами.
Антимонопольным органом также вынесено постановление от 16.06.2021 № 315адм-21/5 о назначении административного наказания по делу № 063/01/10-892/2020, в соответствии с которым ООО «Газпром межрегионгаз Самара» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Не согласившись с указанными решением, предписанием и постановлением УФАС по Самарской области, ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что основополагающим вопросом, позволяющим определить наличие, либо отсутствие в действиях заявителя признаков нарушения требований антимонопольного законодательства в данной ситуации, является установление факта влияния выявленных УФАС по Самарской области нарушений на изменение (увеличение) «котлового» тарифа и на нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – населения Самарской области в виде необоснованной (завышенной) платы за поставленный природный газ. При этом, как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, действия ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по осуществлению недостоверного учета газа, транспортированного населению, и подачи в адрес Департамента некорректной информации о планируемых объемах транспортировки природного газа населению на 2019 год могли повлечь необоснованное установление тарифа на газ природный, реализуемый населению Самарской области, и ущемление интересов неопределенного круга потребителей – населения Самарской области.
Как посчитал суд первой инстанции, буквальное толкование вышеуказанных выводов антимонопольного органа свидетельствует о том, что вопрос влияния выявленных УФАС по Самарской области нарушений ООО «Газпром межрегионгаз Самара» требований антимонопольного законодательства на изменение (увеличение) «котлового» тарифа и необоснованной (завышенной) платы населением Самарской области за поставленный природный газ заинтересованным лицом фактически не исследовался и оспариваемое решение каких-либо выводов по данному вопросу не содержит.
Довод антимонопольного органа о том, что поданные заявителем в адрес Департамента сведения о фактическом объеме транспортированного газа населению не соответствуют планируемым объемам транспортировки природного газа, отклонен судом первой инстанции как не имеющий правового значения для разрешения данного спора, поскольку очевидно, что планируемые объемы транспортировки газа не совпадут с реальными показателями. При этом, как отметил суд первой инстанции, каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что вышеуказанные действия заявителя по предоставлению в орган тарифного регулирования необоснованной информации о планируемых объемах транспортировки газа носят умышленный характер, антимонопольным органом суду не представлено.
Также суд первой инстанции посчитал, что сами по себе вмененные заявителю нарушения в отрыве от исследования вопроса об их влиянии на установление законного и обоснованного тарифа могут свидетельствовать о возможном нарушении заявителем гражданско-правовых отношений в рамках заключенных гражданско-правовых договоров между заявителем и ГРО и не могут быть положены в основу решения о нарушении заявителем требований антимонопольного законодательства.
В этой связи суд первой инстанции сделал вывод о том, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемых решения и предписания, а также для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований ООО «Газпром межрегионгаз Самара», суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В силу положений части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Так, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие), перечисленные в пунктах 1-11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.
Как установлено судом апелляционной инстанции, что в УФАС по Самарской области поступило заявление от ООО «СВГК» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Газпром межрегионгаз Самара», которое не оплачивает оказанные услуги по транспортировке газа населению и не подписывает акты оказанных услуг с августа 2019 года, а также рассчитывает объем потерь газа способом, не предусмотренным действующим законодательством. По мнению ООО «СВГК», действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в части непринятия объемов оказанных услуг по транспортировке газа населению и неоплаты оказанных услуг по транспортировке газа непосредственным образом влияет на возможность ООО «СВГК» осуществлять предпринимательскую деятельность и создает угрозу ущемления интересов неопределенного круга лиц – населения Самарской области; вышеуказанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Самара» свидетельствуют о злоупотреблении им своим доминирующим положением.
Также в Управление поступило заявление ОАО «Самарагаз» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Газпром межрегионгаз Самара», которое не оплачивает оказанные услуги по транспортировке газа населению и не подписывает акты оказанных услуг с сентября 2019 года. За период октябрь-декабрь 2019 года образовалась задолженность ООО «Газпром межрегионгаз Самара» перед ОАО «Самарагаз» в общей сумме 219 300 303,93 руб., что является крайне существенным ущербом для ОАО «Самарагаз», нарушающим нормальное осуществление деятельности по транспортировке газа в условиях тарифного регулирования. Подобная негативная ситуация, связанная с невозможностью надлежащим образом финансировать деятельность ОАО «Самарагаз» по транспортировке газа (включая аварийное обслуживание), создает угрозу надежного и безопасного газоснабжения на территории Самарской области и влечет ущемление интересов неопределенного круга лиц – населения Самарской области. По мнению ОАО «Самарагаз», вышеуказанные действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Самара» не отвечают принципам разумности и добросовестности и свидетельствуют о его недобросовестном поведении и злоупотреблении своим доминирующим положением, результатом которых является ущемление интересов ОАО «Самарагаз» как независимой ГРО в сфере предпринимательской деятельности.
В Управление также поступило заявление ООО «Самараоблгаз-сервис» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Газпром межрегионгаз Самара», которое не оплачивает с сентября 2019 года оказанные услуги по транспортировке газа, не подписывает акты оказанных услуг по транспортировке газа населению с указанием объема фактически оказанных услуг по транспортировке газа населению, а также рассчитывает объем потерь газа способом, не предусмотренным действующим законодательством. По мнению ООО «Самараоблгаз-сервис», при осуществлении деятельности по транспортировке газа населению оно столкнулось с неправомерными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Самара», которое занимает доминирующее положение на рынке поставки (реализации) газа; данные обстоятельства свидетельствуют о факте недостоверного и фиктивного учета газа, реализуемого ООО «Газпром межрегионгаз Самара» населению, его искусственном занижении и манипулировании его объемами, которые фактически потреблены населением, но не учтены ООО «Газпром межрегионгаз Самара».
Приказом Управления от 15.06.2020 № 74 возбуждено дело № 063/01/10-428/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по вышеназванным заявлениям по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 29.06.2020 № 8430/5 о назначении дела № 063/01/10-428/2020 о нарушении антимонопольного законодательства привлечены к участию в качестве ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Самара», в качестве заявителей – ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», в качестве заинтересованного лица –ООО «Газпром газораспределение Самара».
Определением от 20.07.2020 № 9405/5 об отложении рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО «Сызраньгаз» и ООО «Управляющая компания «Юг-газ».
Определением от 10.08.2020 № 10266/5 об отложении рассмотрения дела № 063/01/10-428/2020 привлечен Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области.
20.08.2020 в Управление поступило заявление ОАО «Сызраньгаз», из которого следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Самара» осуществляет недостоверный учет газа, а также рассчитывает потери газа способом, не предусмотренным действующим законодательством. По мнению ОАО «Сызраньгаз», ООО «Газпром межрегионгаз Самара» фактически предъявляет к оплате не технологические потери, ведет недостоверный учет газа на территории г.о. Сызрань, Сызранского и Шигонского районов, злоупотребляет своим доминирующим положением, чем нарушается запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Приказом Управления от 10.09.2020 № 120 возбуждено дело № 063/01/10-783/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по заявлению ОАО «Сызраньгаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 16.10.2020 комиссия объединила дела № 063/01/10-428/2020 и № 063/01/10-783/2020 в одно производство с присвоением делу номера 063/01/10-892/2020.
Для определения положения ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в соответствии Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке поставки газа по газораспределительной системе населению и покупателям, приравненным к категории «население» на территории Самарской области в 2019 году (временной интервал исследования товарного рынка – 2019 год).
Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Самара» является единственным поставщиком газа по газораспределительной системе населению и покупателям, приравненным к категории «население», в Самарской области.
В соответствии с аналитическим отчетом УФАС по Самарской области, составленным по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке поставки газа по газораспределительной системе населению и покупателям, приравненным к категории «население», на территории Самарской области в 2019 году ООО «Газпром межрегионгаз Самара» занимает долю 100%, соответственно, доминирует на данном рынке. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Самара» доминирует на рынке поставки природного газа по газораспределительной системе населению и покупателям, приравненным к категории «население» в границах Самарской области, и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
ООО «Газпром межрегионгаз Самара» на 2019 год были заключены договоры на оказание услуг по транспортировке газа населению с ООО «СВГК» (от 24.01.2019 № 45-3-0004/18), ОАО «Самарагаз» (от 24.01.2019 № 45-3-0003/18), ООО «Самараоблгаз-сервис» (от 24.01.2019 № 45-3-0010/18); ОАО «Сызраньгаз» (от 12.11.2018 № 45-3-0001/19).
ООО «Газпром межрегионгаз Самара» на 2019 год были заключены договоры на оказание услуг по транспортировке газа покупателям, относящимся к категории «население», с ООО «СВГК» (от 30.12.2016 № 45-3-0006/17), ОАО «Самарагаз» (от 30.12.2016 № 45-3-0007/17), ОАО «Сызраньгаз» (от 29.12.2018 № 45-3-0005/19).
Как установил суд апелляционной инстанции, комиссией при рассмотрении указанного антимонопольного дела, подробно проанализированы условия вышеперечисленных договоров, проанализированы договоры поставки газа, заключенные между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и ГРО в целях возмещения поставщику газа стоимости объема технологических потерь газа, возникающих при его транспортировке по газораспределительным сетям ГРО (ООО «СВГК» – договор от 01.10.2018 № 45-5-003/19, ОАО «Самарагаз» – договор от 24.01.2019 № 45-5-004/19, ООО «Самараоблгаз-сервис» – договор от 01.10.2018 № 45-5-005/19); изучены обстоятельства, связанные с оплатой услуг по транспортировке газа, обстоятельства относительно оформления актов оказанных услуг по транспортировке газа населению и достоверности учета, обстоятельства, связанные с определением объема потерь газа, обстоятельства, связанные с установлением розничной цены на газ для населения и установлены факты систематической неоплаты ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в 2019 году услуг по вышеуказанным договорам транспортировки газа с ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», АО «Сызраньгаз», а также нарушение процедуры оформления первичной документации, предусмотренной договорами; необоснованное уклонение с августа и сентября 2019 года от ежемесячного подписания актов с указанием объема фактически оказанных услуг по транспортировке газа, неправомерное невключение данных об объемах оказанных услуг по траспортировке газа населению ОАО «Сызраньгаз», которое приводит к неправильному формированию актов оказанных услуг; установлены факты использования ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в расчетах с ГРО потерь метода, в соответствии с которым газораспределительной организации выставляются потери без учета места их возникновения и причин образования; в нарушение пункта 3.1, 3.4 Правил учета газа ООО «Газпром межрегионгаз Самара» не определялись (объемы) газа ежемесячно, а фактические потери природного газа при транспортировке газа поставщиком газа по каждому конкретному месту их образования; в нарушение пункта 28 Правил поставки газа не оформлялись ежемесячно первичные документы, а потери определены расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством, ущемляющим интересы ГРО; также установлено, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по осуществлению недостоверного учета газа транспортированного населению и подачи в Департамент некорректной информации о планируемых объемах транспортировки природного газа населению на 2019 год могли повлечь необоснованное установление тарифа на газ природный, реализуемый населению Самарской области, и ущемление интересов неопределенного круга потребителей – населения Самарской области, а также ущемляют интересы ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз».
Комиссией установлено, наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением ООО «Газпром межрегионгаз Самара» на рынке поставки природного газа по газораспределительной системе населению и покупателям, приравненным к категории «население» в границах Самарской области, совершением действий и его негативными последствиями.
В решении Управления содержится описание всех совершенных действий ООО «Газпром межрегионгаз Самара», их системность и длительность, а также изучена взаимосвязь данных действий и негативные последствия для участников рынка, в том числе, негативные последствия, возникающие на смежных рынках.
Апелляционный суд правомерно посчитал, что Комиссия УФАС по Самарской области, рассмотрев и всесторонне изучив материалы дела № 063/01/10-892/2020, обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Самара» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением.
Нарушение требований статьи 10 Закона о защите конкуренции дает право антимонопольному органу на применение мер воздействия к нарушителям антимонопольного законодательства, в связи с чем в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Самара» было направлено предписание об устранении выявленного нарушения.
Установив, что решение и предписание по делу № 063/01/10-892/2020 соответствуют законодательству и приняты в соответствии с полномочиями территориального антимонопольного органа, апелляционный суд сделал верный вывод о том, что Управление действовало в рамках полномочий, предоставленных законодательством.
С учетом изложенных выше обстоятельств и мотивов суд апелляционной инстанций также правомерно пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и вины ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в его совершении, а потому не нашел оснований для признания незаконным и отмены постановления УФАС по Самарской области от 16.06.2021 № 315адм21/5.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Постановление апелляционного суда от 19.01.2022 соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по делу № А55-9545/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи С.В. Мосунов
А.Н. Ольховиков