ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-103315/2022 от 18.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 сентября 2023 года

Дело №А56-103315/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Пономаревой О.С., судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Капустиным А.Е.

при участии:

от истца: Ульянова А.А. по доверенности от 18.04.2023, Борзых С.В. по доверенности от 20.01.2023,

от ответчика: Капцова К.С. по доверенности от 27.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14988/2023) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция транспортного строительства»

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 по делу № А56-103315/2022 (судья Новикова Е.В.), принятое

по иску акционерного общества «Эн-Системс»

к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция транспортного строительства»

о внесении изменений, о взыскании

установил:

Акционерное общество «Эн-Системс» (далее - истец, АО «Эн-Системс») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция транспортного строительства» (далее - ответчик, Дирекция):

- о внесении изменений в пункт 3.1 государственного контракта от 29.04.2019 №КСМ-3/2019 (далее – Контракт), изложив его в следующей редакции: «Общая стоимость работ в соответствии с Расчетом цены Контракта по Объекту составляет 1.295.891.349 руб. 89 коп., в том числе НДС (20%) 215.981.891 руб. 65 коп.»;

- о взыскании стоимости за выполненные работы по монтажу подъемно-транспортного оборудования – эскалатора типа ЭС02 в размере 117.297.454 руб. 92 коп.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении заявленных требований в части внесения изменений в Контракт, изложив пункт 3.1 Контракта в следующей редакции:

«Общая стоимость работ в соответствии с Расчетом цены Контракта по Объекту составляет 1.296.361.300 руб. 61 коп, в том числе НДС – 216.060.216 руб. 77 коп».

Требование о взыскании с Дирекции в пользу АО «Эн-Системс» доплаты стоимости подъемно-транспортного оборудования - эскалатора типа ЭС02 в размере 117.297.454 руб. 92 коп., осталось без изменения.

Уточнения исковых требований приняты судом первой инстанции в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела просит решение от 21.03.2023 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе Дирекция указывала, что правовые основания для удовлетворения требования о внесении изменений в Контракт отсутствовали, также отсутствовали основания для взыскания доплаты работ в размере 117.297.454 руб. 92 коп.

В судебном заседании присутствовали представители сторон. Ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что между Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и АО «Эн-Системс» заключен Контракт на выполнение работ по объекту «Полная замена эскалаторов с частичной заменой конструкций наклонного хода и вестибюля ст. «Технологический институт-1» (далее - Объект).

Между Комитетом, АО «Эн-Системс» и Дирекцией 30.05.2019 заключено дополнительное соглашение № 1 к Контракту о перемене лиц в обязательстве по Контракту, все права и обязанности государственного заказчика перешли к Дирекции.

В соответствии с п. 1.1. Контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по Объекту в соответствии с проектной документации, Заданием на выполнение работ по Объекту, Календарным планом выполнения работ, предоставленным в соответствии с формой указанной в приложении к Контракту, Заданием на разработку рабочей документации по Объекту, Календарным графиком разработки рабочей документации и по Объекту, предоставленным в соответствии с формой установленной в приложении к Контракту, Расчётом Контрактной цены по Объекту и Предложением о качественных характеристиках Объекта закупки, являющимися неотъемлемыми частями Контракта.

В соответствии с п. 3.1 Контракта общая стоимость работ по Объекту составляет 1.183.863.468 руб. 16 коп. (в редакции дополнительного соглашения от 25.10.2022 № 8-КСМ-12 к Контракту).

Истец выполнял работы на основании проектной документации, разработанной ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», получившей положительное заключение государственной экспертизы, в которой было учтено подъемно-транспортное оборудование: эскалатор КТП-V производства ЗАО СМУ-9 «Метрострой». В процессе производства работ производитель данного оборудовании ЗАО СМУ-9 «Метрострой» было ликвидировано. Поставка и монтаж оборудования, предусмотренного проектом, стало невозможным.

По итогам совещания от 07.04.2021 по вопросу замены подъемно-транспортного оборудования, проведенного в Комитете, были приняты следующие решения:

1. при выполнении работ по Контракту использовать подъемно-транспортное оборудование - эскалатор типа ЭС02 производства ЗАО «ЭС-Сервис»;

2. АО «Эн-Системс» корректирует проектную документацию по Объекту, а также оплачивает повторную экспертизу проектной документации и сметной стоимости эскалаторного оборудования;

3. заключить дополнительное соглашение к Контракту в связи с вышеуказанными обстоятельствами;

4. подготовить техническое задание на выполнение работ по корректировке проектной документации по Объекту.

09.06.2021 стороны заключили дополнительное соглашение №6-КСМ-11 (далее - Соглашение № 6) в соответствии с которым заказчиком принято решение о согласовании замены в рабочей документации типа эскалаторов с КТП-V производства ЗАО «СМУ-9 Метрострой», учтенного в проектной документации на строительство Объекта, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 26.12.2017 № 142-17/ГТЭ-10893/04 (далее - Проектная документация) на эскалаторы типа ЭС02 производства АО «ЭС-Сервис».

В соответствии с п. 2 и 3 Соглашения № 6 подрядчик принимает на себя обязательство по корректировке Проектной документации, а заказчик направляет откорректированную документацию для повторного прохождения государственной экспертизы.

Положительное заключение государственной экспертизы № 78-1-1-3-0370-21 (далее - заключение экспертизы) было получено 22.12.2021.

12.08.2022 подрядчик направил в адрес заказчика акты приемки и справки о стоимости выполненных работ в рамках реализации Контракта. Стоимость эскалаторного оборудования в указанных актах составила 540.332.217 руб. 61 коп., включая НДС 20% - 90.055.369 руб. 60 коп.

29.08.2022 от заказчика поступил отказ в принятии и оплате выполненных работ в связи с тем, что стоимость эскалаторного оборудования, предъявляемого подрядчиком, не соответствует утвержденной и учтенной стоимости в расчете цены контракта по дополнительному соглашению № 7 от 13.10.2021.

В связи с тем, что АО «Эн-Системс» не согласилось с отказом по основаниям, указанным выше, и направило в адрес ответчика претензию об оплате выполненных работ по монтажу оборудования, 06.10.2022 от Дирекции поступил отказ в удовлетворении претензии.

В связи с неудовлетворением претензии АО «Эн-Системс» обратилось в суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции иск удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно п.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со ст.711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Согласно п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим законом или договором.

В соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 1 ст.451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Пунктами 2 и 4 ст.451 ГК РФ установлено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть изменен в связи с существенным изменением обстоятельств при наличии одновременно следующих условий:

- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

- из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона;

- изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Согласно п.2 ст.767 ГК РФ изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.

С учетом субъектного состава, правоотношения между сторонами регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Частью 1 ст.95 Закона №44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной норме.

Из материалов дела усматривается, что при исполнении Контракта возникли обстоятельства, повлекшие невозможность его исполнения и которые стороны не могли предусмотреть.

Дополнительным соглашением от 09.06.2021 №6-КСМ-11 принято решение о согласовании замены в рабочей документации типа эскалаторов с КТП-V производства ЗАО «Сму-9» (в связи с банкротством ЗАО «СМУ-9») на ЭС02 производства ЗАО «ЭС-Сервис». Кроме того, подрядчик обязан произвести корректировку проектной документации и сопровождение повторного прохождения государственной экспертизы. В случае получения положительного заключения государственной экспертизы на откорректированную часть проектной документации вносятся изменения в условия контракта.

Дополнительным соглашением от 13.10.2021 №7-КСМ-26 расчет цены Контракта изложен в редакции приложения № 1 к настоящему дополнительному соглашению, в результате которого внесены изменения в расчет цены контракта, а также утверждена сопоставительная ведомость, в которой определены также дополнительные работы, не учтенные в контракте, но, выполнение которых необходимо для достижения положительного результата.

Положительное заключение государственной экспертизы получено Дирекцией 22.12.2021, передано истцу 19.02.2022. Данное обстоятельство свидетельствует о исполнении истцом обязательств, предусмотренных дополнительным соглашением №6КСМ-11 от 09.06.2021 и является основанием для внесения изменений в условия Контракта и получения оставшейся части оплаты выполненных работ. Заказчик 31.01.2022 в письме №09-584/22-0-0 подтвердил, что в ходе выполнения строительно-монтажных, реставрационных работ и работ по инженерным сетям выполнялись работы, неучтённые проектной и рабочей документацией, зафиксированные актами технической необходимости.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.

Согласно ч.16 ст.34 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:

1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);

2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

01.09.2021 получено согласование Губернатора Санкт-Петербурга новой стоимости объекта, в соответствии с откорректированной проектной документацией, в размере, не превышающем 1.328.931.570 руб., а также источника финансирования - бюджет Санкт-Петербурга.

17.12.2021 получено письмо Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, в котором Комитет подтверждает предельную стоимость Объекта в размере 1.328.931.570 руб. и источник финансирования - бюджет Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 №1186 в п.1(1) установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, - 100 млн. рублей.

Цена Контракта, заключенного между заказчиком и подрядчиком, составляет 1.131.200.065 руб. 10 коп., срок выполнения работ по контракту - 2 года, 3 месяца и 27 дней.

При указанных обстоятельствах соблюдаются условия п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона №44-ФЗ, при которых может быть изменена цена Контракта.

Исходя из изложенных обстоятельств, с учетом возникновения независящих от сторон Контракта обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть при заключении Контракта, того, что сложившаяся ситуация является исключительной, принимая во внимание социальную значимость объекта, апелляционная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о признании правомерными требований АО «Эн-Системс» о внесении изменений в Контракт в части общей стоимости работ. Возражения Дирекции об отсутствии оснований для доплаты работ по монтажу подъемно-транспортного оборудования подлежат отклонению.

С учетом удовлетворения требования об увеличении цены Контракта до 1.296.361.300 руб. 61 коп., а также наличием задолженности за выполненные по Контракту работы, апелляционная коллегия признает правомерным удовлетворение судом первой инстанции требования истца о взыскании с ответчика 117.297.454 руб. 92 коп.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их иной оценки отсутствуют.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 по делу № А56-103315/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.С. Пономарева

Судьи

Т.В. Жукова

Я.Г. Смирнова