АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 марта 2022 года
Дело №
А56-102675/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания» ФИО1 (доверенность от 17.12.2021), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 14.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу № А56-102675/2020,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания», адрес: 190020, Санкт-Петербург, Бумажная ул., д. 16, корп. 3, лит. В, пом. 424-В, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН <***>,ИНН <***> (далее - Комитет), выразившегося в ненаправлении в установленный срок решения по рассмотрению проектной документации, о признании незаконным отказа Комитета в согласовании проектной документации «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области (далее – ПД), об обязании Комитета согласовать ПД в течение 25 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Комитета, выразившееся в ненаправлении Обществу в установленный срок решения по рассмотрению ПД, представленной 18.06.2020, признал незаконным отказ Комитета в согласовании ПД, оформленный протоколом Территориальной комиссии Комитета по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – ТКР), от 17.07.2020 № 17/К-17.07.2020/ЛО (далее – Протокол от 17.07.2020). Суд обязал Комитет согласовать Обществу ПД в течение 25 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции не привел ни одного довода, по какой причине счел бездействие Комитета законным и оставил данный вопрос без исследования; согласно договору аренды лесного участка от 11.04.2013 № 165/К-2013-04 (далее – Договор) спорный лесной участок к особо защитным участкам лесов не относится, вывод суда об обратном является незаконным. Суд необоснованно ставит под сомнение экспертное заключение от 27.03.2020 № 78-20-06.383.Т.9805 (далее – Заключение), поскольку выводы Заключения Комитетом не опровергнуты, доказательств, подтверждающих его ошибочность, в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы в суде не заявлялось, в связи с чем судом необоснованно сделан вывод о засыпке карьера ненадлежащим материалом. Общество собиралось и намерено устранить допущенные нарушения экологического законодательства до начала работ по ликвидации горных выработок. Кроме того, Комитет не указал, какие конкретно замечания не устранены, не дал оценку ответам Общества по указанным замечаниям, не привел никаких конкретных данных, устранившись от согласования ПД немотивированным решением, что не отвечает требованиям законодательства.
Определением председателя судебного состава Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2022 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду пребывания на учебе судьи Алешкевича О.А. произведена его замена на судью Аникину Е.А.
В силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета против доводов жалобы возразила по мотивам отзыва.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество являлось владельцем лицензии на пользование недрами от 21.12.2010 ЛОД 02892 ТЭ сроком до 31.12.2035 на геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на участке «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области, в 3,5 км к северо-востоку от населенного пункта Ексолово (далее – Лицензия).
Обществом осуществляется землепользование на основании заключенных с Комитетом договоров аренды лесных участков (названного выше Договора и договора от 19.11.2013 № 555/ДС-2013-04).
В договорах указано: категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение: защитные леса.
Обществом подготовлен технический проект «Ликвидация горных выработок месторождения «Дубровка» во Всеволожском районе Ленинградской области» № 73-Г-19, который представлен в Комитет на согласование 18.06.2020 (вх. № 16885/2020) с сопроводительным письмом от 17.06.2020 № 2/6 после доработки с пояснениями.
В срок, установленный пунктом 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение № 118), Обществу мотивированное решение Комитета по представленному техническому проекту не направлено.
Общество 15.09.2020 обратилось в Комитет с просьбой выдать мотивированное решение, после чего 01.10.2020 Обществу был выдан Протокол от 17.07.2020. В Протоколе указано, что Комиссия на основании подпункта «а» пункта 21 Положения № 118 решила воздержаться от согласования представленной Обществом ПД.
Из текста Протокола следует, что Обществом не устранены замечания протокола ТКР Комитета от 15.05.2020 № 12/К-15.05.2020/ЛО (далее – Протокол от 15.05.2020), действия Лицензии приостановлено. Комиссия также сослалась на наличие двух судебных споров.
В Протоколе от 15.05.2020 по результатам рассмотрения ПД Общества указано, что проектом предусматривается засыпка карьера минеральной смесью. По существу, это не ликвидация горных выработок, а размещение отходов - грунтов IV и V классов опасности. При этом отсутствуют какие-либо сведения об инженерно-геологических изысканиях; отсутствуют показатели финансово-экономической деятельности предприятия; отсутствует информация о наличии проекта рекультивации земель; запасы полезных ископаемых по Лицензии выработаны не полностью.
Общество с сопроводительным письмом от 17.06.2020 № 2/6 вместе с техническим проектом представило в Комитет ответы на замечания Протокола от 15.05.2020.
Считая отказ Комитета в согласовании ПД незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено, что Договор досрочно расторгнут на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу № А56-115929/2019 в связи с ненадлежащим использованием лесного участка арендатором, которое приводит к значительному ухудшению состояния лесов.
При рассмотрении названного дела судами установлено, что в период с 13.08.2018 по 07.09.2018 Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области проведена согласованная с прокуратурой Ленинградской области внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено, что на занимаемом участке обнаружены участки площадью 9,2 га, отсыпанные отходами производства и потребления IV и V классов опасности. О выявленном нарушении составлен акт от 07.09.2018 № 1-13-20358-18/ВВ, выданы предписания об устранении нарушений (№ 1-13-20358-18/ВВ-1; 1-13-20358-18/ВВ-2; 1-13-20358-18/ВВ-3; 1-13-20358-18/ВВ-4; 1-13-20358-18/ВВ-5; 1-13-20358-18/ВВ-6; 1-13-20358-18/ВВ-7), составлены материалы маркшейдерской съемки карьера на месторождении «Дубровка», подготовлены результаты лабораторных испытаний проб отходов, сброшенных в карьер, выполненные аккредитованной лабораторией Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Леноблэкоконтроль», а также акты осмотра карьера, фотоматериалы.
Указанные предписания Обществом не исполнены.
Обнаруженные при проведении проверки отходы производства и потребления с территории карьера на участке недр «Дубровка», которые находятся в навалах на трех участках (первый площадью не менее 2,1 га расположен вдоль восточной границы карьера; второй участок площадью не менее 1,2 га находится с восточной стороны от грунтовой дороги, пересекающей лицензионный участок с севера на юг; третий участок площадью не менее 5,9 га расположен в центральной и юго-западной частях карьера, высота навалов достигает 8 м), не убраны.
По морфологическому составу отходы производства и потребления представлены отходами грунта, ломом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (далее – ФККО) 83020001714, IV класс опасности), боем бетонных изделий (код по ФККО 34620001205, V класс опасности), боем строительного кирпича (код по ФККО 34321001205, V класс опасности), отходами пленки полиэтилена и изделиями из нее, шпалами железнодорожными деревянными, отработанными, шинами пневматическими автомобильными отработанными (код по ФККО 92111001504, IV класс опасности).
Согласно пункту 2.1 Протокола от 15.05.2020 Комиссия решила воздержаться от согласования ПД на основании подпункта «а» пункта 21 Положения № 118 по следующим причинам, изложенным в пункте 1.6 данного Протокола, а именно:
1. Проектом предусматривается ликвидация смесью минеральной (ТУ 38.32.39-001-25849891-2019) или аналогичной, восстановление поверхности выработанного пространства до отметок естественного рельефа. По существу, это не ликвидация горных выработок, а размещение отходов - грунтов IV-V класса опасности. При этом отсутствуют какие-либо сведения об инженерно-геологических изысканиях. Гидрогеологические изыскания не проводились, а также нет информации по влиянию предлагаемых к производству работ на окружающую и экологическую среду;
2. В подразделе 1.3 «Финансово-экономические показатели деятельности предприятия» раздела 1 «Общие сведения» отсутствуют указанные показатели. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр;
3. В подразделе 9.4 «Рекультивация нарушенных земель» раздела 9 «Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ» отсутствует информация о наличии проекта рекультивации земель. В силу пункта 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила № 800), рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Проект рекультивации земель, нарушенных при проведении открытых горных работ, подготавливается в виде отдельного документа, исходя из положений пункта 10 данных Правил.
Учитывая, что запасы полезного ископаемого по Лицензии еще не полностью отработаны, а спорная ПД направлена на мероприятия по ликвидации и на дальнейшую рекультивацию земель с перспективой увеличения срока рекультивации, необходимо выделить мероприятия по рекультивации в отдельный проект в соответствии с требованиями Правил № 800.
Согласно пунктам 1.6, 2.1 Протокола от 17.07.2020 Комиссия решила воздержаться от согласования ПД в связи с тем, что при рассмотрении представленных проектных решений Комиссией было установлено неустранение замечаний Протокола от 15.05.2020.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности. Аналогичные нормы установлены частью 11 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 Правил № 800 при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) (земли лесного фонда), использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускается.
Согласно пункту 5 Правил № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 ЛК РФ - также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с частью 2 статьи 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
В соответствии с государственными стандартами СССР ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.12.1983 № 5854 (далее - ГОСТ 17.5.1.01-83), ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.11.1986 № 3400, для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 под вскрышными породами (вскрышей) понимаются горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению как отвальный грунт в процессе открытых горных работ, а под вмещающими породами - вскрышные горные породы, в которые включены полезные ископаемые.
Аналогичные нормы воспроизведены в ГОСТ Р 59070-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель. Термины и определения», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.10.2020 № 731-ст взамен ГОСТ 17.5.1.01-83.
В рамках рассмотрения дела № А56-115929/2019 между теми же лицами был установлен факт размещения Обществом отходов производства и потребления на участке недр «Дубровка», предоставленном по Лицензии, а также установлено, что предписания Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в части требования обеспечить уборку с территории карьера на участке недр «Дубровка» отходов производства и потребления Обществом не исполнено.
Таким образом, судами подтвержден факт нахождения отходов производства и потребления на территории карьера «Дубровка».
При этом апелляционный суд отметил, что ПД, которая является предметом настоящего спора, выемка находящихся на территории карьера отходов не предусмотрена. В случае удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований об обязании Комитета утвердить представленную Обществом ПД отходы, незаконность размещения которых Обществом установлена судебными актами по делу № А56-115929/2019, фактически будут просто засыпаны, а не убраны, что недопустимо.
Согласно ФККО, ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 № 607, к отходам производства относятся вскрышные породы.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ использование лесов под размещение отходов не допускается.
При этом деятельность по размещению отходов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности.
Представленное Обществом Заключение, составленное по результатам экспертизы Технических условий (ТУ) 38.32.39001-25849891-2019 «Смесь минеральная», согласно выводам суда апелляционной инстанции не является достаточным доказательством пригодности спорной минеральной смеси для рекультивации земель в отношении земельных участков из категории земель лесного фонда.
Как отмечено судом, область применения нормативных документов, на соответствие требованиям которых была проведена экспертиза, перечисленных в заключительном разделе Заключения, не соответствует цели разработанного Обществом проекта, так как действие данных нормативных документов не распространяется на земельные участки из категории земель лесного фонда. Часть указанных нормативных документов определяет требования к размещению отходов производства и потребления. При этом в Заключении оговорено, что не допускается применение смеси на территориях повышенного риска. Вопросы возможности применения минеральной смеси на землях лесного фонда при проведении указанной экспертизы не исследовались.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в настоящее время Общество не является правообладателем земельного участка в связи с досрочным прекращением Договора на основании решения арбитражного суда по делу № А56-115929/2019, а также не является недропользователем в связи с досрочным прекращением права пользования недрами по Лицензии в соответствии с распоряжением Комитета от 09.03.2021 № 319.
Апелляционный суд посчитал, что Общество не доказало устранение недостатков ПД, в том числе в части отсутствия сведений об инженерно-геологических изысканиях, показателей финансово-экономической деятельности предприятия (дополнительно к настоящему моменту решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу № А56-52881/2021 Общество признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства), кроме того, Общество не отрицало, что запасы полезных ископаемых по Лицензии выработаны не полностью.
В отношении требования Общества о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в ненаправлении в установленный срок решения по рассмотрению ПД, представленной 18.06.2020, судом не установлено совокупности оснований для удовлетворения заявленных требований, реального нарушения прав Общества с возможностью их эффективного восстановления в конечном (фактическом) интересе заявителя в споре (утверждении ПД), в том числе при ранее имевшемся в Протоколе от 15.05.2020 отрицательном результате рассмотрения, что не воспрепятствовало обращению Общества в суд.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу № А56-102675/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛенСтройКомпания» - без удовлетворения.
Председательствующий
В.М. Толкунов
Судьи
Е.А. Аникина
Л.Б. Мунтян