ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-104631/2022 от 04.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 октября 2023 года

Дело №А56-104631/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе

председательствующего Полубехиной Н.С.,
судей Балакир М.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 04.10.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23865/2023) акционерного общества « Агротехника» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2023 по делу № А56-104631/2022, принятое по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к акционерному обществу « Агротехника»

третьи лица: 1) Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области,

2) общество с ограниченной ответственностью « Альма»

о возмещении вреда, причиненного почвам

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу « Агротехника» (далее – Общество) об обязании обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив « Агротехника», уч. 59 (Переходное), в шестимесячный срок с момента вступления судебного решения по данному делу в законную силу, провести работы по восстановлению нарушенного состояния земель земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив « Агротехника» , уч. 59 (Переходное), в соответствии с проектом рекультивации в срок, соответствующий проектным материалам.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее – Администрация), общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО « Альма» ).

Решением от 30.05.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.

От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать.

В судебном заседании, представитель Общества заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов, об отложении судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленные ходатайства, не усмотрелоснований для удовлетворения в силу следующего.

Дополнительные документы, подлежат представлению в суд апелляционной инстанции с соблюдением требований, установленных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными

В данном случае такие основания не приведены, доказательства в суд первой инстанции не представлялись, судом не исследовались и не оценивались и не могли быть положены в основание выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.

Согласно пункту 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда.

Установив наличие доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу, их достаточность, суд апелляционный суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания.

Представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, представитель истца доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки в отношении Общества 01.07.2019 должностным лицом Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (впоследствии - Управление) обследован земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив « Агротехника» , уч. 59 (Переходное), в результате чего выявлено размещение непосредственно на почве без подстилающих и укрывных материалов отходов животноводства.

Согласно выписке из ЕГРН от 21.05.2019 № 47/000/803/2019-1303 земельный участок принадлежит на праве собственности Обществу (запись о регистрации права от 28.03.2013 № 47-47-29/021/2014-110).

Данные о состоянии земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230, происходящих на нем негативных почвенных процессах получены посредством проведенного 01.07.2019 наземного обследования и наблюдения.

Границы земельного участка сформированы и установлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, информация о границах данного земельного участка имеется на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра. Привязка к границам земельного участка при осмотре осуществлялась на основе данных публичной кадастровой карты с помощью программы-приложения « kadastr.ru» при использовании GPS-навигатора.

Как следует из акта осмотра земельного участка и фотоматериалов от 01.07.2019, на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0931001:230 на площади 1,08 га без оборудования специальной площадки непосредственно на почве без использования изоляционного (подстилающего) материала размещены бурты (высотой не более 1 м) отходов животноводства (имеют характерный коричневый цвет и запах).

В ходе внеплановой проверки 01.07.2019 произведен отбор 12 проб образцов почвы земельного участка в местах размещения навоза.

Согласно заключению ФГБУ « Ленинградская MBЛ» от 26.07.2019 № 26 результаты лабораторных испытаний показали, что в пробах почвы № 1, 3, 4, 5, 6, 8 обнаружено загрязнение по микробиологическим показателям:

- в пробе № 1 индекс энтерококков - 1000,

- в пробе № 5 индекс БГКП - 1000,

- в пробе № 3 индекс энтерококков - 1000, БГКП - 1000

категория загрязнения почвы (пробы № 1, 3, 5) - опасная (СанПиН 2.1.7.1287-03, с изменениями от 25.04.2007);

- в пробах № 4, 6 индекс БГКП - 100,

- в пробе № 8 индекс энтерококков - 100, БГКП - 100;

категория загрязнения почвы (пробы № 4, 6, 8) - умерено опасная.

По данным ФГБУ « Ленинградская МВЛ» от 23.08.2019 № 1995, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230 по материалам агрохимического обследования ЗАО « Агротехника» Тосненского района Ленинградской области 2005 года является сельскохозяйственным угодьем, пашней осушенной.

По исследуемым показателям безопасности на химическое загрязнение в пробе почвы № 12 обнаружено превышение предельно допустимой концентрации нитратов в 3,35 раза, лимитирующий показатель вредности - транслокационный, категория загрязнённости почв - высоко опасная.

Обязанность по содержанию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230, выполнению на нем обязанностей по охране земель и обязательных мероприятий, предусмотренных законом, возникла у Общества с марта 2014 года.

Согласно пунктам 6.5 и 6.6 « ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» при производстве удобрений не должно образовываться технологических отходов, ведущих к загрязнению объектов окружающей среды; для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозо-, пометонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 - 25 см; площадки хранения удобрений с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги.

Управление, указав на то, что Общество не соблюдает экологические требования при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно абзацам 1, 2, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), « деградация земель» - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; « рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно пункту 3 Правил N 800, следует, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Мероприятия (технические, биологические), которые необходимо учесть при разработке и утверждении проекта рекультивации, указаны в пункте 8 Правил N 800.

В подпункте « б» пункта 13 Правил N 800, указано, разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется, в том числе, с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка.

Как следует из пункта 5 Правил N 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Из пункта 6 Правил N 800 следует, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно абзацу 14 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно требованиям статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 « О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В данном случае, как подтверждено материалами дела, Общество, являясь правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0931001:230, допустило размещение навоза непосредственно на почве участка без подстилающих и укрывных материалов, что привело к загрязнению почвы по микробиологическим показателям.

По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 01.07.2019 по 26.07.2019 должностным лицом Управления, в отношении Общества было вынесено постановление о назначении административного наказания № ОЗН-01/19-402 от 08.08.2018 по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Указанное постановление оспаривалось Обществом в судебном порядке.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 28.11.2019 № 12-485/2019 постановление о назначении административного наказания № ОЗН-01/19-402 от 08.08.2018 оставлено без изменения.

Решением Ленинградского областного суда от 29.01.2020 № 7-66/2020 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств виновности иных лиц в правонарушении ответчиком в материалы дела не представило.

Заявление ответчика о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности (статья 196 ГК РФ) правомерно отклонено судом первой инстанции с учетом положений пункта 3 статьи 78 Закона № 7-ФЗ, согласно которому иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Таким образом, природоохранным законодательством установлен специальный срок исковой давности.

С учетом изложенного исковые требования Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору являются обоснованными и удовлетворены правомерно.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2023 по делу № А56-104631/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

М.В. Балакир

С.А. Нестеров