АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 февраля 2024 года
Дело №
А56-102166/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества «Белоостровец» ФИО1 - председатель (выписка из единого государственного реестра юридических лиц), ФИО2 (доверенность от 20.02.2024), от акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО3 (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 21.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Белоостровец» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу № А56-102166/2022,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», адрес: 188808, <...>, ОГРН <***> (далее – региональный оператор, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Белоостровец», адрес: 188640, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив ФИО4, территория СНТ, участок 193, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – СНТ, Товарищество, ответчик) о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.07.2021 по 31.10.2021 в размере 146 267 руб. 22 коп.
Решением суда от 23.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Товарищество направило кассационную жалобу в которой с названными судебными актами не согласилось и просило их отменить, в удовлетворении исковых требований региональному оператору отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправомерное взыскание с СНТ задолженности за услуги по обращению с ТКО в спорный период, поскольку услуги по сбору и перевозке ТКО истцом не оказывались в виду неурегулирования между сторонами в договоре вопроса о месте накопления и вывоза ТКО. При этом Товарищество обращает внимание на предпринятые со своей стороны меры для урегулирования этого вопроса, в том числе, посредством предложения вывоза ТКО «сигнальным» методом. В рассматриваемом случае, при отсутствии возможности организации такой площадки на территории самого СНТ и значительной удаленности от СНТ муниципальных площадок населенного пункта Сертолово (на которые ссылается оператор как на возможность размещения отходов), это стало причиной самостоятельного вывоза отходов членами Товарищества на ближайшие площадки, расположенные в ином административном субъекте. Кроме того, по мнению подателя жалобы, не подтвержден надлежащими доказательствами, ни факт вывоза региональным оператором отходов с указанного им места, ни расчет задолженности. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944, от 05.10.2023 № 306-ЭС23-9063.
От Общества поступил отзыв о несогласии с доводами жалобы по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Ленинградской области на основании Соглашения, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности «Ленинградская область». Истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Региональный оператор 20.03.2019, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156, Правила обращения с ТКО), разместил в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета «Вести» № 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета «Вести» № 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru. предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, который соответствует форме типового договора, утвержденного Постановлением № 1156.
Заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от Товарищества в установленные сроки в адрес истца не поступила.
Ссылаясь на то, что между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, и ответчиком несвоевременно исполнено обязательство по оплате стоимости услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2021 по 31.10.2021 в размере 146 267,22 руб., региональный оператор обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, сочли правомерным требование регионального оператора об уплате задолженности в испрашиваемом им размере за спорный период.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами № 1156, согласно пункту 8 (18) которых региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в свою очередь - в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац четвертый пункта 8(17) Правил № 1156).
Пунктом 8(18) Правил № 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 Правил № 1156.
Таким образом, заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Учитывая означенное правовое регулирование, суды пришли к обоснованному выводу, что договорные отношения оформляются и договор считается заключенным на условиях типового договора. Более того, как таковое отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил № 1156.
При этом суды, установили, что Товарищество в адрес регионального оператора с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не обращалось.
Удовлетворяя исковые требования в заявленном региональным оператором размере, суды сочли доказанным как факт оказания услуг, так и размер задолженности.
Между тем, Товарищество, отрицая вывоз региональным оператором ТКО с территории СНТ, а также предоставление удобно расположенной для сбора ТКО контейнерной площадки, с таким выводом судов не согласно, считает этот вывод необоснованным и не подтвержденным надлежащими доказательствами.
Суд округа считает данный довод заслуживающим внимания в силу следующего.
Законом об отходах определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой.
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил № 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона об отходах и пунктов 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Аналогичное требование предъявляется к потребителям, которые должны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункты 9 и 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039; далее - Правила № 1039).
Следовательно, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил № 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Суды при рассмотрении настоящего спора, обосновано сочли, что источник накопления и место накопления ТКО, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО.
Однако, определяя место накопления, суды ошибочно сослались только на действовавший в исковой период приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 № 5, в Территориальной схеме к которому Товарищество указано в качестве источника образования ТКО с объемом 17, 609 т/год, не более того (лист дела 62).
Приложенная региональным оператором копия Приложения № 2 к Территориальной схеме обращения с отходами Ленинградской области, также подтверждает только тот факт, что СНТ является источником образования ТКО (лист дела 70).
Однако, то что СНТ является источником образования ТКО не ставится ответчиком под сомнение.
В жалобе СНТ утверждает, что, несмотря на длительную переписку и намерение заключить с региональным оператором договор, площадка для вывоза ТКО (либо вывоза «сигнальным» методом) так и не была согласована и вывоз отходов в 2020 году осуществлялся самими собственниками участков на площадки иного муниципального образования, находящегося в городской черте Санкт-Петербурга.
При этом, истец, требуя оплаты задолженности за вывоз ТКО, не представил доказательства из какого именно места накопления отходов в спорный период года производился забор и вывоз ТКО Товарищества, в договоре, счетах и актах оказанных услуг также такие сведения не указаны, тогда как надлежащим доказательством будет являться реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования Сертоловского района и отражение на Территориальной схеме.
В силу пункта 11 Правил № 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В такой реестр включаются данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 15 Правил № 1039).
В представленном региональным оператором Реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Товарищество не упомянуто. Более того, упомянутый реестр актуален на 27.12.2022, а не на 2020 год.
Вопреки положениям части 2 статьи 65, статьи 71 и части 1 статьи 168 АПК РФ приведенные выше доводы СНТ оставлены судами без всесторонней оценки.
Судам также надлежит обратить внимание на необходимость наличия надлежащих доказательств, подтверждающих факт оказание услуг (выписки из маршрутных журналов, данные системы ГЛОНАСС и т.д.), поскольку положения Закона об отходах и Правил № 1156 не предполагают взимания платы за неоказанную услугу, в том числе за период, в котором отношения между региональным оператором и потребителем регламентировались типовым договором (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2023 № 663-О).
В силу изложенного, судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Поскольку по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу ее полномочий, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует устранить отмеченные недостатки, с учетом доводов и возражений сторон установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, распределить судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу № А56-102166/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Л.Б. Мунтян
Судьи
А.Г. Кудин
В.М. Толкунов