ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-112370/2022 от 02.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 августа 2023 года

Дело №А56-112370/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Радченко А.В., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 02.08.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19616/2023) администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2023 по делу № А56-112370/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее также – заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (далее – Администрация) об отказе в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов, оформленное письмом от 25.08.2022 № 4393, об обязании Администрацию передать в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 следующие земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259002:994 площадью 8 160 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства, по цене равной кадастровой стоимости 59 078,4 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259002:998 площадью 17 310 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по цене равной кадастровой стоимости 125 324,4 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259002:1007 площадью 50 847 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по цене равной кадастровой стоимости 399 657,42 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259002:1009 площадью 10 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по цене равной кадастровой стоимости 72 400 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259002:1277 площадью 8 993 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по цене равной кадастровой стоимости 65 109,32 руб., для чего просил в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 договоры купли-продажи без проведения торгов.

Решением от 18.04.2023 суд признал решение Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области об отказе в предоставлении земельных участков в собственность Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 без проведения торгов, оформленное письмом от 25.08.2022 № 4393 незаконным, обязал Администрацию передать в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 поименованные в заявлении земельные участки для чего в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу направить в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков. В остальной части заявления отказано.

Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении. Как считает Администрация, действия заявителя по приобретению земельных участков содержат признаки недобросовестности, земельные участки по назначению не используются.

В судебном заседании представитель Администрации доводы жалобы поддержала, представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства созданного и зарегистрированного в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском фермерском хозяйстве», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Между Администрацией и заявителем на срок более 3 лет заключены следующие договоры аренды находящихся в государственной (муниципальной) собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства: от 28.05.2019 № 101-19/2, от 21.05.2019 № 97-19/2, от 28.05.2019 № 102-19/2, от 28.05.2019 № 99-19/2, от 28.05.2019 № 100-19/2.

27.06.2022 ФИО2 обратился в Администрацию с заявлением от 22.06.2022 № 28 (вх. № 4393) о выкупе земельных участков на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) без проведения торгов.

Администрация письмом от 25.08.2022 № 4393 отказала заявителю в предоставлении в собственность земельных участков на основании части 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункта 2 статьи 13, пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, указав, что заявителем в период действия договоров аренды допущены нарушения целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, а также установлены признаки неиспользования земельных участков.

Заявитель, полагая решение Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой VI Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно статьям 9 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти, обладающим правом управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа указанных земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений осуществляется без проведения торгов.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка

Порядок такой продажи урегулирован статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Для приватизации поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка гражданин или юридическое лицо подают в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, в котором указывают сведения, перечисленные в части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Положениями части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить проект такого договора для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направить принятое решение заявителю.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В настоящем случае решение Администрации мотивировано неудовлетворительным состоянием испрашиваемых земельных участков.

В обоснование своей позиции Администрация представила акты обследования земельных участков от 11 июля 2022 г. и схемы проверки границ земельных участков.

Между тем доводы Администрации опровергаются актом осмотра земельных участков от 19.08.2022, по результатам проверки границ и состояния спорных земельных участков, составленным квалифицированным кадастровым инженером ФИО3 В ходе осмотра кадастровым инженером производилась проверка границ земельных участков на местности с использованием специальной измерительной техники, фотографирование территории, в акте осмотра зафиксировано надлежащее состояние земельных участков.

Также в акте зафиксировано фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 47:23:02549002:994 в части - обочина полевой дороги, в части – сенокос и эксплуатация водоотводной мелиоративной канавы; фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259002:998 – эксплуатация автомобильной полевой дороги, размещение лесозащитных полос; фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259002:1009 – эксплуатация водоотводной мелиоративной канавы; фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259002:1007 – сенокос; фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:1277 – сенокос.

Деревья, древесный кустарник, многолетняя сорная трава, борщевик Сосновского или его следы, на участках отсутствуют. Признаков захламления не имеется. Повреждение поверхностного слоя почв визуально не обнаружено.

Администрация в обоснование своего отказа также ссылается на то, что в соответствии с данными, представленными Департаментом мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0259002:994, 47:23:0259002:998, 47:23:0259002:1009, расположены в границах внутрихозяйственных мелиоративных систем «Зайцево экспериментальный площадью 72 га и «Центральный» площадью 153 га. Мелиоративные системы состоят из открытых каналов и закрытых коллекторно-дренажных систем. Состояние каналов и дренажных систем неудовлетворительное. Каналы заросли кустарником и заилены, каналы и дренаж нуждаются в ремонте и реконструкции, любое производственное строительство на мелиорированных землях, которое может привести к разрушению мелиоративных систем и нарушать водный режим территории без соответствующих согласований не разрешается (ст.30 Федерального закона №4-ФЗ от 10.01.1996 «О мелиорации земель»).

Между тем как следует из заключения Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» от 29.03.2023 № 458 и приложениям к нему (фотофиксация, схема), в соответствии с материалами инвентаризации мелиоративных систем, данными мелиоративного кадастра и натурного обследования, расположенная на спорных земельных участках мелиоративная система является внутрихозяйственной системой, в границах которой отсутствуют каналы государственной межхозяйственной сети, отнесенные, в соответствии с Водным кодексом РФ, к водным объектам;

- транспортирующие мелиоративные каналы также являются внутрихозяйственными, не являются естественными водотоками, не относятся к категории магистральных (МК) и межхозяйственных каналов (МХК), то есть в соответствии с пунктом 9 статьи 65 ВК РФ на них не устанавливается водоохранная зона;

- по результатам обследования мелиоративной системы “Зайцево-экспериментальный” установлено хорошее состояние расположенных на спорных земельных участках мелиоративных каналов ОК-4 (ТС-2), ОК-6, ОК-7;

- на каналах ОК-4 и ОК-6 в 2020 и 2022 годах проводились работы по их капитальному ремонту;

- состояние мелиоративной осушительной сети оценивается как удовлетворительное.

В данном случае бремя доказывания допущенных заявителем нарушений возложено на Администрацию (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Такие факты Администрацией не доказаны. В суде первой инстанции не были представлены доказательства проведения компетентным органом мероприятий государственного земельного надзора, привлечения ФИО2 к ответственности за нарушения в связи с использованием земельных участков.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2023 по делу № А56-112370/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

А.В. Радченко

В.В. Черемошкина