ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 сентября 2021 года | Дело № А56-102675/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Нестерова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1, на основании доверенности от 01.03.2021,
от заинтересованного лица: представитель ФИО2, на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-19761/2021 ) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу № А56-102675/2020, принятое по иску:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания» (адрес: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Бумажная улица, дом 16, корпус 3, литер В, помещение 424-В, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 17.03.2008, ИНН: <***>)
заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.03.2007, ИНН: <***>)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), выразившегося в ненаправлении в установленный срок решения по рассмотрению проектной документации, признании незаконным отказа Комитета в согласовании проектной документации «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области; об обязании Комитета согласовать проектную документацию «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области в течение 25 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением от 16.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; с нарушением норм материального права.
Определением от 30.07.2021 ввиду нахождения судьи Полубехиной Н.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Полубехиной Н.С. на судью Тимухину И.А.
Определением от 10.09.2020 ввиду прекращения полномочий судьи Тимухиной И.А., в соответствии с частью 4 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Тимухиной И.А. на судью Нестерова С.А.
Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заявитель является владельцем лицензии на пользование недрами ЛОД 02892 ТЭ от 21.12.2010 сроком до 31.12.2035 на геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на участке «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области, в 3,5 км к СВ от населенного пункта Ексолово.
Обществом осуществляется землепользование на основании заключенных с Комитетом договором аренды лесных участков № 165/К-2013-04 от 11.04.2013 и № 555/ДС-2013-04 от 19.11.2013.
Обществом подготовлен технический проект «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области» № 73-Г-19, который 18.06.2020 (вх. № 16885/2020) с сопроводительным письмом № 2/6 от 17.06.2020 после доработки с пояснениями представлен в Комитет на согласование.
В установленный пунктом 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ № 118 от 03.03.2010 (далее - Положение № 118), срок Комитетом Обществу мотивированное решение по представленному техническому проекту не направлено.
15.09.2020 Общество обратилось в Комитет с просьбой выдать мотивированное решение, после чего 01.10.2020 Обществу был выдан протокол Территориальной комиссии Комитета по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами № 17/К-17.07.2020/ЛО от 17.07.2020. В протоколе указано, что Комиссия на основании подпункта «а» пункта 21 Положения № 118 решила воздержаться от согласования представленной Обществом проектной документации. По тексту протокола указано на неустранение Обществом замечаний протокола ТКР Комитета № 12/К-15.05.2020/ЛО от 15.05.2020, а также на приостановление действия лицензии на пользование недрами и наличие двух судебных споров.
В протоколе ТКР Комитета № 12/К-15.05.2020/ЛО от 15.05.2020 по результатам рассмотрения проектной документации Общества указано, что проектом предусматривается засыпка карьера минеральной смесью, по существу это не ликвидация горных выработок, а размещение отходов-грунтов 4-5 класса опасности, при этом отсутствуют какие-либо сведения об инженерно-геологических изысканиях; отсутствуют показатели финансово-экономической деятельности предприятия; отсутствует информация о наличии проекта рекультивации земель; запасы полезных ископаемых по лицензии выработаны не полностью.
Общество с сопроводительным письмом № 2/6 от 17.06.2020 вместе с техническим проектом представило в Комитет ответы на замечания протокола № 12/К-15.05.2020/ЛО от 15.05.2020.
Общество, считая отказ Комитета в согласовании проектной документации незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, договор аренды лесного участка от 11.04.2013 № 165/К-2013-04, заключенный между Комитетом и Обществом, досрочно расторгнут на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу № А56-115929/2019 в связи с использованием лесного участка арендатором, которое приводит к значительному ухудшению состояния лесов.
При рассмотрении названного дела судами установлено, что в период с 13.08.2018 по 07.09.2018 Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области проведена согласованная с Прокуратурой Ленинградской области внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что на занимаемом участке обнаружены участки площадью 9,2 га, отсыпанные отходами производства и потребления V и IV классов опасности. О выявленном нарушении составлен акт от 07.09.2018 № 1-13-20358-18/ВВ, выданы предписания об устранении нарушений (№ 1-13-20358-18/ВВ-1; № 1-13-20358-18/ВВ-2; № 1-13-20358-18/ВВ-3; № 1-13-20358-18/ВВ-4; № 1-13-20358-18/ВВ-5; № 1-13- 20358-18/ВВ-6; № 1-13-20358-18/ВВ-7), составлены материалы маркшейдерской съемки карьера на месторождении «Дубровка», подготовлены результаты лабораторных испытаний проб отходов, сброшенных в карьер, выполненные аккредитованной лабораторией ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль», а также акты осмотра карьера, фотоматериалы.
Указанные предписания Обществом не исполнены
Отходы производства и потребления с территории карьера на участке недр «Дубровка», обнаруженные при проведении проверки, которые находятся в навалах на трех участках (первый площадью не менее 2,1 га, расположен вдоль восточной границы карьера; второй участок площадью не менее 1,2 га, находится с восточной стороны от грунтовой дороги, пересекающей лицензионный участок с севера на юг; третий участок площадью не менее 5,9 га, расположен в центральной и юго-западной частях карьера, высота навалов достигает 8 метров) не убраны. По морфологическому составу отходы производства и потребления представлены отходами грунта, ломом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код по ФККО 83020001714, IV класс опасности), бой бетонных изделий (код по ФККО 34620001205, V класс опасности), бой строительного кирпича (код по ФККО 34321001205, V класс опасности), отходы пленки полиэтилена и изделий из нее, шпалы железнодорожные деревянные, отработанные, шины пневматические автомобильные отработанные (код по ФККО 92111001504, IV класса опасности).
Согласно пункту 2.1 протокола № 12/К-15.05.2020/ЛО заседания Территориальной комиссии Комитета по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (технический проект «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области») от 15.05.2020 (далее – протокол № 12/К-15.05.2020/ЛО) Комиссия решила воздержаться от согласования проектной документации «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области» на основании подпункта «а» пункта 21 Положения по следующим основаниям, изложенным в пункте 1.6 протокола № 12/К-15.05.2020/ЛО, а именно:
1. Проектом предусматривается ликвидация смесью минеральной (ТУ 38.32.39-001-25849891-2019) или аналогичной, восстановление поверхности выработанного пространства до отметок естественного рельефа. По существу, это уже не ликвидация горных выработок, а размещение отходов-грунтов IV-V класса опасности. При этом отсутствуют какие-либо сведения об инженерно-геологических изысканиях. Гидрогеологические изыскания не проводились, а также нет информации по влиянию предлагаемых к производству работ на окружающую и экологическую среду;
2. В подразделе 1.3 «Финансово-экономические показатели деятельности предприятия» раздела 1 «Общие сведения» отсутствуют указанные показатели. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр;
3. В подразделе 9.4 «Рекультивация нарушенных земель» раздела 9 «Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ» отсутствует информация о наличии проекта рекультивации земель. В силу пункта 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Исходя из положений пункта 10 указанных Правил, проект рекультивации земель, нарушенных при проведении открытых горных работ, подготавливается в виде отдельного документа.
Учитывая, что запасы полезного ископаемого по лицензии еще не полностью отработаны, а данная проектная документация направлена на мероприятия по ликвидации и на дальнейшую рекультивацию земель с перспективой увеличения срока рекультивации, необходимо выделить мероприятия по рекультивации в отдельный проект в соответствии с требованиями «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800».
Согласно пунктам 1.6, 2.1 протокола № 17/К-17.07.2020/ЛО заседания Территориальной комиссии Комитета по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (технический проект «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области») от 17.07.2020 Комиссия решила воздержаться от согласования проектной документации «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области» в связи с тем, что при рассмотрении представленных проектных решений Комиссией было установлено, что замечания протокола №12/К-15.05.2020/ЛО не были устранены.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр имеет право использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности.
Аналогичные нормы установлены частью 11 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с частью 4 пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (земли лесного фонда), использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускается.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с международными стандартами ГОСТ 17.5.1.01.-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Согласно статье 10 ГОСТ 17.5.1.01.-83 под вскрышными породами (вскрышей) понимаются горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению как отвальный грунт в процессе открытых горных работ, а под вмещающими породами - вскрышные горные породы, в которые включены полезные ископаемые.
Аналогичные нормы воспроизведены в ГОСТ Р 59070-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель. Термины и определения», который утвержден приказом Росстандарта от 01.10.2020 № 731-ст взамен ГОСТ 17.5.1.01.-83.
Таким образом, на землях лесного фонда для рекультивации (ликвидации) карьерных выемок могут использоваться только горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению как отвальный грунт, соответствующие целевому назначению лесов и выполняемым им полезным функциям.
В рамках рассмотрения дела № А56-115929/2019 между теми же лицами был установлен факт размещения Обществом отходов производства и потребления на участке недр «Дубровка», предоставленном по лицензии ЛОД 02892 ТЭ, а также установлено, что предписания Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в части требования обеспечить уборку с территории карьера на участке недр «Дубровка» отходов производства и потребления Обществом не исполнено.
Таким образом, судами подтвержден факт нахождения отходов производства и потребления на территории карьера «Дубровка».
Проектной документацией «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области», которая является предметом настоящего спора, выемка находящихся на территории карьера отходов не предусмотрена.
В случае удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований об обязании Комитета утвердить представленную Обществом проектную документацию отходы, незаконность размещения которых Обществом установлена судебными актами по делу № А56-115929/2019, фактически будут просто засыпаны, а не убраны.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов под размещение отходов не допускается.
Согласно Классификатору отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение, обращение с отходами термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607), к отходам производства относятся вскрышные породы.
Представленное Обществом экспертное заключение № 78-20-06.383.Т.9805 от 27.03.2020, составленное по результатам экспертизы Технических условий ТУ 38.32.39001-25849891-2019 «Смесь минеральная», не является достаточным доказательством пригодности спорной минеральной смеси для рекультивации земель в отношении земельных участков из категории земель лесного фонда на особо защитных участках лесов.
Область применения нормативных документов, на соответствие требованиям которых была проведена экспертиза, перечисленных в заключительном разделе экспертного заключения (ГН 2.1.7.2511-09, ГН 2.1.7.2041-06, СанПин 2.1.7.1287-03, СанПин 2.1.7.1322-03, СП 2.1.7.1386-03, СП 2.6.1.2523-09) не соответствует цели разработанного Обществом проекта, так как действие данных нормативных документов не распространяется на земельные участки из категории земель лесного фонда, отнесенные к особо защитным участкам лесов. Часть указанных нормативных документов определяет требования к размещению отходов производства и потребления.
Вопросы возможности применения минеральной смеси на землях лесного фонда при проведении указанной экспертизы не исследовались.
Стоит также отметить, что в настоящее время заявитель не является правообладателем земельного участка в связи с досрочным прекращением договора аренды лесного участка от 11.04.2013 № 165/К-2013-04 на основании решения суда по делу № А56-115929/2019, а также недропользователем в связи с досрочным прекращением права пользования недрами по лицензии ЛОД 02892 ТЭ от 21.12.2010 в соответствии с распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 09.03.2021 № 319.
При таких обстоятельствах оспариваемым отказом Комитета права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу № А56-102675/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания» в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | К.В. Галенкина | |
Судьи | Ю.С. Баженова С.А. Нестерова |