АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 ноября 2017 года
Дело №
А56-11528/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 (доверенность от 29.03.2017 № 15),
рассмотрев 27.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Биотранс СП» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2017 (судья Хорошева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу № А56-11528/2017,
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Биотранс СП» (место нахождения: 199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, 17/5, лит. Д, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - общество, ЗАО «Биотранс СП») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, 6, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - управление) от 01.02.2017 № 08-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2017, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права (неправильное истолкование закона) и отсутствие в действиях общества события вмененного правонарушения. Как полагает общество, выявленное управлением в ходе проверки неправильное отражение показателей объема спирта в единой государственной автоматизированной информационной системе учета (ЕГАИС) не является основанием для привлечения общества по статье 14.19 КоАП РФ, поскольку объектом данного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; этот порядок обществом не нарушен; программные средства ЕГАИС предусматривают передачу информации об объеме этилового спирта, но такая информация должна рассматриваться как факультативная; ответственность за ее искажение по статье 14.19 КоАП РФ не предусмотрена.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель управления отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию от 03.08.2016 № 78ТСП0005761 на перевозку нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и лицензию от 03.08.2016 № 78ТСЭ0005760 на перевозку этилового спирта (в том числе денатурата).
В ходе проверки соблюдения организацией порядка заполнения и сроков представления заявок о фиксации в ЕГАИС уведомлений о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции управлением проведен анализ данных, содержащихся в следующих документах, представленных обществом: товарно-транспортная накладная от 08.04.2016 № 34; транспортная накладная от 13.04.2016 № 40; декларация № 9 за II квартал 2016 года; заявка о фиксации в ЕГАИС.
По итогам проверки составлен акт от 18.01.2017.
Управлением установлено, что общество в нарушение статей 14 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ, Закон) не зафиксировало в ЕГАИС перевозку спирта этилового ректификованного из пищевого сырья «Люкс» (код 020) во II квартале 2016 года по ТТН от 08.04.2016 № 34 в объеме 303,38 дал, по ТТН от 13.04.2016 № 40 в объеме 3,56 дал.
По факту выявленного нарушения в отношении ЗАО «Биотранс СП» составлен протокол об административном правонарушении от 27.01.2017 № 08-19; постановлением управления от 01.02.2017 № 08-19 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 150 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава вмененного административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений в рамках административной процедуры.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В силу статьи 14.19 КоАП РФ противоправным признается нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Санкция указанной нормы права в отношении юридических лиц предусматривает наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Закона № 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона (пункт 16).
Порядок учета и декларирования объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции закреплен в статье 14 Закона № 171-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 9 Закона поставки и перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления.
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 36 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка приказом от 21.05.2014 № 149 утвердила Порядок представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации (далее - Порядок).
В силу пункта 5.7.1 Порядка организации-перевозчики представляют заявку о фиксации в ЕГАИС уведомлений о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии перевозимой продукции раздельно до осуществления перевозки.
При проведении проверки управлением установлено, что в нарушение требований Закона № 171-ФЗ общество некорректно отразило в ЕГАИС перевозку спирта этилового ректификованного из пищевого сырья «Люкс» (код 020) во 2 квартале 2016 года.
Правила ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 688 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил ведение системы контроля перевозок осуществляется в электронном виде посредством использования: а) комплекса аппаратно-программных средств Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, позволяющего принимать по спутниковым навигационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям сведения о перевозках продукции автомобильным транспортом; б) комплекса аппаратно-программных средств организаций-перевозчиков, включающего в себя специальные технические средства регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении автотранспортных средств на территории Российской Федерации, в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 9 Закона № 171-ФЗ.
Согласно пункту 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 (далее - Правила учета № 380), учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Как указано в пункте 21 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила № 1459), направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Согласно подпункту 14 пункта 6 Правил № 1459 ЕГАИС содержит информацию об объеме (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.
Согласно подпункту 18 пункта 6 Правил № 1459 в ЕГАИС также подлежат отражению сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 2 Правил учета № 380 единица измерения объема производства и оборота продукции - декалитр при температуре продукции + 20 градусов С.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во II квартале 2016 года перевозка обществом спирта этилового ректификованного из пищевого сырья «Люкс» (код 020) отражена в ЕГАИС ненадлежащим образом: часть граф заявки заполнена заявителем по своему усмотрению, данные не соотносятся с накладными, ЕГАИС и декларацией; в означенных выше ТТН № 34 и 40 в таблице «Товарный раздел» присутствует графа 2 «Объем при 20С по данным АСиУ, дкл»; в ней содержится информация об объеме перевозки продукции в физическом выражении - 5226, 36 дал по ТТН № 40 и 4645, 78 дал по ТТН № 34; в ЕГАИС соответствующие объемы отражены - 5222,8 дал и 4342,4 дал; данные в заявке о фиксации в ЕГАИС не соответствуют данным ни одной из граф спорных ТТН; общество при заполнении заявки о фиксации в ЕГАИС не руководствовалось первичными документами, располагая достаточной информацией для внесения данных из первичных документов во исполнение установленного порядка учета, что привело к заполнению соответствующей заявки с указанием недостоверных данных; иными словами, общество располагало достоверными данными об общем объеме перевезенной продукции в декалитрах.
Событие и состав вмененного обществу правонарушения констатированы судами в соответствии с представленными управлением доказательствами, приведенными нормативными требованиями учета оборота рассматриваемой продукции, а равно критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Назначенное обществу административное наказание отвечает положениям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5, КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу № А56-11528/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Биотранс СП» - без удовлетворения.
Председательствующий
И.О. Подвальный
Судьи
А.Г. Кудин
И.Г. Савицкая