АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 ноября 2021 года | Дело № | А56-111630/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., при участии отобщества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Система» ФИО1 (доверенность от 19.10.2021 № 2-21), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 11.01.2021 № 1/2021-4), рассмотрев 24.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Система» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу № А56-111630/2020, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Система», адрес: 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 10, лит. А, пом. 2-Н, комн. 369 (часть), ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «СК «Система»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), выразившегося в непредоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без вырубки лесных насаждений на участке недр «Кирпичное» сроком на 2 года, а также понуждении Комитета выдать испрашиваемое разрешение в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 заявление ООО «СК «Система» удовлетворено. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 решение суда первой инстанции от 26.02.2021 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано. В кассационной жалобе ООО «СК «Система», ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 02.08.2021 и оставить в силе решение от 26.02.2021. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии Комитета, выразившемся в непринятии решения о выдаче Обществу разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда. Выводы апелляционного суда об обратном, по мнению Общества, сделаны при неверной оценке обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражала против удовлетворения данной жалобы. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу 16.01.2020 выдана лицензия № ЛОД 47755 ТП на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения песчано-гравийного материала на участке недр «Кирпичное», расположенном в Выборгском районе Ленинградской области. Общество 22.09.2020 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда. Письмом от 23.10.2020 № 02-22002/2020 Комитет сообщил Обществу о том, что проект распоряжения о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда подготовлен и направлен в Правительство Ленинградской области, однако решение последним принято не было, в связи с чем у Комитета отсутствуют основания для выдачи испрашиваемого разрешения. Ссылаясь на то, что Комитет бездействует и не принимает соответствующее решение, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. Суд первой инстанции, исходя из того, что письмо Комитета от 23.10.2020 № 02-22002/2020 не является по своей сути решением о разрешении либо об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, пришел к выводу о бездействии Комитета, в связи с чем удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о бездействии Комитета, признал, что тот осуществлял действия, предусмотренные Административным регламентом, утвержденным постановлением губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 № 12-пг (далее - Административный регламент), о чем, по мнению апелляционной инстанции, свидетельствует письмо Комитета от 23.10.2020, и отменил решение суда от 26.02.2021, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО «СК «Система» подлежащей удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых отнесены к виду использования лесов. Согласно частям 1, 2 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи. В силу части 3 статьи 43 ЛК РФ допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. Согласно части 4 статьи 43 ЛК РФ в случае, предусмотренном частью 3 названной статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующего полномочия в области лесных отношений: выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда. Согласно пункту 3 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515 (действовавшего в спорном периоде), на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений. Аналогичное положение содержится в пункте 2 действующих в настоящее время Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 № 417. Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области установлен Административным регламентом. Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: - прием, регистрация заявления, проверка полноты и правильности оформления заявления, а также полномочий лица, подавшего заявление, - 3 дня; - рассмотрение заявления и документов, направление межведомственных запросов, принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения - 25 дней; - выдача разрешения или направление уведомления об отказе в выдаче разрешения - 2 дня. В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги специалист отдела подготавливает и направляет проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений (далее - проект распоряжения) на согласование начальнику отдела, начальнику департамента, начальнику административного департамента Комитета. После согласования проекта распоряжения всеми уполномоченными лицами Комитета проект распоряжения направляется для согласования в Правительство Ленинградской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29.12.2005 № 253-пг. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 25 дней. После получения всех необходимых согласований проект распоряжения направляется на подписание Губернатору Ленинградской области. Согласно пункту 3.4.2 Административного регламента после получения Комитетом подписанного Губернатором Ленинградской области распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения специалист отдела в течение двух дней подготавливает и подписывает у председателя Комитета разрешение по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту и выдает (направляет) разрешение заявителю. Разрешение выдается заявителю (представителю заявителя - по доверенности) способом, указанным в заявлении: на бумажном носителе лично, на бумажном носителе почтовым отправлением. В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения специалист отдела выдает (направляет) заявителю (представителю заявителя - по доверенности) письмо об отказе в выдаче разрешения способом, указанным в заявлении. Результатом административной процедуры является выданное (направленное) заявителю разрешение либо выданное (направленное) письмо об отказе в выдаче разрешения (пункт 3.4.5 Административного регламента). Из материалов дела следует, что проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений Комитетом подготовлен и направлен на согласование в Правительство Ленинградской области. Однако испрашиваемое Обществом разрешение так и не было выдано. Также Комитетом не принималось решения об отказе в выдаче такого разрешения. Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном со стороны Комитета бездействии, выразившемся в непредоставлении Обществу государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда. Опровергая указанный вывод суда, апелляционная инстанция указала, что Комитет рассмотрел обращение Общества от 22.09.2020 и письмом от 23.10.2020 № 02-22002/2020 сообщил заявителю, что проект распоряжения Правительства Ленинградской области «О выдаче разрешения ООО «СК «Система» на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка» направлен на согласование в Правительство Ленинградской области. Вместе с тем письмо Комитета от 23.10.2020 № 02-22002/2020 не является результатом административной процедуры по смыслу пункта 3.4.5 Административного регламента и не опровергает выводы суда первой инстанции о допущенном Комитетом бездействии. В соответствии с вышеприведенными нормативными положениями лицом, ответственным перед Обществом за своевременное рассмотрение заявления от 22.09.2020, является именно Комитет, и отсутствие со стороны исполнительных органов государственной власти должного внутриведомственного рассмотрения документов, как это предусмотрено Административным регламентом, не может служить оправданием бездействия Комитета по своевременному рассмотрению заявления Общества и принятию по нему соответствующего решения. То обстоятельство, что Комитет оформил проект распоряжения Правительства Ленинградской области и направил его для соответствующего согласования, в отсутствие результатов рассмотрения вопроса о разрешении использования лесного участка не свидетельствует о совершении Комитетом действий по отношению к Обществу. Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которое с учетом конкретных обстоятельств дела соответствует нормам материального и процессуального права. По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе. Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу № А56-111630/2020 отменить. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 по делу № А56-111630/2020 оставить в силе. Взыскать с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Система», адрес: 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 10, лит. А, пом. 2-Н, комн. 369 (часть), ОГРН <***>, ИНН <***>, расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 1500 руб. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Система», адрес: 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 10, лит. А, пом. 2-Н, комн. 369 (часть), ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, уплаченной по платежному поручению от 03.08.2021 № 66. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | А.Г. Кудин С.В. Соколова | |||