ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-105519/2022 от 05.02.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 февраля 2024 года

Дело №

А56-105519/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эталон Сервис» ФИО1 (доверенность от 08.12.2023),

рассмотрев 31.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эталон Сервис» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу № А56-105519/2022,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эталон Сервис», адрес: 195220, Санкт-Петербург, Кушелевкая дорога, д.3, корп. 3, лит. А, пом. 1-Н, комн. 6, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, управляющая компания) обратилось с иском в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об обязании местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Пискаревка, адрес: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д.52, лит.А, пом. 38-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Местная администрация) организовать мероприятия по содержанию контейнерной площадки, предназначенной для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) собственников многоквартирного дома по адресу: <...>, лит. А (далее - МКД), в пределах земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:6836.

Определением суда от 23.03.2023 привлечена к участию в деле в качестве соответчика Администрация Калининского района Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д.13/1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация).

Решением суда первой инстанции от 15.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2023, Обществу в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, поясняя, что под МКД по адресу: Санкт-Петербург, Кушелевская дорога, д. 3, корп. 2, лит. А, не сформирован земельный участок и спорная контейнерная площадка для накопления ТКО не относится к общему имуществу собственников помещений в МКД. Тогда как в обязанность управляющей организации может входить только содержание элементов благоустройства, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД и только при наличии финансирования по решению этих собственников. Податель жалобы настаивает на том, что именно Администрация обязана не только обеспечить своевременное размещение, но и содержать места накопления твердых коммунальных отходов (как объектов благоустройства), расположенных на территории подведомственного ей района и находящегося в собственности Санкт-Петербурга, а суды должны были дать разъяснения за чей счет должно осуществляться содержание предназначенной для использования несколькими МКД контейнерной площадки.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представители Местной администрации и Администрации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителей.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, находящийся под управлением Общества МКД, расположен на территории внутригородского муниципального образования «Пискаревка» в Калининском районе города федерального значения Санкт-Петербурга в пределах земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:6836.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 78:10:0005125:6836 находится в государственной собственности города федерального значения Санкт-Петербурга (номер и дата государственной регистрации права: № 78:10:0005125:6836- 78/037/2020-62 от 09.07.2020), в пределах данного земельного участка находится несколько многоквартирных домов и контейнерная площадка для накопления ТКО.

На указанном участке, сформированном под несколькими МКД организовано место/площадка накопления ТКО по адресу: Кушелевская дорога, д.3 корп. 4.

Управляющая компания, указывая на отсутствие обязанности по содержанию упомянутой контейнерной площадки, обратилась в арбитражный суд с требованием обязать ответчиков организовать мероприятия по содержанию контейнерной площадки.

В настоящем деле суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, на основании оценки положений статьи 157.2, части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пункта 3 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее – Правила № 1039), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), пунктов 26(1), 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень № 290), пунктов 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (с учетом внесения изменений Законом Санкт-Петербурга от 10.06.2022 № 272-37) пришли к выводу, что вне зависимости от постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД, обслуживание возложено на Общество как лицо, осуществляющее управление МКД.

Этот вывод судов основан на материалах дела и в полной мере согласуется с приведенными выше нормативными положениями.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает такой вывод судов правильным на основании следующего.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что организация мест (площадок) по накоплению ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД; на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО и КГО для нужд собственников помещений МКД, управление которым она осуществляет.

Управляющая компания, возлагая эту обязанность целиком на Администрацию, объясняет это тем, что для обслуживаемого МКД не сформирован земельный участок и контейнерная площадка не относится к общему имуществу собственников помещений в МКД.

Как указано в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ - к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ и пункту 3 Правил № 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

При этом, органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15–19 Правил № 1039).

Согласно пункту 19 раздела III Правил № 1039, регламентирующему порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО и требования к его содержанию, реестр должен содержать данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО, сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО.

В соответствии с правилами ведения указанного реестра уполномоченный орган должен учитывать в реестре многоквартирный дом как источник образования ТКО, складируемых на определенной муниципальной площадке.

Материалами дела подтверждается, что во исполнение возложенных на Администрацию обязанностей, согласно пункту 6519 Приложения 4.1 Территориальной схемы обращения с отходами, на сформированном под несколькими МКД земельном участке органом местного самоуправления организовано место/площадка накопления ТКО по адресу: Кушелевская дорога, д.3 корп. 4.

Наличие такой площадки и использование ее собственниками помещений, в том числе обслуживаемого Обществом МКД, податель жалобы не отрицает.

В силу статьи 161 ЖК РФ, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил № 491, пункта 26(1) Перечня № 290 работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, (как относящиеся к работам по содержанию общего имущества МКД), подлежат выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.

Таким образом, вне зависимости от постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД, обслуживание площадки возложено на Общество как лицо, осуществляющее управление МКД, а требование к суду обязать Администрацию организовать мероприятия по содержанию площадки, избыточны.

Суд округа отмечает, что действующее земельное законодательство и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты предусматривают возможность размещения мест (площадок) накопления ТКО не только на территории земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, но и на иных территориях, в том числе территориях общего пользования без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Эта позиция поддержана Верховным судом Российской Федерации (Определение от 28.12.2023 № 301-ЭС23-14417; пункты 14, 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением ТКО, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023), который отметил, что в том случае, если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой, включенной в соответствующий реестр, либо место (площадка) накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, ввиду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований на придомовой территории, обязанность по содержанию места (площадки) накопления ТКО лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют (статья 249 Гражданского кодекса РФ). Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 156 ЖК РФ).

Доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, уже были предметом исследования судов двух инстанций и им дана надлежащая оценка, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу № А56-105519/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эталон Сервис» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов