АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-16707/2022
г. Казань Дело № А55-9648/2021
05 апреля 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хисамова А.Х.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, по доверенности от 06.08.2021 № 119, ФИО2, по доверенности от 14.04.2021 № 84;
ответчика – ФИО3, по доверенности от 20.12.2021 № 9964-13-7,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ТЕВИС»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021
по делу № А55-9648/2021
по иску акционерного общества «ТЕВИС», г. Тольятти (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по государственному контракту за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ТЕВИС» (далее – АО «ТЕВИС», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее – ГУ МЧС России по Самарской области, Главное управление, ответчик) о взыскании 180 228 руб. 12 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в период октябрь-декабрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО «ТЕВИС» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что ответчиком осуществляется деятельность, связанная с сухопутным транспортом, с применением пожарных автомобилей, сопровождающаяся обслуживанием и мойкой пожарной техники; объектами абонента являются, в том числе, пожарные части № 11, 81, 98, 96, что влечет сброс вредных веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между сторонами заключен государственный контракт холодного водоснабжения от 27.05.2020 № 434в (далее – контракт).
В соответствии с условиями указанного контракта АО «ТЕВИС» обязалось подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать транспортировку и очистку. Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом, и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной (питьевой) воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 3.6 контракта оплата в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов по составу сточных вод производится абонентом ежеквартально, а оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения – ежемесячно, по актам оказанных услуг и счетам-фактурам организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) не позднее 10 банковских дней с даты их получения.
Истцом ответчику были направлены акты от 31.10.2020 № 83780, от 30.11.2020 № 98699, от 31.12.2020 № 108746, а также счета-фактуры за период октябрь-декабрь 2020 года.
В соответствии с пунктом 4.2.5 договора организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы.
В приложении № 6 к контракту указаны сведения о максимальных допустимых значениях нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ.
Согласно пункту 194 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила № 644) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно пункту 195 Правил № 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно представленным отчетам о потреблении холодной (питьевой) воды, объем потребления за октябрь-декабрь 2020 года менее 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам ГУ МЧС России по Самарской области.
Расчет платы произведен истцом по пункту 203 Правил № 644, который осуществляется для объектов абонента, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых не превышает 30 куб.м, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц в целях осуществления деятельности сухопутного транспорта.
Согласно расчетам истца задолженность ГУ МЧС России по Самарской области по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в период октябрь-декабрь 2020 года составляет 180 228 руб. 12 коп.
Согласно доводам ответчика истцом необоснованно при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в период октябрь-декабрь 2020 года, применена формула пункта 203 Правил № 644 без осуществления контроля состава и свойств сточных вод, в связи с отнесением деятельности Главного управления к деятельности сухопутного транспорта, поскольку ответчик не осуществляет перевозку пассажиров и грузов.
В порядке урегулирования вопроса погашения задолженности в адрес ответчика была направлена претензия от 29.01.2021 № 48/769, которая оставлена им без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), а также Правилами № 644.
Положениями части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, пункта 118 Правил № 644 предусмотрено, что, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу подпункта «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644 предусмотрено, что организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе, с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4 (1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 644, в частности, пункт 123 (4) Правил № 644 изложен в следующей редакции: для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
Сторонами не оспаривается, что абонентом схема по размещению мест для отбора проб в соответствии с положениями подпункта «е» пункта 17 Правил № 644 не представлялась; отбор проб сточных вод не производился; декларация не утверждалась.
В случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем указанного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 Правил.
Таким образом, законодатель разграничивает понятия негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, плата за которые устанавливается либо в порядке пункта 123(4), либо пункта 203. В этой связи правовое значение имеет категория абонента, возможность установления для него нормативов сточных вод, и, как следствие, взимания платы за их превышение.
При отнесении объектов абонентов к абзацу второму пункта 203 Правил № 644 и осуществлении расчетов по приведенной в указанном пункте формуле, абонент должен соответствовать нескольким критериям, в частности, осуществлять хотя бы один из перечисленных в этом пункте видов производственной деятельности, а среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод должен составлять менее 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
В соответствии с пунктом «п» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом лице и код по Общероссийскому классификатору вид экономической деятельности.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности, содержатся и классифицируются в ОКВЭД 2, который используется, в том числе, при определении основного и дополнительного видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 49 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность сухопутного транспорта включает в себя перевозку пассажиров и грузов по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, а также транспортировку грузов по трубопроводам.
В пунктах 3, 12, 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) закреплены определения следующих понятий: груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке; пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства; перевозка пассажира – услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами; перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) Главного управления по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в городах и районных субъектов РФ (84.11.13).
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.06.2004 № 868, последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Главное управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, которое осуществляет свою деятельность по поиску и спасению людей, предупреждению и тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, Главное управление не осуществляет перевозку пассажиров, грузов и не является перевозчиком в соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ.
На основании изложенного довод заявителя о том, что ответчиком осуществляется деятельность, связанная с перевозками сухопутным транспортом, и деятельность, связанная с применением пожарных автомобилей, поскольку согласно приложению № 3 к контракту объектами абонента являются, в том числе, пожарные части № 11, 81, 98, 96, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование при обеспечении пожарной безопасности.
Следовательно, правомерен вывод судов о том, что ссылка на пункт 203 Правил № 644 к данным правоотношениям неприменима в связи с неосуществлением (фактически) Главным управлением деятельности сухопутного транспорта.
Заключение договора водоснабжения для обеспечения пожарных частей и контроль МЧС России за деятельностью пожарной безопасности не свидетельствует о том, что она может быть расценена в качестве основного вида экономической деятельности, как деятельность, связанная с применением сухопутного транспорта для перевозки грузов, деятельность, связанная с применением пожарных автомобилей.
Ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения от 29.12.2020 № 632214, 632208, 632205, 632217, № 632207, 632210, 632224, 632219, 632223, подтверждающие оплату услуг водоснабжения и водоотведения за период с октября по декабрь 2020 года.
Принимая во внимание, что правовые обоснования для взыскания с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренных пунктом 203 Правил № 644, отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу № А55-9648/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Г.Н. Махмутова
А.Х. Хисамов