ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
31 июля 2023 года
Дело №А56-108418/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 20.06.2022
от заинтересованного лица-1: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица-2: ФИО3 по доверенности от 28.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19635/2023, 13АП-22132/2023) (заявление) Читинской таможни, Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2023 по делу № А56-108418/2022, принятое
по заявлению ООО «Метсо Оутотек»
к 1) Читинской таможне; 2) Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании решения, уведомления
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Метсо Оутотек» (ОГРН: <***>, адрес: 196158, Санкт-Петербург, Пулковское <...>, лит. А, пом. В8046, далее – ООО «Метсо Оутотек», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения Читинской таможни (ОГРН: <***>, адрес: 672007, <...>, далее – таможня, заинтересованное лицо-1) от 27.07.2022 №РКТ-10719000-22/000154 о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), уведомления Санкт-Петербургской таможни (ОГРН: <***>, адрес: 199000, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10; далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 29.07.2022 №10210000/У2002/0007646, об обязании Читинскую таможню восстановить нарушенное право Общества путем возврата на единый лицевой счет Общества денежных средств, взысканных в связи с принятием решения от 27.07.2022 №РКТ-10719000-22/000154.
Решением от 07.06.2023 суд первой инстанции признал незаконными решение Читинской таможни от 27.07.2022 № РКТ-10719000-22/000154 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и уведомление Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 29.07.2022 № 10210000/У2022/0007646; обязал Читинскую таможню восстановить нарушенное право ООО «Метсо Оутотек» путем возврата на единый лицевой счет Общества денежных средств, взысканных в связи с принятием решения от 27.07.2022 № РКТ-10719000-22/000154; взыскал с Читинской таможни и Санкт-Петербургской таможни в пользу Общества по 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, таможенные органы обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Читинская таможня указывает на то, что судом не оценены в полном объеме признаки декларируемого товара, имеющие основополагающее значение при определении кода товара, а именно: не учтены технические параметры и конструкция товара. По мнению таможни, основной дробилкой комплекса является щековая дробилка, при этом работа комплекса для производства окончательного продукта без наличия щековой дробилки невозможна. Кроме того, как указывает таможня, классификация щековых дробилок в подсубпозиции 8474 20 000 зависит от размера приемного отверстия; длина приемного входного отверстия щековой дробилки модели «С 106» составляет 1060 мм, ширина приемного входного отверстия составляет 700 мм, следовательно, спорный товар подлежит классификации в подсубпозиции 8474 20 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС.
Санкт-Петербургская таможня в апелляционной жалобе ссылается на то, что оспариваемое Обществом уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней выставлены в пределах предоставленных ей полномочий на основании решения Читинской таможни; полагает, что признание недействительным решения Читинской таможни не свидетельствует о незаконности уведомления Санкт-Петербургской таможни при соблюдении процедуры направления такого уведомления.
В судебном заседании представитель Санкт-Петербургской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Читинская таможня, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое апелляционным судом удовлетворено, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица-1 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО «Метсо Оутотек» в рамках контракта от 18.03.2019 №FIN19/CON/CE/RUS/059 ввезен товар «мобильная дробильно-сортировочная установка (завод) марки «NORDBERG NW» («NW106+NW220GRD+NW7150D»), новая 2019 г.в., для дробления твердых нерудных материалов» и задекларирован на Северо-Западном акцизном (специализированном) таможенном посту Центральной акцизной таможни по декларации на товары (далее – ДТ) №10009199/180719/0004405.
При таможенном декларировании заявителем товар классифицирован в товарной подсубпозиции 8474 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, которой соответствуют: «Оборудование для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, размалывания, смешивания или перемешивания грунта, камня, руд или других минеральных ископаемых в твердом (в том числе порошкообразном или пастообразном) состоянии; оборудование для агломерации, формовки или отливки твердого минерального топлива, керамических составов, незатвердевшего цемента, гипсовых материалов или других минеральных продуктов в порошкообразном или пастообразном состоянии; машины формовочные для изготовления литейных форм из песка: - машины для измельчения или размалывания: -- прочие» (ставка ввозной пошлины 0%, НДС 20%).
После выпуска товаров в период с 11.03.2022 по 27.06.2022 Читинской таможней проведена камеральная таможенная проверка.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 27.06.2022 №10719000/210/270622/А000024 Читинской таможней принято решение от 27.07.2022 №РКТ-10719000-22/000154 о классификации спорного товара в подсубпозиции 8474 20 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС, которой соответствуют: «Оборудование для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, размалывания, смешивания или перемешивания грунта, камня, руд или других минеральных ископаемых в твердом (в том числе порошкообразном или пастообразном) состоянии; оборудование для агломерации, формовки или отливки твердого минерального топлива, керамических составов, незатвердевшего цемента, гипсовых материалов или других минеральных продуктов в порошкообразном или пастообразном состоянии; машины формовочные для изготовления литейных форм из песка: - машины для измельчения или размалывания: -- щековые дробилки несамоходные с приемным отверстием длиной не менее 400 мм, но не более 2100 мм и шириной не менее 200 мм, но не более 1500 мм» (ставка ввозной пошлины 5%, НДС 20%).
В соответствии с указанным решением Санкт-Петербургская таможня вынесла уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 29.07.2022 №10210000/У2002/0007646, согласно которому общая сумма неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней составила 3 705712,88 руб.
Не согласившись с указанными решением и уведомлением таможенных органов, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме, придя к выводу о недоказанности таможенными органами правомерности и обоснованности вынесенного решения о классификации спорного товара и правомерности классификации товара Обществом в подсубпозиции 8474 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Декларант осуществляет классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании (пункт 1 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ним, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В соответствии с ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (ОПИ 1).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящих Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (ОПИ 6).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Для правильной классификации соответствующей товарной позиции или субпозиции должны приниматься во внимание объективные свойства и характеристики декларируемого товара.
В пунктах 7, 7.1 и 7.2 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 552), определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации, в том числе определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии ОПИ.
В соответствии со статьями 18 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 приняты Пояснения к ТН ВЭД (далее - Пояснения к ТН ВЭД).
Пояснения к ТН ВЭД содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженным в пункте 21 постановления от 26.11.2019 N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Постановление N 49), данным применительно к положениям статьи 20 ТК ЕАЭС, суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Правилами интерпретации, а также принятыми в соответствии с ними решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару.
В соответствии с текстом товарной позиции 8474 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются «Оборудование для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, разламывания, смешивания или перемешивания грунта, камня, руд или других минеральных ископаемых в твердом (в том числе порошкообразном или пастообразном) состоянии; оборудование для агломерации, формовки или отливки твердого минерального топлива, керамических составов, незатвердевшего цемента, гипсовых материалов или других минеральных продуктов в порошкообразном или пастообразном состоянии; машины формовочные для изготовления литейных форм из песка».
В данную товарную позицию включаются три категории:
- оборудование, используемое главным образом в добывающих отраслях, для переработки (сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, разламывания, смешивания или перемешивания) твердых полезных ископаемых, например, грунта, глины, камня, руд, минерального топлива, минеральных удобрений, шлакового цемента или бетона;
- оборудование для агломерации, формовки или отливки твердых минеральных продуктов в порошкообразном или пастообразном состоянии;
- формовочные машины для изготовления литейных форм из песка.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8474 ТН ВЭД ЕАЭС в первую категорию данной товарной позиции включаются:
- (А) Машины для сортировки, грохочения, сепарации или промывки (субпозиция 8474 10 000);
- (Б) Машины для измельчения или разламывания (субпозиция 8474 20 000);
- (В) Машины для смешивания или перемешивания (субпозиции 8474 31, 8474 32).
К категории (Б) «Машины для измельчения или разламывания» относятся в том числе:
1. Вертикальные роторные дробилки.
2. Щековые дробилки разных типов.
3. Барабанные измельчители.
4. Валковые измельчители или размалыватели.
5. Размалыватели ударного действия.
6. Молотковые измельчители.
7. Шаровые или стержневые мельницы.
8. Размалыватели жернового типа.
9. Измельчители-толчеи с падающими пестами (известны под названием толчейных фабрик), применяемые главным образом для измельчения рудных минералов.
10. Машины для разрушения и перемешивания комков глины перед последующей обработкой в керамической промышленности.
Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно Примечанию 4 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84 или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.
Учитывая, что товар «мобильная дробильно-сортировочная установка…», задекларированный по ДТ № 10009199/180719/0004405, является машиной для измельчения или разламывания, он подлежит отнесению к субпозиции 8474 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Внутри субпозиции 8474 20 ТН ВЭД ЕАЭС «машины для измельчения или разламывания …» предусмотрена следующая детализация подсубпозиций:
- конусные дробилки несамоходные:
- щековые дробилки несамоходные с приемным отверстием длиной не менее 400 мм, но не более 2100 мм и шириной не менее 200 мм, но не более 1500 мм;
- барабанные мельницы несамоходные с внутренним диаметром барабана не менее 2 м, но не более 3,6 м без учета футеровки и броневых листов
- прочие машины для измельчения или разламывания.
В настоящем случае спор между Обществом и таможенным органом об отнесении товара к товарной позиции 8474 и товарной субпозиции 8474 20 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует, спор имеется на уровне подсубпозиции в рамках данной субпозиции (машины для измельчения или размалывания), а именно: «-- прочие» (8474 20 000 9) либо «--щековые дробилки несамоходные с приемным отверстием длиной не менее 400 мм, но не более 2100 мм и шириной не менее 200 мм, но не более 1500 мм» (8441 10 200 3).
Как следует из материалов дела и объяснения сторон, мобильный дробильный завод (мобильная дробильно-сортировочная установка), задекларированный Обществом, поставлен по заказу ООО «КОРРУС-Техникс» и предназначен для трехстадийного процесса дробления щебня (из исходного сырья фракции 500 мм до конечного продукта, разделенного на фракции 4-8, 8-16, 16-31,5 мм). Достижение данной технологической задачи возможно благодаря последовательному процессу, осуществляемому на следующих узлах завода:
- загрузочный бункер NW-FH объемом 23 м?;
- мобильная установка Nordberg NW106 для первичного дробления;
- уравнительный бункер NW-SH объемом 20 м? (2 шт),
- лотковый питатель TKP10-20 (2 шт.);
- мобильная установка NW220GPD для вторичного дробления;
- мобильная установка Nordberg NW7150D для третичного дробления;
- ленточные конвейеры BC500R (7 шт.) и BC800R (9 шт.), включая стандартные опорные стальные конструкции, электрификацию, тросики аварийного останова, ленты конвейерные, скребки и детектор металла, а также вспомогательное оборудование.
Принцип действия: щебень загружается экскаватором в загрузочный бункер объемом 23 м?, откуда поступает на установку первичного дробления, выполненную на базе щековой дробилки C106 (длина приемного зева 1060 мм, ширина приемного зева 700 мм). После первичного дробления по конвейеру щебень поступает в загрузочный бункер объемом 20 м?, откуда с помощью лоткового питателя поступает в установку вторичного дробления, выполненную на базе конусной дробилки GP220 (Диаметр основания дробящего подвижного конуса 1041 мм, ширина приемного отверстия на закрытой стороне 200 мм, камера для очень крупного дробления (ЕС), максимальное отверстие 242 мм). После вторичного дробления щебень направляется в загрузочный бункер объемом 20 м?, откуда с помощью лоткового питателя поступает в установку третичного дробления, выполненную на базе ударной дробильной установки с вертикальным валом Barmac7150SE. После третичного дробления щебень через четырехдечный грохот разделяется на фракции различных размеров, которые с помощью конвейеров поступают в отвалы как конечный продукт.
Непосредственно процесс дробления осуществляется следующими узлами:
1) Мобильная установка Nordberg NW106 для первичного дробления. Создана на базе щековой дробилки Nordberg C106. Дробилка первой стадии с одной распорной плитой и не сварной конструкцией. Размер питающего материала до 700 мм (700 мм - ширина куска, максимальный размер питания до 1060 мм). Средний размер получаемого продукта 90 мм.
2) Мобильная установка Nordberg NW220GPD для вторичного дробления. Создана на базе конусной дробилки GP220, установлена на колёсное шасси с электрическим приводом. Диаметр основания дробящего конуса 1041 мм. Максимальная ширина загрузочного отверстия 242 мм. Максимальный размер питания 204 мм.
3) Мобильная установка Nordberg NW7150D для третичного дробления. Создана на базе дробилки Barmac 7150, установлена на колёсное шасси с электрическим приводом. Номинальная производительность до 250 т/ч на крепком материале. Дробилка Barmac B7150SE VSI с технологией самодробления относится к модельному ряду вертикальных роторных ударных дробилок с вертикальным валом Barmac серии B для переработки самых сложных высокоабразивных материалов - сыпучих или липких. Предназначена для работы на третьей и четвертой стадиях дробления, а также для переработки для придания формы продукту. Максимальный размер принимаемого куска в длину – 57 мм.
Согласно решению от 27.07.2022 №РКТ-10719000-22/000154 таможенным органом классификация товара осуществлена с учетом выводов заключений таможенных экспертов от 26.05.2022 № 12408050/0009289 и от 21.06.2022 № 12408050/0012082 в соответствии с основными правилами интерпретации (ОТИ) ТН ВЭД 1, 3б и 6.
По мнению таможни, основной дробилкой комплекса является щековая дробилка, при этом работа комплекса для производства окончательного продукта без наличия щековой дробилки невозможна. Кроме того, как указывает таможня, классификация щековых дробилок в подсубпозиции 8474 20 000 зависит от размера приемного отверстия; длина приемного входного отверстия щековой дробилки модели «С 106» составляет 1060 мм, ширина приемного входного отверстия составляет 700 мм, следовательно, спорный товар подлежит классификации в подсубпозиции 8474 20 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, по результатам таможенных экспертиз исследуемый товар идентифицирован как мобильная (передвижная) дробильно-сортировочная установка (комплекс) марки «METSO NW». Функцией дробильно-сортировочной установки (комплекса) является дробление (измельчение) горной породы (камней) для получения щебня, которое осуществляется основным оборудованием – дробилками.
Как указывает таможня, исходя из представленной технической документации принцип работы дробильно-сортировочной установки (комплекса) марки «METSO NW» заключается в следующем: с питающего бункера горная масса (камни) подается в щековую дробилку «С106»; после измельчения часть массы по конвейеру подается на питатель, затем в конусную дробилку «GP220», другая часть массы в накопитель для повторного измельчения; после измельчения в конусной дробилке горная масса подается в вибрационный грохот; после сортировки на вибрационном грохоте, часть горной массы по конвейеру подается на роторную дробилку «B7150SE», другая часть подается по конвейерам в накопитель готовой продукции; далее после измельчения в роторной дробилке горная масса подается на вибрационный грохот; после сортировки на вибрационном грохоте, часть горной массы по конвейеру подается для повторного измельчения на роторную дробилку, другая часть по конвейерам подается в склад готовой продукции. Таким образом, дробление (измельчение) горной породы (камней) данной установки (комплекса) происходит в три стадии. Первая стадия – крупное дробление осуществляется щековой дробилкой, вторая стадия – среднее дробление осуществляется конусной дробилкой, третья стадия для мелкого дробления осуществляется роторной дробилкой.
Вывод Читинской таможни об осуществлении основной функции товара щековой дробилкой сделан в связи с установленной таможенным экспертом невозможностью загрузить крупнокусковой материал – камни размером 500 мм в загрузочное отверстие конусной и роторной дробилок. При этом таможенным экспертом и таможней не учтено, что согласно установленному принципу работы после дробления в щековой дробилке «С106» вся горная масса либо сразу, либо после повторного дробления подается на конусную дробилку «GP220» без получения готовой продукции.
Согласно принципу работы установки достижение поставленной технологической задачи (получения щебня) возможно только при совместном и последовательном использовании все узлов завода, в том числе всех трех дробильных установок.
Согласно представленному письму заказчика товара ООО «КОРРУС-Техникс» от 11.04.2022 следует, что основной функцией (технологической задачей) ввезенного товара является переработка горной массы, путем её дробления, с целью получения щебня кубовидной формы определенного размера (фракции 4-8 мм, 8-16 мм, 16-31 мм).
В соответствии с разъяснениями эксперта (ФИО4) от 11.04.2022 основной функцией завода (основным свойством товара) является получение готового продукта целевых фракций в соответствии с требованиями ГОСТ 32703-2014, к которым относятся фракции 4-8мм; 8-16мм и 16-31 мм, с применением всего оборудования, входящего в состав завода. Экспертом отмечено, что основные функции завода выполняют дробилки (щековая, конусная, роторная), грохоты, а выделить узел, блок, часть, выполняющие основную функцию завода не представляется возможным. Все единицы оборудования необходимы для достижения основного свойства – получения сортированного товарного щебня в соответствии с требованиями ГОСТ 32703-2014.
В соответствии с ОПИ 3б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Для применения ОПИ 3б) товар должен обладать определенной составной частью, которая придает данным товарам основное свойство, при этом этот критерий должен быть применим к товару. Учитывая, что завод является многокомпонентным товаром, основным свойством, определяющим выполнение функции дробление и измельчение, обладают входящие в его состав дробилки. При этом данный критерий применим только для определения определенной субпозиции в рамках товарной позиции 8474.
При этом в соответствии с Пояснением (II) к данному правилу оно может вступать в силу только при условии, что в текстах товарных позиций или в примечаниях к разделам или группам не оговорено иное, а в данном случае подлежит применению Примечание 4 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ 1 и 6.
На уровне подсубпозиций данный критерий, приведенный в ОПИ 3б) не применим, так как выполнение поставленной технологической задачи (функции) невозможно на какой-либо одной из дробилок.
Учитывая невозможность классификации рассматриваемого товара на уровне подсубпозиций в соответствии с правилами 3(а) и 3(б) ОПИ подлежит применению Правило 3(в) ОПИ, согласно которому товары должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Таким образом, оцениваемый товар не может быть отнесен ни в товарные подсубпозииции, предусмотренные для конусных дробилок, ни в товарные подсубпозииции, предусмотренные для щековых дробилок, и подлежит классификации в подсубпозиции 8474 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, куда относятся прочие машины для измельчения или разламывания.
Классификация также подтверждается имеющимся в сборнике принятых предварительных решений о классификации товаров, опубликованном на сайте Евразийской экономической комиссии, решения, согласно которому аналогичный товар «Дробильно-сортировочная линия представляет собой целую линию для получения сыпучих материалов из кварцита, глины и отходов производства. Линия состоит из приемного бункера с питателем, дробилок (щековая, конусная, двухвалковая), магнитного сепаратора, шаровой мельницы, вибрационных грохотов, ленточных и винтовых конвейеров, системы импульсного пылеуловителя. Принцип работы: сыпучий материал при помощи ленточных конвейеров равномерно подается от приемного бункера на щековую дробилку, где происходит дробление крупных кусков материала, далее к конусной дробилке, где материал дробится на средние куски, затем на вибрационный грохот и в двухвалковую дробилку, где происходит дробление мелких фракций сырья» классифицирован в действующий на момент принятия решения классификационный код 8474 20 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерными выводы суда первой инстанции о необоснованной квалификации таможней спорного товара как щековую дробилку с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8474 20 000 3, о незаконности и необоснованности оспариваемого решения таможенного органа и о наличии оснований для удовлетворения требования Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) (часть 2 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Содержание, а также порядок направления уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней также определен в статье 73 Закона N 289-ФЗ.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» с 25.02.2019 Санкт-Петербургская таможня определена таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с местом нахождения или местом жительства плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов.
В рассматриваемом случае, оспариваемое уведомление Санкт-Петербургской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени оформлено и направлено в адрес Общества в соответствии со статьей 73 Закона N 289-ФЗ на основании вышеуказанного решения Читинской таможни.
Учитывая недоказанность правомерности классификации товаров в подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8474 20 000 3, также отсутствуют основания для доначисления таможенных платежей и пени, в связи с их несвоевременной уплатой, что влечет незаконность уведомлений Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Оспариваемым уведомлением Общество извещено о наличии неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей и пени. С учетом положений частей 19 и 20 статьи 73 Закона N 289-ФЗ неисполнение указанного уведомления приведет к взысканию указанных в нем сумм таможенных платежей и пени с Общества в принудительном порядке.
Таким образом, вопреки доводам Санкт-Петербургской таможни, оспариваемые уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней влекут нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности
При таких обстоятельствах суд первой инстанции также обоснованно признал недействительными уведомления Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Поскольку при рассмотрении настоящего спора судом установлена незаконность решения таможенного органа, послужившего основанием для перечисления в бюджет излишних платежей, суд первой инстанции правомерно обязал таможенный орган возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в порядке, установленном таможенным законодательством.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июня 2023 года по делу № А56-108418/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Читинской таможни и Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас