ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-113473/2021 от 01.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 сентября 2022 года

Дело №А56-113473/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,

судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.И. Ворона,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Клуба представителя Манида Н.Л. (доверенность от 01.12.2021),

от Комитета представителя Блохиной Т.А. (доверенность от 15.07.2022),

апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2022 по делу № А56-113473/2021 (судья М.В. Балакир) по заявлению:

Региональной общественной организации «Спортивный клуб «Пухтолова гора» (191023, Санкт-Петербург, Мучной пер., д. 3, лит. А; ОГРН 1027800002691, ИНН 7825438461)

к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул.Новгородская, д.20, лит.А, пом.2-Н; ОГРН1027809244561, ИНН7832000076),

о признании незаконным решения об отказе,

установил:

Региональная общественная организация «Спортивный клуб «Пухтолова гора» (далее – Клуб) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – суд первой инстанции) с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о признании незаконными решений Комитета от 30.09.2021 № 05-11-38378/21-0-0, 04.10.2021 № 05-26-39647/21-0-0, 05-26-39653/21-0-0, 05.10.2021 № 05-11-39903/21-0-0 об отказе в выдаче разрешений на использование части земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала 78:38:2253801, на не учтенных земельных участках.

Решением от 22.04.2022 заявленные требования удовлетворены, решения об отказе признаны незаконными, на Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления Клубу в десятидневный срок со дня вступления судебного акта по настоящему делу в силу разрешения на использование части земельных участков, указанных в заявлении.

Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в силу статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление № 1300, Перечень) на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов предусмотрено размещение в том числе элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешение на строительство; пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; спортивных и детских площадок; поскольку вышеуказанные объекты указаны в разных пунктах Постановления № 1300, указанные объекты являются разными объектами; постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (далее – Постановление № 961) определены виды объектов благоустройства; порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации, установлены Законом Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее – Закон № 521-118), которым определены случаи размещения отдельных видов объектов только на основании договоров, заключаемых по результатам аукциона, в заявлениях о предоставлении было указано два и более видов объекта, запрашиваемые в заявлениях объекты (смотровая вышка, пункт управления подъемником) отнесены к некапитальным нестационарным строениям и сооружениям, в связи с чем их размещение на основании пункта 4 приложения невозможно.

В отзыве на апелляционную жалобу Клуб просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу Комитета – без удовлетворения, указывает, что заявитель, заполняя типовую форму, указывал соответствие видов использования испрашиваемого земельного участка как Постановлению № 1300, так и Постановлению № 961, Комитет неправильно определил наименование объектов, суд первой инстанции исследовал все представленные доказательства, пришел к обоснованным выводам, что в каждом из заявлений указан только один объект, использование которого предполагается на испрашиваемом земельном участке.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал апелляционную жалобу, указал, что все объекты, указанные в заявлениях, могут размещаться только на основании договора аренды, эти объекты не включены в Перечень.

Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, Клуб является собственником земельного участка площадью 39 974 кв. с кадастровым номером 78:22538А:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Зеленогорск, Пухтолова Гора, д. 1, лит. В.

Кроме того, Клубу по договору аренды от 26.06.2006 № 22/ЗД-02085 под размещение горнолыжных подъемников в аренду предоставлены земельные участки площадью 1 359 кв. м с кадастровым номером 78:22538А:2, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Пухтолова Гора, участок 1, площадью 1 195 кв. м с кадастровым номером 78:22538А:6, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Зеленогорск, Пухтолова Гора, участок 4, площадью 3 750 кв. м с кадастровым номером 78:22538А:3, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Зеленогорск, Пухтолова Гора, участок 3. Спорные объекты размещены Клубом за пределами земельных участков, принадлежащих Клубу на праве собственности или на праве аренды.

Клуб обратился с заявлениями о выдаче разрешения на использование части земельного участка площадью 134 кв. м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Зеленогорск, в районе объекта Пухтолова Гора для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (пункт 19 Перечня): смотровой вышки с площадкой, используемой для обеспечения безопасности людей: для наблюдения за катанием на лыжах, на ватрушках, на которой расположены устройства наружного освещения мест катания, видеокамеры наружного наблюдения, громкоговорители; части земельного участка площадью 44 кв. м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном участке, который примыкает к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:1109, адрес: Санкт-Петербург, Зеленогорск, Рощинское шоссе, уч. 19 (Молодежное участковое лесничество, кв. 125), непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:2, находящемуся в аренде у Клуба, для размещения пункта проката спортивного инвентаря и пункта управления подъемником (пункт 25 Перечня); части земельного участка площадью 53 кв. м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном участке, который примыкает непосредственно к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:6, находящемуся в аренде у Клуба, для размещения пункта проката спортивного инвентаря и пункта управления подъемником (пункт 25 Перечня); части земельного участка площадью 1 500 кв. м, расположенного на территории кадастрового квартала 78:38:2253801 на неучтенном участке, на склоне, который примыкает непосредственно к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:5, находящемуся в собственности Клуба, примыкает к земельному участку с кадастровым номером 78:2253801:3, находящемуся в аренде у Клуба, для размещения игровой спортивной площадки (пункт 26 Перечня) – площадка на склоне горы для безопасного катания на ватрушках, включая безопасный подъем на склон, исключающий возможность сбивания поднимающихся на склон; специально подготавливаемую трассу (с установленным углом наклона) для безопасного съезда со склона.

Решениями от 30.09.2021 № 05-11-38378/21-0-0, 04.10.2021 № 05-26-39647/21-0-0, 5-26-39653/21-0-0, 05.10.2021 № 05-11-39903/21-0-0 Комитет отказал в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков.

Полагая указанные решения незаконными, нарушающими права Клуба, последний обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением № 1300 такими объектами помимо прочего являются: нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 19 Перечня); спортивные и детские площадки (пункт 26 Перечня); пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковки (пункт 25 Перечня).

Порядок и условия размещения данных объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов регулируется Законом № 521-118.

Согласно статье 2 названного Закона размещение объектов на земельных участках, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании разрешения на использование земельного участка для размещения объекта, договора на размещение объекта в случаях, предусмотренных статьей 7 указанного закона.

В силу статьи 7 Закона № 521-118 на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона, на земельных участках размещаются следующие виды объектов: 1) нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее; 2) объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами; 3) наземные линии связи, наземные линейно-кабельные сооружения связи и иные наземные сооружения связи; наземные части и сооружения подземных линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, технологически необходимые для их использования; 4) зарядные станции (терминалы) для электротранспорта; 5) отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи; 6) проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги; 7) пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря; 8) элементы благоустройства территории - элементы входов и входных групп (лестницы, площадки, ступени, приямки); 9) площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и(или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).; на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом по результатам аукциона, на земельных участках размещаются следующие виды объектов: 1) сезонные аттракционы, а также элементы благоустройства территории - аттракционы; 2) передвижные цирки, передвижные зоопарки, передвижные луна-парки; 3) лодочные станции; 4) нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, временные павильоны и киоски, туалеты, пункты проката инвентаря); 5) платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов; 6) элементы благоустройства территории - индивидуальные ограждающие конструкции парковочных мест, парковочные столбики.

В пункте 4 статьи 4 Закона № 521-118 установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, в том числе, если объект, указанный в заявлении, не относится к установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ видам объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, либо такой объект относится к НТО, рекламным конструкциям или объектам недвижимости (за исключением объектов недвижимости, для размещения которых не требуется разрешения на строительство); в заявлении указано два и более вида объектов; объект, указанный в заявлении, относится к видам объектов, размещаемых на основании договора в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Как следует из предъявленного в суд заявления, Клуб, считая отказы в выдаче разрешений на размещение указанные в заявлении объектов незаконными, ссылался на то, что Комитет необоснованно исходил из того, что в одном заявлении заявитель указал более чем один объект, в типовой форме заявителю предложено указать наименование объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в соответствии с Перечнем и наименование элемента благоустройства в соответствии с приложением № 2 Закона Санкт-Петербурга, указание в заявлении приложения 2 Закона Санкт-Петербурга на то, что один объект используется как нестационарное сооружение технического назначения и одновременно оборудовано устройством наружного освещения не свидетельствует о том, что это разные объекты, Комитет неправильно квалифицировал объект «спортивная и детская площадка для катания на ватрушках» как элемент благоустройства территории, который относится к пункту 4 Перечня.

Между тем, Комитет в отказах и в суде первой инстанции указывал, что испрашиваемые земли находятся в границах территории с установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» зоной ТР2 «зона рекреационного назначения – зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры, пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ назначение рекреационных зон определено как территория, используемая для отдыха граждан и туризма, смотровая вышка, пункты управления подъемником в составе пунктов проката спортивного инвентаря Перечнем не предусмотрены, размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, осуществляется на основании договора по результатам аукциона, площадка на склоне горы, оборудованная для безопасного катания детей на ватрушках» по своему назначению является не детской игровой площадкой, а сезонным (зимним) аттракционом.

Согласно пункту 4 указанного Перечня в него включены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Понятие «элементы благоустройства» приведено в пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представляет собой декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

В статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» элемент благоустройства определяется как декоративное, техническое, планировочное, конструктивное устройство, элемент озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малая архитектурная форма, некапитальное нестационарное строение и сооружение, информационный щит и указатель, которые применяются как составные части благоустройства территории;

Пунктом 2 приложения № 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, определены виды элементов благоустройства, в том числе устройства декоративные технические, конструктивные (пункт 2.1), в частности устройства наружного освещения и архитектурную подсветку, а также некапитальные нестационарные строения и сооружения: гаражи-боксы, туалеты, навесы, беседки, объекты спортивного назначения, будки, объекты административного, технического назначения, объекты культурно-досугового назначения (пункт 2.7.1) и нестационарные торговые объекты (пункт 2.7.2).

В обоснование заявления о предоставлении разрешения Клуб ссылается на пункты 19, 25, 26 Перечня.

В данный Перечень включены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19), в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки).

По смыслу указанного пункта перечисленные в нем объекты, в том числе нестационарные павильоны и киоски предназначены для организации обслуживания зон отдыха населения.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 19 Перечня не является закрытым, указал, что смотровая вышка используется как нестационарное сооружение технического назначения, одновременно оборудовано устройством наружного наблюдения, что не свидетельствует о об отнесении объекта к двум и более видам функционального использования; суд первой инстанции также указал, что объект «будка для проката лыж» соответствует критерию, данному в пункте 25 Перечня, а объект для катания на ватрушках соответствует критерию, указанному в пункте 26 Перечня.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Детские площадки обычно предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов.

Площадка на склоне горы, оборудованная для катания на ватрушках, включая безопасный подъем на склон, специально подготовленную трассу обоснованно квалифицирована Комитетом в качестве сезонного (зимнего) аттракциона, предназначенного, в первую очередь, для осуществления услуги катания детей на ватрушках.

Суд первой инстанции также не принял во внимание, что в соответствии со статьей 7 Закона № 521-118 размещение пунктов проката спортивного инвентаря, сезонных аттракционов, нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения осуществляется на основании договора, в связи с чем Комитет обоснованно отказал Клубу в выдаче разрешения на использование земельного участка.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга иЛенинградской области от22.04.2022 по делу №А56-113473/2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

С.М. Кротов

М.А. Ракчеева