ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-107552/2021 от 11.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 августа 2022 года

Дело №А56-107552/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Черемошкиной В.В.

судей Нестерова С.А., Пивцаева Е.И.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Дмитриевой О.В.

при участии:

от истца: ФИО1 (доверенность от 01.12.2021; путем использования системы веб-конференции)

от ответчика: ФИО2(доверенность от 25.11.2021; паспорт; диплом)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14989/2022) ООО "ГУД-МЕБЕЛЬ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2022 по делу № А56-107552/2021 (судья Чекунов Н.А.), принятое

по иску ООО "ГУД-МЕБЕЛЬ"

к публичному акционерному обществу «Банк ВТБ»

о признании и об обязании,

установил:

ООО «ГУД-МЕБЕЛЬ» (далее – Истец, Заемщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Банку ВТБ (ПАО) (далее – Ответчик, Банк) о признании незаконным одностороннего изменения условий договора в части установления процентной ставки с размере 19% годовых, об обязании Банка произвести перерасчет платежей по кредитному соглашению в соответствие с льготной процентной ставкой - 2% годовых.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2022 в иске отказано.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на нарушение и неправильное применение норм материального права.

Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что заемщик не обеспечил сохранение численности, допустив увольнение части работников, и не восстановил необходимый уровень численности работников в течение базового периода, хотя объективно имел такую возможность, то есть не обеспечил выполнения целей государственного субсидирования.

Так же, истец считает, Банком при проверке соблюдения заемщиком требований о сохранении численности неверно определена численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, поскольку всоответствии с полученной справкой от ИФНС России по г. Петрозаводску № 63-14/15618 от 01.06.2021 года (далее - Справка), численность сотрудников ООО "ГУДМЕБЕЛЬ" составляла не 26, а 14 человек, которая за период с июня 2020 года по март 2021 года не снижалась. Более того, ежемесячно наблюдался рост штата.

ПАО Банк ВТБ в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании стороны поддержали изложенные письменные позиции.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,между Банком ВТБ и ООО «ГУД-МЕБЕЛЬ» заключено кредитное соглашение №НЛ/0692020-003285 (далее - кредитное соглашение), по условиям которого Банк обязался открыть обществу кредитную линию с лимитом выдачи 1 457 055 руб. до 30.06.2021 включительно и предоставить отдельные кредиты на условиях, указанных в соглашении, а обществе обязалось возвратить полученные кредиты, уплатить по ним проценты и выполнить иные обязанности, предусмотренные соглашением (пункт 1.1 кредитного соглашения).

Преамбулой кредитного соглашения установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 (далее - Правила № 696).

Правила № 696 устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (пункт 1).

Согласно условиям кредитного соглашения и в соответствие с Правилами №696 предусмотрены периоды по соглашению:

• Базовый период: период с даты заключения Соглашения по 30.11.2020 г.;

• Период наблюдения: период с 01.12.2020 по 31.03.2021 гг.

Соглашение переводится на период наблюдения, если были выполнены условия перехода на период наблюдения;

• Период погашения: период продолжительностью 3 месяца:

- с 01.12.2020 по 01.03.2021 гг., если не выполнено любое из Условий перехода на период наблюдения;

- с 01.04.2021 по 30.06.2021, если Условия перехода на период наблюдения выполнены.

Условием перехода заемщика на период наблюдения, который установлен с 01.12.2020 по 31.03.2021 (включительно) является выполнение одновременно следующих условий:

• численность работников заемщика в течение базового периода на конце каждого отчетного месяца составила не менее 80% численности работников по состоянию на 01.06.2020;

• в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лимит выдачи кредитной линии составил 1 457 055 рублей. Срок кредитной линии - 30.06.2021 г. включительно.

Пунктом 1.4 кредитного соглашения установлены процентные ставки:

• в размере 2% годовых (льготная ставка кредитования), которая применяется в течение базового периода соглашения, а также в период наблюдения при выполнении обществом условия перехода на период наблюдения;

• в размере 19% годовых (стандартная ставка кредитования), которая применяется в течение периода погашения до полного исполнения обязательств заемщика по соглашению.

В период с 12.08.2020 по 30.11.2020 Кредитор предоставил Заемщику денежное средства (кредиты) в пределах Лимита выдачи.

Согласно Программе решение о переводе сделки в один из периодов принимается Банком на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной Налоговой службы.

Согласно данным, полученным Банком с информационного сервиса Федеральной Налоговой службы, численность работников Заемщика на 01.06.2020 составила 26 человек.

Таким образом, Заемщиком в ПФР был направлен отчет по форме СЗМ на 01.06.2020 (за май 2020) с указанием численности работников 26 человек.

Заемщиком не были выполнены условия перехода на период наблюдения в части поддержания численности работников в течение Базового периода -численность работников Заемщика в течение Базового периода на конец каждого отчетного месяца составила менее 80 (Восьмидесяти) процентов численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020

30.11.2020 Банк направил обществу уведомление, в котором сообщил о переводе на период погашения по кредитному соглашению в связи с невыполнением Условий перехода на период наблюдения

26.07.2021 за счет средств поручителя Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» была погашена задолженность по кредитному договору в размере 1 242 669 рублей.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно п. 4.4 Кредитного договора Банк вправе потребовать выполнения Заемщиком обязательств по договору досрочно в том числе в случае, если Заемщик просрочит любой из причитающихся Кредитору со стороны Заемщика платежей по любому договору, заключенному между ними.

В силу п.1 ст.323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Предоставленная Истцом справка от ИФНС России но г. Петрозаводску № 63- 14/15618 от 01.06.2021 г. не может являться доказательством соблюдения условий кредитного соглашения и Правил № 696 для перевода клиента на период наблюдения по следующим основаниям:

В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051 @ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа).

Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01,02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

В соответствии с Письмом ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@ согласно разъяснениям Минэкономразвития России с учетом сроков предоставления отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.

Истец при обращении в суд с исковым заявлением представил в составе приложений справки по Форме СЗВ-М:

- за май 2020, направленную им 05.06.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 26 человек;

- за июнь 2020, направленную им 14.07.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 14 человек;

- за июль 2020, направленную им 17.08.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 15 человек;

- за август 2020, направленную им 15.09.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 15 человек;

- за сентябрь 2020, направленную им 01.10.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 16 человек;

- за октябрь 2020, направленную им 16.11.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 17 человек;

- за ноябрь 2020, направленную им 15.12.2020 в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, согласно которой численность работников истца составляет 19 человек;

Численность сотрудников Заемщика по данным Платформы для целей расчета максимальной суммы кредитного договора (соглашения) и дальнейшего мониторинга сохранения численности сотрудников составила 26 человек (по состоянию на 01.06.2020) и была определена на основе данных переданных самим истцом в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия.

Размещенные на Платформе ФНС России сведения о средней численности работников предприятия в силу прямого указания Правил предоставления субсидий N 696 фактически являются для кредитной организации единственным источником данных о численности работников заемщика, поскольку самостоятельными полномочиями по сбору и анализу отчетов заемщиков, подаваемых в Пенсионный фондом РФ, кредитные организации не обладают.

Согласно п. 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Минэкономразвития от 07.07.2020 N Д13и-21227, Письме Минэкономразвития от 13.11.2020 N 37876-ТИ/Д13и при снижении численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 кредитный договор не может быть переведен на период наблюдения и, соответственно, по нему не может быть предоставлена субсидия по списанию.

Подтверждение выполнения Заемщиком условий о численности работников осуществляется Получателем субсидии (Банком) на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020, и к которому получатель субсидии должен иметь доступ в обязательном порядке (п. п. 18, 24 Правил предоставлений субсидий).

Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474. В силу абз. 7 п. 24 Правил №696 проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.

Абз. 3 п. 24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.

Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.

В самом информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые Заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации указанных Правил предоставления субсидий (п. 24 Правил предоставления субсидий).

В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Доступ получателей субсидий к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В рамках исполнения обязательств по Кредитному договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.

Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.

Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.

Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников Истца составляла по состоянию:

на 01.06.2020 г. - 26 человек;

на 01.07.2020 г. - 15 человек;

на 01.08.2020 г. - 15 человек;

на 01.09.2020 г. - 15 человек;

на 01.10.2020 г. - 16 человек;

на 01.11.2020 г. - 17 человек.

Таким образом, сведения о численности работников истца, размещенные на информационном сервисе ИФНС по итогам июня, июля, августа, сентября, октября и ноября упали ниже 80% от численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 г., что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем, Банк в соответствии с Правилами №696 и условиями Кредитного соглашения был обязан перевести Кредитный договор на период погашения.

Указание о снижении численности работников Истца более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.

Вопреки доводам истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что справка из ИФНС России по г. Петрозаводску № 63-14/15618 от 01.06.2021 г., предоставленная Истцом, хотя и отражает фактическую численность работников в каждом из указанных месяцев, но не отражает сведений о численности работников, размещенных на Платформе ИФНС и которые учитываются при проверке соблюдения условий, согласно Правилам № 696.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2022 по делу № А56-107552/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.В. Черемошкина

Судьи

С.А. Нестеров

Е.И. Пивцаев