ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-108777/2021 от 27.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 июня 2022 года

Дело №А56-108777/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Кротова С.М., Слобожаниной В.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от заявителя: представитель Федорова М.Л.Ю, на основании доверенности от 19.11.2020,

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13005/2022) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2022 по делу № А56-108777/2021, принятое по заявлению:

заявитель: акционерное общество «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (адрес: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала, дом 134_136_138, литер Ж, ОГРН: 1107847234659, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2010, ИНН: 7836000214)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (адрес: Россия,191124, Санкт-Петербург, улица Красного Текстильщика, 10-12, ОГРН: 1047833068931, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7801267400)

установил:

Акционерное общество «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 25.10.2021 № КУВД-001/2021-27722443/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, об обязании Управления осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Общества на сооружение (железнодорожный путь № 4), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Химический пер., железнодорожный путь № 4.

Решением от 07.03.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Управление подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; ссылается на отсутствие в деле документов, устанавливающих или удостоверяющих право заявителя на земельный участок, на котором расположен заявленный к учету и регистрации объект; полагает, что заявленные к регистрации объекты являются сооружениями, не являющимися объектами недвижимости; документы, подтверждающие создание объекта в качестве недвижимого имущества (проектная документация, акт ввода в эксплуатацию и пр.), а также подтверждающие правомерность создания объекта не представлены.

В судебном заседании Общество просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество обратилось 07.07.2021 в Управление с заявлением № КУВД-001/2021-27722443 о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности заявителя на сооружение «железнодорожный путь № 4», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Химический пер., железнодорожный путь № 4.

Уведомлением от 25.10.2021 Обществу было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права по следующим основаниям:

- отсутствие документов, подтверждающих согласие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на передачу (пользование) Обществу земельного участка, на котором расположен заявленный к учету и регистрации объект недвижимости (земельный участок в кадастровом квартале № 78:15:0008067);

- отсутствие документов, подтверждающих, что заявленный к учету объект входит в состав пункта 1.4.22 передаточного акта, невозможность проведения идентификации объекта;

- невозможность идентификации местоположения заявленного к учету объекта по представленному в техническом плане описанию (в пределах переулка).

Полагая вышеуказанное решение незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

В силу положений статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По смыслу пункта 1 части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные объекты проводятся одновременно.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона № 218-ФЗ.

При этом согласно пункту 7.3 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план.

Согласно части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

При обращении с заявлениями о кадастровом учете и регистрации права собственности Обществом был представлен технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Технический план составляется в отношении зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса. Требования к техническому плану перечислены в статье 24 Закона о регистрации. Форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.

Согласно пункту 2 названных Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения.

Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта (пункт 20 Требований).

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 71 Закона № 218-ФЗ.

Пунктом 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

В отношении объектов недвижимости, строительство которых осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация в отношении которых безвозвратно утеряна, возможно оформление технического плана на основании декларации об объекте недвижимости при условии наличия обоснования в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также подтверждения факта утраты (справки уполномоченных органов, осуществляющие хранение разрешительной документации, о том, что предусмотренные частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ документы в их распоряжении отсутствуют). Указанные документы включаются в состав приложений технического плана.

В соответствии с пунктом 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы. Указанная в настоящем пункте документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию, образуемой в соответствии со статьей 16 Закона о железнодорожном транспорте.

После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Владелец инфраструктуры вносит изменения в ведомость железнодорожных путей необщего пользования - приложение к техническо-распорядительному акту станции примыкания.

Ранее аналогичное положение содержалось в пункте 1.7 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом МПС РФ от 25.05.2000 № 15Ц.

Судом установлено, что представленный в материалы дела технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования Общества (участок «Красный химик») при станции Санкт-Петербург Балтийский Окт. Ж.д. - филиала ОАО «РЖД» 2011 года содержит все идентифицирующие данные железнодорожного пути. В пункте 1.4.22 передаточного акта, как правоустанавливающего документа, содержится ссылка на железнодорожный путь под тем же номером, расположенном на том же земельном участке.

Согласно сведениями ФИАС железнодорожный путь расположен в границах административно-территориального деления г. Санкт-Петербурга «Город Санкт-Петербург, переулок Химический» (уникальный номер реестровой записи 403390000000000148001). В соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 местоположение образуемого объекта недвижимости указано в структурированном виде «Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, переулок Химический». Для дальнейшей возможности идентификации объекта недвижимости в строке «дополнение местоположения объекта недвижимости» кадастровым инженером внесены сведения о расположении железнодорожного пути, согласно передаточному акту Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге от 06.07.2010 «железнодорожный путь № 1».

Из материалов дела следует, что объектом постановки на кадастровый учет, совершения регистрационных действий, является сооружение 1952 года постройки, права на которое возникли в момент его создания у правопредшественника заявителя - СЗГП государственное предприятие промышленного железнодорожного транспорта – и не прекращены до настоящего времени, при этом кадастровый учет ранее недвижимости не проводился (часть 9 статьи 69 Закона № 218-ФЗ).

Согласно техническому плану сооружения железнодорожный путь расположен на земельном участке в кадастровом квартале 78:15:0008067, собственность на который не разграничена. Правомочиями по распоряжению земельного участка наделен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.25 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98. На момент подачи заявления о государственной регистрации права и до настоящего времени сведения ЕГРН свидетельствуют о том, что целевое назначение земельного участка, в пределах которого расположен спорный железнодорожный путь, не препятствует размещению на нем линейных объектов.

При этом Управлением не учтено, что согласно передаточному акту железнодорожный путь был построен в 1952 году, т.е. задолго до введения в действие Закона № 218-ФЗ. На момент введения железнодорожного пути в эксплуатацию (1952 год) действовало постановление ЦИК и СНК СССР от 07.02.1933 № 58/50 «Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту».

Статьей 5 Закона СССР от 15.04.1991 № 2104-1 «О железнодорожном транспорте» установлено, что землями железнодорожного транспорта» являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с основами законодательства СССР и союзных республик о земле.

Таким образом, ссылка Управления на отсутствие документов, подтверждающих права заявителя на земельный участок, на котором находится спорное сооружение, несостоятельна, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях, в том же объеме, что и прежний собственник.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.20, пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ оформление земельного участка под железнодорожным путем возможно только после оформления права собственности на сооружение.

Вопреки доводам жалобы, указаний в качестве оснований для отказа на правомерность создания железнодорожного пути и его статус в качестве объекта недвижимости оспариваемое уведомление не содержит.

В соответствии с изложенным, отказ в осуществлении кадастрового учета, регистрации права собственности обоснованно признан незаконным судом первой инстанции.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2022 по делу № А56-108777/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

С.М. Кротов

В.Б. Слобожанина