ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 февраля 2022 года
Дело №А56-101221/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии согласно протоколу судебного заседания от 02.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37934/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2021 по делу № А56-101221/2020 (судья Вареникова А.О.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Осьминское» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 3-е лицо: администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании недействительными решений о приостановлении кадастрового учета,
установил:
Закрытое акционерное общество «Осьминское» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о приостановлении осуществления кадастрового учета
№ 47/20-52453 от 12.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1446585 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение;
№ 47/20-52449 от 12.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1363454 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение;
№ 47/20-52447 от 12.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3343926 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение;
№ 47/20-52456 от 12.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 275745 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение;
№ 47/20-52451 от 12.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 244608 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение;
№ 47/20-53938 от 17.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1129357 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение;
№ 47/20-53937 от 17.08.2020, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2902974 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена, Администрация Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – третье лицо, Администрация).
Решением от 07.10.2021 заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета № 47/20-52453 от 12.08.2020, обязал осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1446585 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение.
Признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета № 47/20-52449 от 12.08.2020, обязал осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1363454 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение.
Признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета № 47/20-52451 от 12.08.2020, обязал осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 244608 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение.
Признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета № 47/20-53938 от 17.08.2020, обязал осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1129357 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение.
Признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета № 47/20-53937 от 17.08.2020, обязал осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2902974 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение.
В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением в части удовлетворенных требований, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и указав на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы жалобы поддержала, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ЗАО «Осьминское» является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и, в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет право на получение в аренду на срок до пяти лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения сельского хозяйства без проведения торгов.
С целью расширения производственной базы и вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков из государственных земель, собственность на которые не разграничена, площадью 244608 кв.м., 275745 кв.м., 1129357 кв.м., 1363454 кв.м., 1450419 кв.м., 3343926 кв.м., 2902974 кв.м., расположенных по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Старопольское сельское поселение, для сельскохозяйственного использования.
Общество указало, что земельные участки сформированы с учетом сведений Кадастрового плана территории из сельскохозяйственных земель, которые не находятся в собственности граждан или юридических лиц, и которые по назначению никем не используются.
Постановлениями Администрации №№1015-п, 1016-п, 1017-п, 1018-п, 1019-п, 1020-п, 1021-п от 03.08.2020 заявителю предварительно согласовано предоставление в аренду земельных участков общей площадью 10 710 483 кв.м., сформированных в границах, установленных схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории (в кадастровом квартале 47:28:0559001).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещения о предоставлении испрашиваемых земельных участков опубликованы в средствах массовой информации 10.07.2020.
Поскольку в течение установленного срока в уполномоченный орган не поступило заявлений от желающих приобрести в аренду указанные земельные участки, схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории были утверждены Постановлениями Администрации №№ 675-п, 676-п, 677-п, 678-п, 679-п, 680-п от 27.05.2020 и № 721-п от 08.06.2020.
На основании утвержденных схем расположения земельных участков кадастровым инженером ФИО2 по заданию заявителя подготовлены межевые планы по образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, площадью 244608 кв.м., 275745 кв.м., 1129357 кв.м., 1363454 кв.м., 1446585 кв.м., 3343926 кв.м., 2902974 кв.м.
Межевые планы вместе с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельных участков поданы в регистрирующий орган.
По результатам рассмотрения заявлений Администрации Управлением Росреестра принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета №№ 47/20-52453, 47/20-52449, 47/20-52447, 47/20-52456, 47/20- 52451 от 12.08.2020 и №№ 47/20-53938, 47/20-53937 от 17.08.2020.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод государственного регистратора о том, что в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах (доли в праве общей долевой собственности) на земельный участок АОЗТ «Старопольское» с кадастровым номером 47:28:0000000:6. Сформированные земельные участки образованы в границах указанного участка, что нарушает законные права и интересы собственников паев на земельный участок с кадастровым номером 47:28:0000000:6. Также Росореестр указал на отсутствие доверенности от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Посчитав приостановление кадастрового учета земельных участков неправомерным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (часть 4).
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 215 Административного регламента правовая экспертиза документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При правовой экспертизе документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений) о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования (пункт 220 Административного регламента).
Причиной приостановления кадастрового учета земельных участков послужил вывод Управления Росреестра о том, что формируемые земельные участки налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 47:28:0000000:6.
В целях выяснения вопроса наложения границ формируемых земельных участков на иные земли, находящиеся в собственности третьих лиц, суд назначил проведение экспертизы по вопросу: Имеется ли наложение земельных участков, образуемых на основании Постановлений Администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 675-п от 27.05.2020, № 676-п от 27.05.2020, № 677-п от 27.05.2020, № 678-п от 27.05.2020, № 679-п от 27.05.2020, № 680-п от 27.05.2020, № 721-п от 08.06.2020, на земли СПК «Старопольское» (кадастровый номер 47:28:0000000:6)?
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта от 16.08.2021 №49/2021-ЗЭ установить границы земельного участка с кадастровым номером на основании имеющихся документов невозможно, земельные участки, образуемые на основании Постановлений Администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 675-п от 27.05.2020, № 676-п от 27.05.2020, № 677-п от 27.05.2020, № 678-п от 27.05.2020, № 679-п от 27.05.2020, № 680-п от 27.05.2020, № 721-п от 08.06.2020, не накладываются на участок с кадастровым номером 47:28:0000000:6.
Оспаривая заключение эксперта, Управление Росреестра указало, что земельный участок площадью 275 745 кв.м., образуемый в соответствии с постановлением №679-п, сформирован на рабочем участке 232. Однако согласно имеющемуся в материалах дела решению малого Совета Сланцевского городского Совета народных депутатов от 25.05.1993 №385 в границах этого поля главе крестьянского хозяйства «Сириус» ФИО3 выделен земельный участок площадью 4 га, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю №15000065 от 03.06.1993. В ЕГРН зарегистрировано право собственности Чак Т.Н. на земельный участок с кадастровым номером 47:28:0559001:25. Сопоставляя представленные картографические материалы с формируемыми земельными участками, судом установлено наложение границ формируемого земельного участка на участок, выделенный Чак Т.Н.
Ввиду изложенного, суд согласился с доводами Управления Росреестра о том, что в отношении указанного участка имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
В отношении остальных участков доказательств наложения формируемых участков на земли, принадлежащие иным лицам, не имеется, эти участки сформированы из состава земель, входящих в фонд невостребованных земельных долей. Из представленных документов не усматривается, что спорные участки сформированы в границах тех участков (полей), которые предположительно вошли в состав единого землепользования совхоза «Старопольское».
Таким образом, вывод Управления Росреестра о формировании спорных участков в границах земельного участка с кадастровым номером 47:28:0000000:6 не нашел своего подтверждения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства о формировании спорных участков в границах земельного участка с кадастровым номером 47:28:0000000:6, находящегося в долевой собственности 35 лиц, а также доказательств наличия прав каких-либо физических или юридических лиц на иную территорию из земель, переданных АОЗТ «Старопольское» в коллективно-долевую собственность Решением Малого совета депутатов Сланиевекого района №286 от 29.12.1992.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Учитывая причину приостановления кадастрового учета земельных участков, в данном случае суд пришел к правильному выводу, назначив судебную экспертизу.
При этом, как правильно указал суд в решении, в получении результатов экспертизы в равной степени были заинтересованы обе стороны, в связи с чем суд, руководствуясь положениями статей 106, 107, 110 АПК РФ признал справедливым распределение затрат на проведение экспертизы между сторонами поровну, то есть по 60 000 руб.
Оснований для переоценки выводов суда у апелляционного суда не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2021 по делу № А56-101221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
К.В. Галенкина
С.А. Нестеров