ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-101211/2021 от 06.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 сентября 2022 года

Дело №

А56-101211/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи
ФИО1,

рассмотрев 06.09.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 по делу
№ А56-101211/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «УРСА Евразия», адрес: 196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 168, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург,
9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Таможня), от 19.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-4465/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде взыскания 20 000 руб. административного штрафа.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением суда первой инстанции от 09.03.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Постановлением от 17.05.2022 апелляционный суд с учетом фактических обстоятельства настоящего дела и характера совершенного Обществом административного правонарушения признал это правонарушение малозначительным, освободил Общество от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, признал незаконным и отменил постановление Таможни.

В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 17.05.2022, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как указывает в кассационной жалобе Таможня, апелляционный суд не учел, что Общество представило 18 форм статистического учета перемещения товаров по разным внешнеэкономическим контрактам с нарушением сроков представления таких форм; Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ; просрочка предоставления статистических форм учета наносит вред экономической безопасности государства, приводит к искажению информации о фактическом перемещении товаров и валютной выручки.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление от 17.05.2022 без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 07.07.2021 представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером ED20210707220946594 за май 2021 года. В данной форме содержалась информация об отгрузке Обществом в адрес закрытого акционерного общества «Белпромкровля» (Республика Беларусь) матов из стекловолокна на основании договора от 04.08.2010
№ Е 09/10 (паспорт сделки от 04.08.2010 № 1008002/2557/0001/1/0) по счетам-фактурам от 03.05.2021 № 8312680838, 8312680833, 8312680834, 8312680835, 8312680836, 8312680837, от 18.05.2021 № 8312682497, 8312682498, 8312682499, от 20.05.2021 № 8312682774, 8312682775, 8312682775, 8312682776.

С учетом пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 (далее – Правила № 891), Общество должно было представить статистическую форму учета перемещения товаров за май 2021 года не позднее 16.06.2021.

Статистическая форма учета перемещения товаров за май 2021 года была представлена Обществом 07.07.2021, т.е. с нарушением установленного Правилами № 891 срока ее представления.

По факту выявленного нарушения Таможня 20.09.2021 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении, а 19.10.2021 вынесла постановление по делу об административном правонарушении № 10210000-4465/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде взыскания 20 000 руб. штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, признав доказанными состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установив процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, однако посчитал возможным признать такое правонарушение малозначительным, а оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.

Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС (часть 2 статьи 276 Закона № 289-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 278 Закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Из части 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ следует, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, обязано представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 9 Правил № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 данных Правил.

С учетом названного пункта Правил № 891 статистическая форма учета перемещения товаров за май 2021 года должна была быть представлена Обществом не позднее 16.06.2021.

В силу пункта 12 Правил № 891 таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил № 891).

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Совершение названного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от
20 000 руб. до 50 000 руб.

Представление Обществом статистической формы учета перемещения товаров за май 2021 года с нарушением установленного срока ее представления (07.07.2021) установлено Таможней и судами и подтверждено материалами дела.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, Обществом не оспорен.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции, учтя фактические обстоятельства настоящего дела и характер совершенного Обществом административного правонарушения, признал это правонарушение малозначительным, освободил Общество от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, признал незаконным и отменил постановление Таможни.

Таможня в кассационной жалобе указывает на отсутствие у апелляционного суда оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка деяния как малозначительного должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие «малозначительность».

Суд апелляционной инстанции, оценив фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения и степень его общественной опасности, приняв во внимание период просрочки представления Обществом Таможне статистической формы учета перемещения товаров за май 2021 года, счел это нарушение малозначительным ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым законом государственным интересам.

Сам по себе факт нарушения требований таможенного законодательства в сфере учета перемещения товаров без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым законом интересам.

Вывод суда о наличии или отсутствии оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным связан с оценкой доказательств по делу.

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 по делу № А56-101211/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни – без удовлетворения.

Судья

ФИО1