ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-10202/2021 от 23.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 августа 2022 года

Дело №

А56-10202/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Серовой В.К.,               Щуриновой С.Ю.,

при участии от акционерного общества «Инвест менеджмент»           ФИО1 (доверенность от 15.08.2022), от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» ФИО2 (доверенность от 18.10.2021             № 245-21),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу      публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу № А56-10202/2021,

                                    у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Инвест менеджмент», адрес: 197720,              Санкт-Петербург, <...>, лит. Н, каб. 20, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Россети Ленэнерго», адрес: 197227,     Санкт-Петербург, м.о. озеро Долгое, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А,                 ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Ленэнерго), об обязании Ленэнерго в течение 7 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать Обществу акт об осуществлении технологического присоединения, с указанием величины максимальной присоединенной мощности 454 кВт и категории надежности электроснабжения – II, в отношении принадлежащих Обществу объектов.

Решением от 25.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.04.2022, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Ленэнерго, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.11.2021 и постановление апелляционного суда от 04.04.2022, направить дело на новое рассмотрение.

По мнению подателя жалобы,  суды в нарушение требований пункта 77 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевогохозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическимсетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) неправомерно приняли результаты замеров величины максимальной мощности, произведенных Обществом, и отклонили результаты замеров величины максимальной мощности, произведенных Ленэнерго. Выводы судов не соответствуют пункту 77 Правил № 861, в котором предусмотрено, что именно сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов. Примененный судами пункт 28 Правил № 861 к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг прекратил свое действие с принятием редакции Правил оперативно-диспетчерского управления от 13.08.2018. Общество не исполнило обязанность по выбору способа определения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствии с пунктом 77 Правил № 861, не представило документы, необходимые для переоформления документов о технологическом присоединении, документально не подтвердило размер присоединяемой мощности.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Ленэнерго поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости (далее – Объекты): земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022498:12 по адресу: <...>, лит. Н; здание гостиничного корпуса с кадастровым номером 78:38:0022498:28 по адресу: <...>, лит. Н; здание хозяйственного корпуса с кадастровым номером 78:38:0022498:30 по адресу: <...>, лит. И; газовая котельная, расположенная на земельном участке № 78:38:0022498:12; кабельная сеть 0,4кВ с кадастровым номером 78:38:0022498:424 от РУ0,4кВ ТП-374 до здания с кадастровым номером 78:38:0022498:28 и газовой котельной, расположенной на земельном участке 78:38:0022498:12.

Здание гостиничного корпуса и газовая котельная имеют фактическое присоединение к РУ-0,4кВ ТП-374 к Ленэнерго через 5 кабельных линий 0,4кВ, являющихся собственностью Общества, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра недвижимости на кабельную сеть 0,4кВ.

Здание хозяйственного корпуса присоединено к электрическим сетям через РУ1-0,4кВ спального корпуса.

В обоснование иска Общество указало, что максимальная мощность  его энергопринимающих устройств составляет 454кВт, категория надежности - II.

До 25.12.2006 объекты недвижимости Общества и ООО «Гелиос Отель» входили в имущественный комплекс предприятия «Пансионат Ленинградец».

После процедуры купли-продажи в 2006 году в договор электроснабжения от 01.05.2017 № 78250000250986, заключенный акционерным обществом «Петербургская сбытовая компания» (далее - АО «ПСК») и обществом с ограниченной ответственностью «Гелиос Отель» (далее - ООО «Гелиос Отель»)  были ошибочно добавлены энергопринимающие устройства Общества в качестве субабонента, несмотря на то, что Объекты Общества имеют фактические точки присоединения в РУ-0,4кВ ТП-374 Ленэнерго, а общие электрические сети между ООО «Гелиос Отель» и Обществом отсутствуют.

В настоящее время плательщиком за потребленную Объектами Общества электрическую энергию выступает общество с ограниченной ответственностью «Кармель» на основании договора аренды Объектов недвижимости; задолженность за потребленную электрическую энергию перед ООО «Гелиос Отель» отсутствует.

Для оформления документов о технологическом присоединении Общество подало в адрес Ленэнерго заявку на подтверждение существующей мощности от 16.12.2020 № 20-548126.

Представители Ленэнерго 30.12.2020 провели осмотр энергопринимающих устройств Общества.

На основании осмотра установлены и зафиксированы в соответствующих актах № 046023, 046025, 045608 и 045609 следующие существенные обстоятельства: установлена фактическая схема присоединения Объектов к электрическим сетям Ленэнерго; подтвержден факт исправности и пригодности для расчетов за электрическую энергию приборов учета заявителя, установленных на Объектах; не был зафиксирован факт несанкционированного (незаконного) подключения Объектов к электрическим сетям Ленэнерго.

Общество 12.01.2020 повторно обратилось в адрес сетевой организации с заявлением на переоформление документов о технологическом присоединении в отношении ранее присоединенных Объектов электросетевого хозяйства в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, а также направило информацию о проведенных заявителем режимных замерах нагрузки за период с 2016 года по 2020 год.

Однако Ленэнерго акт об осуществлении технологического присоединения Объектов не выдало.

Ссылаясь на уклонение Ленэнерго от переоформления документов о технологическом присоединении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона № 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении установлен разделом VIII Правил № 861.

В соответствии с пунктом 59 Правил № 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов при переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Пунктами 74, 78 Правил № 861 предусмотрена обязанность сетевой организацией выдачи переоформленных документов о технологическом присоединении и соответственно подписания их лицом, обратившимся с соответствующим заявлением.

Подпунктом «а» пункта 77 Правил № 861, установлено, что величина максимальной мощности устанавливается исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет.

Кроме того, аналогичные нормы содержатся в пункте 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 (ред. от 30.01.2021) «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (действовавший в период, когда истцом производились контрольные замеры мощности энергопринимающих устройств), пункте 135 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и в пункте 6.2.8 приказа Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», которые действуют и в настоящее время.

Так, в соответствии с данными нормами субъекты электроэнергетики, собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, кроме населения, обязаны регулярно проводить на объектах электроэнергетики замеры потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения. Контрольные замеры проводятся - 2 раза в год в третью среду июня и третью среду декабря.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, контрольные замеры параметров электрической сети выполняются самим потребителем ежегодно в дни летнего и зимнего максимумов нагрузок и заносятся в журнал, при этом присутствие третьих лиц, в том числе представителей сетевой организации, при проведении контрольных замеров, законом не предусмотрено.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что у Ленэнерго отсутствовали правовые основания для отказа в переоформлении документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, указанных в заявлении Общества, с указанием величины максимальной присоединенной мощности 454 кВт и категории надежности электроснабжения – II.

Вопреки доводу Ленэнерго, Общество представило ответчику информацию о выбранном способе определения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствии с подпунктом «а» пункта 77 Правил № 861, который определяет, что величина максимальной мощности устанавливается исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше        5 лет.

Суды установили, что письмом от 12.01.2021 № 1137 истец направил в адрес ответчика результаты контрольных замеров мощности за период с 2016 года по 2020 год (5 лет), в соответствии с которыми величина максимальной мощности энергопринимающих устройств Общества, зафиксированная в указанный период, составляет 454 кВт.

Суды обоснованно отклонили ссылку ответчика на замер мощности, который проведен представителями сетевой организации при осмотре энергопринимающих устройств Общества 04.03.2021, установив, что данный замер проведен с нарушением методики контрольных замеров.

Суды указали, что замер производился ответчиком не в дни максимумов нагрузок, не одновременно на всех точках поставки, не в часы утренних и вечерних максимумов.

В письме от 12.01.2021 № 1137, полученном ответчиком 15.01.2021, Общество со ссылкой на пункт 77 Правил № 861, предоставило в адрес ответчика результаты контрольных замеров на период с 2016 года по 2020 год, в соответствии с которыми величина максимальной мощности энергопринимающих устройств составляет 454 кВт. Аналогичные сведения изложены в письме от 26.01.2021 № 1195, которое также получено ответчиком.

Как установлено судом первой инстанции, для оформления документов о технологическом присоединении истцом подана заявка на подтверждение существующей мощности от 16.12.2020 № 20-548126. Факт направления надлежащим образом оформленной заявки с приложением всех необходимых документов ответчиком документально не опровергнут.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.

Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов судов имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора, о неправильном применении норм права.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                      п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу № А56-10202/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Михайловская

Судьи

В.К. Серова

 С.Ю. Щуринова