ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
20 декабря 2017 года
Дело №А56-10072/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 11.01.2017, ФИО3 по доверенности от 11.01.2017
от заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 27.02.2017, ФИО5 по доверенности от 06.04.2017, ФИО6 по доверенности от 15.11.2017, ФИО7 по доверенности от 25.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27437/2017) АО "Интер РАО-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2017 по делу № А56-10072/2017(судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению АО "Интер РАО-Электрогенерация"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения
установил:
Акционерное общество «Интер РАО-Электрогенерация» (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 07.09.2016 №638 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №26 по Санкт-Петербургу (далее Инспекция).
Определением суда от 28.03.2017 производство по делу №А50-10072/2017судом первой инстанции приостановленодо рассмотрения дела №А56-7556/2016 в Арбитражном суде Северо-Западного округа.
18.07.2017протокольным определением судом первой инстанции производство по делу возобновлено.
Решением суда от 04.09.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, а представители Инспекции их отклонили по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.03.2016 Обществом по ТКС представлена уточненная налоговая декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год (корректировка №1). Инспекцией по результатам камеральной проверки декларации сделан вывод о необоснованном применении Налогоплательщиком ставки в размере 1,0% в соответствии с п.3 ст.380 НК РФ в отношении имущества, относящегося, по мнению Налогоплательщика, к линиям энергопередачи, а также являющегося их неотъемлемой технологической частью.
07.09.2016 Инспекцией принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №638, согласно которому Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 809 305 руб.
Не согласившись с указанным Решением, Общество оспорило его в апелляционном порядке. Решением УФНС России по Санкт-Петербургу 16-13/51110@ от 22.11.2016 года жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Основанием для принятия решений послужил вывод Инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки в размере 1,0% в отношении спорных объектов основных средств, которые не относятся к линиям энергопередачи и не являются неотъемлемой их частью, поскольку не участвуют в процессе распределения и передачи электроэнергии, а необходимы для производства электрической и тепловой энергии. При этом налоговый орган сослался на экспертное заключение от 31.08.2015 № 7109/Ц, составленное Центром независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда «ТЕХЭКО», в котором сделан вывод о том, что спорные объекты основных средств входят в состав технологического комплекса и находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности филиала «Северо-Западная ТЭЦ», на которых заканчивается процесс производства электрической и тепловой энергии и начинается процесс их передачи (транспортировки) потребителям по линиям энергопередачи.
Не согласившись с выводом налогового органа о том, что спорные не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций».
Согласно п.3 ст.380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
В соответствии с п.4 ст.380 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ст.380 НК РФ. Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 №684-96 «О налоге на имущество организаций» налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов не определены.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее – Перечень №504). В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне). Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.
Однако право на применение пониженной ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной ставки в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 ст. 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне №504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В данном деле предметом рассмотрения является обоснованность применения пониженной налоговой ставки в соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ по следующим основным средствам Организации: Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоносителей (ОКОФ 14 3313531), Бак аварийного слива горячей воды (ОКОФ 12 4521126), Зал релейных панелей (ОКОФ 11 4521012), Павильон задвижек (на выходах теплопроводов) (ОКОФ 114521012); Павильон измерительных диафрагм (ОКОФ 110001150). Заходы ВЛ 110кВт, литер А.Ю (ОКОФ 124521125). Заходы ВЛ 330кВт, литер А.Ю. (ОКОФ 124521125), Открытое Распределительное устройство - 110кВ, Открытое Распределительное устройство -330кВ, (ОКОФ 124521010) Система волоконно-оптической линии (ОКОФ 14 3222540), Электрооборудование Заходов ВЛ. 110кВ, Электрооборудование Заходов ВЛ. 330кВ (ОКОФ 143120189), Электрооборудование Открытого распределительного устройства 330кВ, включая контрольные и силовые кабели, Электрооборудование Открытого Распределительного Устройства 110кВ (ОКОФ 143120100).
В рассматриваемом деле Инспекцией были проанализированы 14 объектов и установлено, что 7 объектов не поименованы в Перечне № 504 ни согласно ОКОФ, ни согласно столбцам «ПРИМЕЧАНИЕ» и «НАИМЕНОВАНИЕ» Перечня, а именно: Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоносителей (АСКУЭ), Система волоконно-оптической линии, Электрооборудование Заходов В Л. ИОкВ, Электрооборудование Заходов В Л. ЗЗОкВ, Электрооборудование открыт, распределит, устройства, ЗЗОкВ, вкл.контрольн. и сил. кабель, Электрооборудование Открытого Распределительного Устройства ПО кВ, Бак аварийного слива горячей воды, Павильон задвижек (на выходах теплопроводов), Павильон измерительных диафрагм .
Также ни один из вышеперечисленных объектов по наименованию не
совпадает с названиями, указанными в столбце «ПРИМЕЧАНИЕ» к Перечню.
Только 7 объектов подпадают по коду ОКОФ с одноименным столбцом
Перечня № 504: Зал Релейных Панелей (ОКОФ 11 4521012), Заходы ВЛ ПОкВ,
ФИО8 (ОКОФ 12 4521125), Заходы ВЛ ЗЗОкВ, ФИО8 (ОКОФ 12
4521125), Открытое Распределительное устройство -1 ЮкВ (ОКОФ 12 4521010), Открытое Распределительное устройство - ЗЗОкВ (ОКОФ 12 4521010).
Однако, налоговым органом установлено несоответствие по графе «ПРИМЕЧАНИЕ» раздела 5 Перечня№ 504:
Организацией в качестве льготируемого имущества (имущества, к которому организация применила сниженные ставки налога на имущество) по коду 12 4521125 «линия электропередачи воздушная» заявлены Заходы ВЛ 110кВт, литер А.Ю. (инв.номер 41125); Заходы ВЛ 330кВт, литер А.Ю. (инв.номер 41126);
Однако, по коду 12 4521125 «линия электропередачи воздушная» согласно строке 1 раздела 5 Перечня № 504 льготируется имущество:
«линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи».
Таким образом, объекты «Заходы В Л 110кВт, Заходы В Л 330кВт» не поименованы в столбце «Примечание» Перечня № 504.
По коду 124521010 «сооружения электроэнергетики» - Открытое распределительное устройство - 1 ЮкВ; Открытое распределительное устройство -ЗЗОкВ.
Однако, по коду 124521010 «сооружения электроэнергетики» согласно строке 1 раздела 5 Перечня № 504 льготируется имущество:
«кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура»
Таким образом, объекты «Открытое распределительное устройство - ПО и ЗЗОкВ» не поименованы в столбце «Примечание» Перечня № 504.
По коду 114521012 «здания электрических и тепловых сетей» - Зал РелейныхПанелей (инв. номер СЕВ 1100028), Главный корпус в осях 30 -43 Блок №2, Зал (инв. номер СЕВ 1100009).
Однако, по коду 114521012 «здания электрических и тепловых сетей» согласно строке 1 раздела 5 Перечня № 504 льготируется имущество:
«инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т. д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций».
В рамках камеральной налоговой проверки Инспекцией, в порядке статьи 95 НК РФ, была проведена техническая экспертиза объектов основных средств с целью разъяснения вопросов, требующих специальных познаний.
Проведение технической экспертизы поручено экспертам Центра независимых судебных экспертов Российского экологического фонда «ТЕХЭКО».
Экспертами Центра независимых судебных экспертов Российского экологического фонда «ТЕХЭКО» подтверждено, что на основании представленных технических паспортов на Главный корпус в осях 30-43 Блок №2, Зал Релейных Панелей данные основные средства имеют не правильный код ОКОФ 11 452 1102, и не относятся к сооружениям для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, поскольку фактически являются зданиями электростанций имеющий код ОКОФ 114521011 «Здание электростанций», не поименованный в столбце «Примечание» или «Наименование» Перечня № 504.
Выводы экспертов Центра независимых судебных экспертов Российского экологического фонда «ТЕХЭКО» по трем другим объектам (Бак аварийного слива горячей воды, Павильон задвижек (на выводах теплоприводов), Павильон измерительных диафрагм (Код по ОКОФ 11 0001150)содержаться в п.п.2.3.4.2- 2.3.4.7 заключения.
На основании изложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что на балансе заявителя отсутствует имущество, поименованное в Перечне № 504, имущество, заявленное ко льготе, не является тем имуществом, что поименовано в перечне.
Применение только кодов ОКОФ для идентификации оборудования, зданий и сооружений в части их отнесения к разделу Перечня «линии энергопередачи» приводит к тому, что оборудование электрической части электростанций, теплофикационных установок потребителей электрической и тепловой энергии ошибочно может быть отнесено к имуществу, входящему в состав линий энергопередачи, то есть в состав электрических сетей и сетей тепловых магистральных.
Под линиями энергопередачи в Постановлении №504 указаны магистральные и распределительные электрические сети напряжением от 0,4 до 1500 кВ. (включающие линии электропередачи, подстанции, распределительные устройства и другое оборудование) и сети тепловые магистральные (включающие трубопроводы от источников тепловой энергии, павильоны тепловых сетей, насосные станции).
Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Кодекса).
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 4 ст. 539 и п. 1 ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, в том числе, к договору снабжения электрической энергией, а также к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии с п. 6 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании п. 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
На основании п. 27 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения»", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
Передают электроэнергию потребителям электрические сети - совокупности подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенные на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии (ГОСТ 19431-84).
В соответствии с «ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Как следует из п. 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами.
Между электрическими и тепловыми магистральными сетями, электростанциями и источниками тепловой энергии существует четкое разграничение по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, устанавливаемое в процессе технологического присоединения.
Это разграничение устанавливается при технологическом подключении потребителей и производителей Электрической и тепловой энергии к сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций, производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
Линии электропередачи, сети тепловые, входящие в состав оборудования и сооружений электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии как часть сетей собственных нужд, не включены в Перечень.
Исходя из пункта 3.2 «ГОСТ Р 54202-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Газообразные топлива. Наилучшие доступные технологии сжигания», утвержденного приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 982-ст, аббревиатура ТЭЦ обозначает теплоэлектроцентраль, аббревиатура ГРЭС обозначает государственную районную электрическую станцию (тепловую конденсационную электростанцию, производящую только электрическую энергию).
Электрическая и тепловая энергия, производимые электростанцией, являются товаром (требуемого качества и обусловленного договором поставки количества). Она передается покупателю посредством электрических сетей.
В соответствии с гл. 2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности производителя электроэнергии и сетевой организации, собственником ЛЭП.
Границей балансовой принадлежности объектов электроэнергетики является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии. Граница балансовой принадлежности электросетей, разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ находится в точке выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ.
На границе балансовой принадлежности заканчивается технологический процесс генерации электрической или тепловой энергии и осуществляется передача в сети электрические или сети тепловые магистральные электрической или тепловой энергии заданного качества и требуемого количества с необходимым коммерческим учетом транспорта до потребителей.
В соответствии с разделом 2 «Передача электроэнергии» Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электроустановок, разграничение эксплуатационной ответственности филиала Общества «Северо-Западная ТЭЦ» и сетевых организаций – открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», являющегося собственником линий электропередачи Л-473, Л-417, Л-477, Л-476, а также открытого акционерного общества энергетики и электрификации филиала открытого акционерного общества «Ленэнерго» Пригородные электрические сети, на обслуживании которого находятся ЛЭП – ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7. Граница балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок ТЭЦ и сетевых организаций установлена на расстоянии 0,5 м от точки выхода проводов ВЛ 330 кВ Л-473, Л-417, Л-477, Л-476 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7 из зажимов натяжных гирлянд изоляторов в сторону опоры.
Спорные объекты основных средств филиала Общества «Северо-Западная ТЭЦ», исходя из их функционального назначения и характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство (выработку), преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ и сетевых организаций (т.е. до начала линий электропередачи), и находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ТЭЦ.
Доказательств того, что спорное имущество входит в состав линий электропередач, является их технологической частью, в материалах дела не имеется.
Представленные налогоплательщиком схемы электрических соединений станции, инструкции по эксплуатации основных средств, технические паспорта, которые, по его мнению, подтверждают использование имущества в целях передачи энергии, свидетельствуют лишь об участии спорного оборудования в едином цикле производства энергии, то есть об отнесении его к технологической части производства, а не передачи.
Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Перечне № 504 не влечёт возникновение права на применение и пониженной ставки по налогу на имущество организаций.
Оборудование, здания и сооружения электростанций, источников тепловой энергии, потребителей электрической и тепловой энергии не может относиться к оборудованию, зданиям и сооружениям линиям энергопередачи, то есть к электрическим сетям и сетям тепловым магистральным. Распределение электроэнергии между оборудованием, направленным на поддержание стабильности работы электростанции, предназначенное для обеспечения собственных нужд в процессе производства энергии, находящееся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ТЭЦ, не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, соответственно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня № 504, в отношении которого подлежит применению установленные пунктом 11 статьи 381 НК РФ налоговая льгота, пунктом 3 статьи 380 НК РФ пониженная ставка по налогу на имущество организации.
Линии электропередачи, сети тепловые входят в состав оборудования и сооружений электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии как часть сетей собственных нужд. Подобные сети собственных нужд электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии не включены в Перечень №504.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Общество является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической энергии (и потребление электроэнергии в период ее избытка в Единой энергетической системе) и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем основные средства филиалов Общества не могут быть включены в состав льготируемого имущества, так как не относятся к линиям энергопередачи, а так же сооружениям, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. С учётом того, что основным видом деятельности филиала ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» - «Северо–Западная ТЭЦ» является производство электроэнергии; производство электроэнергии тепловыми электростанциями, деятельность по обеспечению работоспособности электростанций; производство пара и горячей воды (тепловой энергии), в силу указанных ограничений Общество не вправе совмещать деятельность по передаче электрической энергии и иметь имущество непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, что ещё раз подтверждает невозможность отнесения 132 спорных объектов к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В Приложении к распоряжению Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 23.04.2012 №51 («Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Санкт-Петербурга на 2012-2016 годы») указано, что крупнейшими субъектами электроэнергетики, осуществляющими производство электрической энергии, на территории Санкт-Петербурга являются ОАО «Территориальная генерирующая компания N 1», филиал «Северо-Западная ТЭЦ» ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» (далее - Северо-Западная ТЭЦ), ОАО «Юго-Западная ТЭЦ», ООО «Обуховоэнерго», ООО «ГСР ТЭЦ», ОАО «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И.Ползунова».
Передача и распределение электрической энергии на территории Санкт-Петербурга осуществляется 24 сетевыми организациями, крупнейшими из которых являются филиал ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада, ОАО "Ленэнерго", ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети".
В силу Перечня № 504 на основании п. 3 ст. 380 НК РФ пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций освобождаются организации в отношении, в частности, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В отношении объектов имущества, связанного с выработкой энергии, НК РФ льгота не установлена.
Суд первой инстанции правомерно счел, что общество не доказало, что спорное имущество входит в состав линий электропередач, является их технологической частью, учитывая также его правовой статус.
Обязательным условием для отнесения имущества к подлежащему льготированию является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не их наименование. В отношении заявленных Обществом как льготируемых объектов, несмотря на их наименование, функциональное назначение имущества не соответствует наименованию и назначению, указанным в примечании к Перечню № 504, что исключает применение в отношении этого имущества установленной пунктом 3 статьи 380 НК РФ пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №А56-7556/2016 в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано, Определением Верховного суда РФ от 11.10.2017 года №307-КГ17-14399 обществу отказано в пересмотре в кассационном порядке по следующим основным средствам заявителя: АСКУЭ (код ОКОФ 1143313531 "комплексы программно-технические для автоматического измерения или контроля технологических переменных"); зал релейных панелей здания электростанции, заходы ВЛ 110 кВт, литера А.Ю., заходы ВЛ 120 кВт литера А.Ю. (код ОКОФ 124521125 "линия электропередачи воздушная"); ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ (код ОКОФ 124521010 "сооружения электроэнергетики"); система волоконно-оптической линии (код ОКОФ 143222540 "системы дальней связи оптоволоконные"); электрооборудование заходов ВЛ 110 кВ, заходов ВЛ 330 кВ, ОРУ 330 кВ, включая контрольные и силовые кабели (код ОКОФ 143120189 "аппаратура высоковольтная прочая"); электрооборудование ОРУ ПО кВ (код ОКОФ 143120100 "выключатели, контакторы и реверсоры переменного тока высокого напряжения") .
В деле №А56-7556/2016 судом кассационной инстанции подтвержден вывод налогового органа о неправомерном применении обществом пониженной налоговой ставки по п.3 ст.380 НК РФ и о занижении суммы налога на имущество по 11 из 14 объектов, о которых указано в заявлении по настоящему делу, но за иной налоговый период (2014 год), с учетом того, что по трем другим объектам (Бак аварийного слива горячей воды, Павильон задвижек (на выводах теплоприводов), Павильон измерительных диафрагм (Код по ОКОФ 11 0001150) налогоплательщик самостоятельно заявил в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайство об отказе от заявленных требований.
Арбитражный суд северо-Западного округа при рассмотрении дела А56-7556/2016 также принял во внимание вывод судебной экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения дела и эксперта общества с ограниченной ответственностью «Саратовское бюро судебных экспертиз» о том, что процесс производства электрической энергии заканчивается с выводов генератора на стадии поступления ее на секции шин генераторного напряжения, далее начинаются процессы распределения и передачи электроэнергии.
В заключении судебной экспертизы отмечено, что вырабатывая генератором ТЭЦ электроэнергия поступает на сборные шины и распределяется между собственными нуждами электростанции, нагрузкой генераторного напряжения и энергосистемой. При этом эксперт отметил, что для выдачи электрической энергии в энергосистему на станции предусматривается необходимое количество электрических линий, распределительных устройств и подстанций, составляющих электрическую часть станции.
Относительно филиала Общества «Северо-Западная ТЭЦ» эксперт указал, что часть вырабатываемой электроэнергии расходуется на собственные нужды электростанции – для питания цепей вторичной коммуникации, обеспечивающих работу оборудования ОРУ 110 кВ и 330 кВ.
Также вырабатываемая электроэнергия через ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ передается через отходящие воздушные линии на подстанции «Лахтинская-4», «Лахтинская-7», «Выборгская», «Восточная», «Северная», «Зеленогорск».
В соответствии с актом технологического присоединения, определяющим границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, электросетевые комплексы с линиями электропередачи (ЛЭП) 330 кВ: Л-421, Л-422, Л-476 и Л-477, общей протяженностью 106 км с частью подстанции «Северная», а также воздушные линии энергопередачи 330 кВ Л473 и Л417 подстанций «Выборгская» и «Восточная» протяженностью 129,208 км и 53,614 км принадлежат открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».
Таким образом, Арбитражный суд северо-Западного округа при рассмотрении дела А56-7556/2016 сделал вывод, что спорное имущество является оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ, находится в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности станции и не участвует в процессе передачи электроэнергии потребителям.
Выводы экспертов Центра независимых судебных экспертов Российского экологического фонда «ТЕХЭКО» по трем другим объектам (Бак аварийного слива горячей воды, Павильон задвижек (на выводах теплоприводов), Павильон измерительных диафрагм (Код по ОКОФ 11 0001150)содержаться в п.п.2.3.4.2- 2.3.4.7 заключения.
Довод налогоплательщика об участии объектов, в отношении которых он применил пониженную налоговую ставку, в цепи передачи электрической энергии со ссылкой на выводы заключения судебной экспертизы и экспертного заключения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», правомерно отклонен судом первой инстанции .
Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - это разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов). Существенной особенностью ТЭЦ является повышенная мощность теплового оборудования по сравнению с электрической мощностью электростанции. Это обстоятельство предопределяет большой относительный расход электроэнергии на собственные нужды станции.
Эксперты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина» не исследовали вопрос, касающийся использования спорного имущества для передачи электрической энергии для собственных нужд станции.
Из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня № 504, Закона № 35-ФЗ и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Закона № 35-ФЗ являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и обязательное указанное в Перечне № 504.
Следовательно, имущество, используемое в производстве электрической, тепловой энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Поэтому решение суда первой инстанции является правомерным и не подлежит отмене.
Доводы подателя жалобы о подписании протокола судебного заседания не тем лицом подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку противоречат материалам дела.
Согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае являются: рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке при рассмотрении дела; принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; не подписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении; отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 АПК РФ; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления.
В силу части 5 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол подписывается председательствующим в судебном заседании, секретарем судебного заседания или помощником судьи, который составлял протокол судебного заседания, не позднее следующего дня после дня окончания судебного заседания.
Согласно пункту 6 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 настоящего Кодекса.
При исследовании процессуальных документов судом апелляционной инстанции установлено, что протокол судебного заседания от 04.09.2017 велся и подписан одним лицом ФИО9
Информация о протокольном определении не размещается в картотеке арбитражных дел ,поэтому довод подателя жалобы о не опубликовании протокольного определения от 18.07.2017 подлежит отклонению.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по процессуальным нарушениям также не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2017 по делу № А56-10072/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А. Дмитриева
Судьи
М.Л. Згурская
Н.О. Третьякова