АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 января 2022 года
Дело №
А56-111465/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К.,
ФИО1,
при участии от акционерного общества «Промышленный комплекс «Энергия» ФИО2 (доверенность от 10.01.2022), от Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района ФИО3 (доверенность от 15.12.2021),
рассмотрев 11.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Промышленный комплекс «Энергия»
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу № А56-111465/2020,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Промышленный комплекс «Энергия», адрес: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, Волхонское шоссе, дом 4/2, строение 8, кабинет 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района, адрес: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, городской <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация):
- о признании незаконным пункта 2 постановления Администрации
от 14.10.2016 № 359 (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации от 29.12.2017 № 722, от 04.12.2020 № 505) в части определения зоны деятельности гарантирующей организации муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение» (далее – Предприятие) на территории Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов: г.п. Виллози, д. Малое Карлино, д. Ретселя, д. Аропаккузи, д. Рассколово, д. Кавелахта, д. Пикколово, д. Вариксолово, д. Мурилово, д. Перекюля, п. Новогорелово, охваченную централизованным водоснабжением, включая территорию Северной и Южной частей производственной зоны Горелово (формализованное наименование тер. Северная и Южная части промзоны Горелово);
- о признании незаконным пункта 2 постановления Администрации
от 14.10.2016 № 359 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации от 18.12.2020 № 531) в части определения зоны деятельности гарантирующей организации Предприятия в сфере водоснабжения в пределах соответствующих централизованных систем следующих территорий: г.п. Виллози, д. Малое Карлино, д. Ретселя, д.Аропаккузи, д. Рассколово,
д. Кавелахта, д. Пикколово, д. Вариксолово, д. Мурилово, д. Перекюля,
п. Новогорелово, а также всей территории Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов, охваченной централизованным водоснабжением, включая территорию Северной и Южной частей производственной зоны Горелово (формализованное наименование
тер. Северная и Южная части промзоны Горелово);
- о признании незаконным пункта 2 постановления Администрации
от 14.10.2016 № 359 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации от 18.12.2020 № 531) в части определения зоны деятельности гарантирующей организации Предприятия в сфере водоотведения в пределах соответствующих централизованных систем следующих территорий:
г.п. Виллози, д. Малое Карлино, д. Пикколово, п. Новогорелово, а также всей территории Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов, охваченную централизованным водоотведением, включая территорию Северной и Южной частей производственной зоны Горелово (формализованное наименование тер. Северная и Южная части промзоны Горелово).
Предприятие привлечено к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2021, оставленным
без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2021,
в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, удовлетворить заявление.
В судебном заседании 07.12.2021 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 07.12.2021 рассмотрение кассационной жалобы Общества на основании статьи 158 АПК РФ было отложено на 11.01.2022 на 09 час. 50 мин.
В суд округа 20.12.2021 от Общества поступила дополнительная позиция к кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
После отложения судебного разбирательства рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании 11.01.2022 продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании 11.01.2022 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией в соответствии
со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416 - ФЗ), было принято постановление от 14.10.2016 № 359 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения
и водоотведения на территории Виллозского сельского поселения и отмене постановления местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение № 173 от 03.08.2015 года» (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации от 29.12.2017 № 722,
от 04.12.2020 № 505; далее - постановление), согласно которому гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Виллозского городского поселения определено Предприятие.
Зоной деятельности гарантирующей организации определены следующие населенные пункты: г.п.Виллози, д.Малое Карлино, д. Ретселя, д.Аропаккузи, д.Рассколово, д.Кавелахта, д.Пикколово, д.Вариксолово, д.Мурилово, д.Перекюля, а также вся территория Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов, охваченная централизованным водоснабжением, включая территорию Северной и Южной частей производственной зоны Горелово (формализованное наименование тер. Северная и Южная части промзоны Горелово).
Полагая данное постановление незаконным, Общество оспорило его
в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и, руководствуясь нормами Законов № 416-ФЗ и № 131-ФЗ, установили,
что, оспариваемый ненормативный акт принят в пределах компетенции Администрации, соответствует закону и подзаконным нормативным актам,
не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В тоже время на основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 43 Закона № 121-ФЗ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом № 416-ФЗ и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Российской Федерации
Пунктом 6 статьи 2 Закона № 416-ФЗ установлено, что гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).
В силу пункта 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно статье 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, для наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоотведению и (или) водоснабжению, данная организация должна соответствовать двум обязательным критериям: эксплуатировать водопроводные или канализационные сети; к данным сетям должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.
Довод подателя жалобы о необходимости определения гарантирующей организации только из числа организаций, осуществляющих полный технологический цикл (водоподготовка, транспортировка и подача воды)
не основан на законе.
По смыслу приведенных норм гарантирующая организация выбирается из числа юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, и для наделения той или организации статусом гарантирующей организации принципиальным критерием является количество абонентов, присоединенных к сетям такой организации по сравнению с иными организациями, эксплуатирующими иные объекты в этой же централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.
Анализ количества абонентов производится исходя из пределов территории конкретного муниципального образования.
Судами установлено, что по результатам проведенной инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, входящих в состав спорных централизованных сетей, к сетям Предприятия присоединено наибольшее количество абонентов.
Водопроводные и канализационные сети, эксплуатируемые Предприятием, являются отдельными объектами централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и имеют технологическую связь с иными сооружениями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение спорной территории.
Судами также установлено, что Общество не обладало статусом гарантирующей организации на территории Виллозского городского поселения как до вынесения оспариваемого постановления, так и после его принятия,
не обращалось в адрес Администрации Виллозского городского поселения
с заявкой о наделении его статусом гарантирующей организации и не представляло какие-либо документы, свидетельствующие о наличии у него признаков гарантирующей организации.
Следовательно, как правильно указали суды, оспариваемое Обществом постановление не затрагивает его права и законные интересы и не возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Доводы подателя жалобы о том, что оспариваемое постановление препятствует установлению Обществу тарифов на водоснабжение и водоотведение, отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования) после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.
В силу пункта 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Таким образом, Общество не лишено возможности осуществлять регулируемые виды экономической деятельности при наличии гарантирующей организации, определенной оспариваемым постановлением.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание,
что 15.03.2021 Администрацией принято постановление № 95 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования Виллозского городское поселение Ломоносовского района», которым оспариваемое постановление признано утратившим силу.
Суды, установив, что оспариваемое постановление соответствует закону и принято в пределах компетенции Администрации, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют
о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу № А56-111465/2020 оставить
без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Промышленный комплекс «Энергия» - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В. Пастухова
Судьи
В.К. Серова
ФИО1