ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9760/2021 от 07.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-16803/2022

г. Казань Дело № А55-9760/2021

14 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.

Судья Арбитражного суда Поволжского округа Закирова И.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Михайловой М.Д.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области:

Общества с ограниченной ответственностью «Весна» - Орешин П.Ю., доверенность от 25.02.2021,

Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Аладин В.Ю., доверенность от 24.12.2021,

рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, гор. Самара

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021,

по делу № А55-9760/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Весна» (ОГРН 1079847032396, ИНН 7840353773), гор. Санкт-Петербург к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, гор. Самара третьи лица: - Колячко Олег Викторович - Решетников Роман Викторович о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2021 по делу № 66/2021, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2021 по делу № 65/2021, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее – заявитель, общество, ООО "Весна") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2021 по делу № 66/2021, от 19.03.2021 по делу № 65/2021.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2021 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и изменено постановление от 19.03.2021 по делу № 66/2021 в части назначения административного наказания. Суд назначил ООО "Весна" наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Также суд признал незаконным и изменил постановление от 19.03.2021 по делу № 65/2021 в части назначения административного наказания. Суд назначил ООО "Весна" наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 решение Арбитражного суда Самарской области отменено, признаны незаконными и отменены постановления по делам № 65/2021 от 19.03.2021, № 66/2021 от 19.03.2021, вынесенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о привлечении ООО «Весна» к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению административного органа, на момент выявления административного правонарушения и составления протокола заявитель использовал земельные участки не по целевому назначению в соответствии с их разрешенным использованием.

В силу части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба по делу рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.

Согласно статье 286 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит основания для ее удовлетворения в связи со следующим.

По результатам осмотра земельных участков, расположенных по адресам: Самарская область, гор. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, КН 63:09:0301154:4974, восточная часть кадастрового квартала 63:09:0301154, КН 63:09:0301154:4451 административным органом выявлено, что на указанных земельных участках расположена автомобильная мойка самообслуживания и торговый магазин по реализации пива «На Дне», территории земельных участков не огорожены.

Административный орган, усмотрев в действиях общества признаки нарушений требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), выраженные в нецелевом использовании земельных участков, составил в отношении заявителя протоколы об административной правонарушении от 25.02.2021.

Постановлениями от 19.03.2021 № 66/2021, № 65/2021 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей за каждое правонарушение.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях ООО «Весна» состава вмененного ему правонарушения.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (статья 24.1 КоАП РФ).

Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, является основанием для его отмены (часть 4 статьи 1.5, пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.

Собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту (статья 42 ЗК РФ).

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).

В пунктах 7 и 9 статьи 1 ГрК РФ и статье 85 ЗК РФ дается понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.

Такие регламенты, как предусмотрено ЗК РФ (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и др.), и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.

В силу части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

ГрК РФ устанавливает, что в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков (часть 6 статьи 30), среди которых могут быть основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37).

Диспозиция части 1 статьи 8.8 КоАП РФ не предусматривает наступление административной ответственности за отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, допустимых в качестве дополнительных по отношению к основному виду. Использование земельного участка не только в соответствии с основным видом разрешенного использования, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, допустимым в качестве дополнительного по отношению к основному, не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 № 310-ЭС20-8733, от 25.01.2021 № 305-ЭС20-14234, от 08.02.2021 № 305-ЭС20-15754, № 305-ЭС20-15893).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.10.2020 № 42-П, ни ЗК РФ, ни ГрК РФ непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в ЕГРН, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

На территории городского округа Тольятти действуют утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, которые являются документом градостроительного зонирования, и в котором установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты (далее – Правила).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования (Приложение 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301154:4451 расположен в территориальной зоне Ц-1«Зона делового, общественного и коммерческого назначения».

В соответствии с Картой градостроительного зонирования (Приложение 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301154:4974 расположен в территориальной зоне Ц-1«Зона делового, общественного и коммерческого назначения».

Такое расположение земельных участков подтверждается Выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 08.11.2021 № 468/5.1-1 и Выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 08.11.2021 № 467/5.1-1, подготовленными Департаментом градостроительной деятельности Администрации городского округа Тольятти.

Пунктом 1 статьи 41 Правил предусмотрены Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в этой зоне, среди которых указан вид «Предпринимательство (4.0)» и вид «Общественное питание (4.6)».

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, содержание вида разрешенного использования земельного участка "Предпринимательство" (код 4.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10. В свою очередь, код 4.9.1.3 определяет вид деятельности «Автомобильные мойки. Размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли».

В оспариваемых постановлениях обществу вменяется нарушение, выразившееся в том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301154:4451 и 63:09:0301154:4974 используются не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, которое выражается в том, что обществом сведения об установленном градостроительным регламентом виде разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым фактически используются спорные земельные участки, не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Управление, настаивая на своей позиции, отмечает, что в данных случаях для соблюдения требований законодательства от заявителя требовалось либо приведение фактического использования земельного участка в соответствии с установленным для него разрешенным использованием, либо изменение в установленном порядке разрешенного использования участка и установление такого его разрешенного использования, которое бы соответствовало его фактическому использованию.

Судом апелляционной инстанции на основе анализа представленных в материалы дела доказательств установлено, что использование земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301154:4451, 63:09:0301154:4974 для размещения павильона общественного питания и продажи продукции «АО «Жигулевское пиво», автомобильной мойки самообслуживания, не противоречит разрешенному использованию, установленному для территориальной зоны градостроительным регламентом.

Спорные земельные участки используются обществом в соответствии с видом разрешенного использования, установленным соответствующим градостроительным регламентом для этих конкретных земельных участков. То обстоятельство, что сведения об установленном градостроительным регламентом виде разрешенного использования земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости, не позволяет сделать вывод об использовании спорных земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования и не свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что действия заявителя не образуют состав вмененного правонарушения.

Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм права, в связи с чем возражения Управления не опровергают позицию суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм права или допущенной ошибке.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу № А55-9760/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья И.Ш. Закирова