ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-115/2022 от 22.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 июня 2022 года

Дело №А56-115/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.

при участии:

от заявителя: Голубев И.А. (генеральный директор), Лозовский С.А. по доверенности от 16.06.2021

от заинтересованного лица: Степанова М.В. по доверенности от 29.12.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13021/2022) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2022 по делу № А56-115/2022 (судья Лебедева И.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИталДом»

к Северо-Западной электронной таможне

о признании недействительным решения от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10228010/261121/3002626

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ИталДом» (ИНН 7810095162, далее – заявитель, Общество, ООО «ИталДом») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Северо-Западной электронной таможни (далее –таможенный орган, Таможня) от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10228010/261121/3002626, в отношении товара №1, а также об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины в размере 762 082,19 руб.

Решением суда от 17.03.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 17.03.2022, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что представленный Обществом сертификат от 25.11.2021 № В/0596516 оформлен с нарушением пункта 2 Требований к сертификату о происхождении товара, установленных в Приложении к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49, поскольку заполнен на языке, отличном от русского, английского или французского, следовательно, указанный сертификат не мог рассматриваться Таможней в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, а также на этом основании у Таможни отсутствовали и основания для проведения проверки сертификата на предмет достоверности сведений, содержащихся в сертификате, и их подлинности.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «ИталДом» в рамках внешнеторгового контракта от 01.09.2014 № 03/2014, заключенного между Обществом (покупатель) и компанией «I.L.L.A. S.p.A» (Италия) (поставщик), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по декларации на товар (далее - ДТ) №10228010/261121/3002626 следующий товар:

- товар № 1 «посуда кухонная из листового алюминия с антипригарным покрытием, для взрослых: ковши, сковороды, кастрюли, казаны, противни, сотейники...», код 7615 10 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в графе 34 ДТ сведения о происхождении товара - IT («Итальянская Республика»);

- товар № 2 «крышки из термостойкого (жаростойкого) стекла для кастрюль и сковород, для взрослых...», код 7010 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в графе 34 ДТ сведения о происхождении товара - FR («Французская Республика»).

В целях подтверждения страны происхождения товаров при декларировании товара № 1 по ДТ №10228010/261121/3002626 Обществом представлен в таможенный орган Сертификат о происхождении товара от 25.11.2021 № В/0596516 (далее – Сертификат № В/0596516), выданный Торгово-промышленной палатой города Парма Италии, в котором содержится информация о производстве данного товара на территории Италии, а также иные корреспондирующие с ДТ №10228010/261121/3002626 сведения (инвойс от 15.11.2021 № 2.437/V, количество и вес товара), позволяющие идентифицировать товар для таможенных целей как не относящийся к категории товаров, облагаемых антидемпинговой пошлиной по Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.08.2021 № 107.

В ходе осуществления таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров таможенный орган пришел к выводу о том, что представленный Обществом Сертификат № В/0596516, оформлен с нарушением пункта 2 Требований к сертификату о происхождении товара, установленных в Приложении к Правилам определения происхождения товаров, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49, поскольку в Сертификате № В/0596516 графы №№ 1, 8 заполнены на итальянском языке, в связи с чем Таможня пришла к выводу о том, что происхождение товара № 1 по ДТ №10228010/261121/3002626 не подтверждено

По результатам документального таможенного контроля Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) вынесено решение от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10228010/261121/3002626 в отношении товара № 1 (в графу 34 «код страны происхождения», в графу 47 «исчисление платежей»).

В отношении товара № 1 по ДТ №10228010/261121/3002626 начислена антидемпинговая пошлина, исходя из ставки 21,89% от таможенной стоимости в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.08.2021 № 107, размер которой составил 762082,19 руб.

Товары, задекларированные по ДТ №10228010/261121/3002626, выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой антидемпинговой пошлины, начисленной в отношении товара №1 в размере 762082,19 руб.

Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением суда от 17.03.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 17.03.2022 в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.08.2021 № 107 ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза штампованная и литая алюминиевая посуда для бытовых и иных нужд, с покрытием и без него, предназначенная для приготовления или подогрева пищи тепловым способом, происходящая из Китайской Народной Республики и классифицируемая кодами 7615 10 100 0, 7615 10 800 9, 7616 99 100 8 и 7616 99 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС облагается антидемпинговой пошлиной в размере 21,89 процента от таможенной стоимости.

Пунктом 1 статьи 28 ТК ЕАЭС регламентировано, что определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором.

В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства-члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство-член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее - Правила № 49).

Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).

Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров. Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил № 49.

В соответствии с пунктом 2 Требований сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

В соответствие с пунктом 5 Требований сертификат должен содержать следующую информацию:

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:

1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;

2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;

3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;

4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.

Как следует из материалов дела, при осуществлении таможенного декларирования Обществом вместе с ДТ №10228010/261121/3002626 были представлены в таможенный орган коммерческий инвойс 2.437/V от 15.11.2021, в котором указана страна происхождения – Италия, CMR от 15.11.2021, свидетельствующий о том, что товар ввезен из Италии,

В целях подтверждения страны происхождения товаров при декларировании товара № 1 по ДТ №10228010/261121/3002626 Обществом представлен в таможенный орган Сертификат о происхождении товара от 25.11.2021 № В/0596516 (далее – Сертификат № В/0596516), выданный Торгово-промышленной палатой города Парма Италии, в котором содержится информация о производстве данного товара на территории Италии, а также иные корреспондирующие с ДТ №10228010/261121/3002626 сведения (инвойс от 15.11.2021 № 2.437/V, количество и вес товара), позволяющие идентифицировать товар для таможенных целей как не относящийся к категории товаров, облагаемых антидемпинговой пошлиной по Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.08.2021 № 107.

Обществом было также представлено письмо поставщика – компании «I.L.L.A. S.p.A» (Италия) от 29.11.2021, в котором поставщик указал, что в отношении Сертификата № В/0596516 Торговая палата Пармы подтвердила, что указанный сертификат заполнен в соответствии с действующими правилами и международными стандартами; графа № 1 сертификата содержит конкретное название и налоговые данные компании – продавца и может быть заполнена только таким образом для всех существующих языков, включая английский.

Представленный Обществом Сертификат № В/0596516 содержал все обязательные реквизиты, указанные в пункте 5 Требований, а именно: наименование страны происхождения товара, номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат, наименование и адрес экспортера, наименование и адрес грузополучателя, описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, вес брутто, реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, информация об удостоверении сертификата (печать органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица, дата выдачи сертификата).

При этом, как правомерно установлено судом первой инстанции, графа № 1 Сертификата № В/0596516 содержит подлинное наименование компании-поставщика, его юридический адрес и полностью соответствует наименованию, указанному во всех остальных сопроводительных документах, а фирменное наименование Торгово-промышленной палаты города Парма Италии в графе № 8 является штампом и выполнено на государственном языке Итальянской Республики.

Во всех остальных графах вся информация о товаре, в том числе графа № 3 «Country of origin» (Страна происхождения) - EUROPEAN UNION - ITALY, FRANCE заполнена на английском языке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).

Как обоснованно указал суд, при вынесении оспариваемых решений таможенный орган посчитал, что страна происхождения товара Обществом не подтверждена, однако своим правом, установленным частью 2 статьи 314 ТК ЕАЭС не воспользовался и в компетентный орган страны, выдавшей сертификат в целях проверки его подлинности, не обратился.

Более того, непринятие таможенным органом непреференциального сертификата в качестве надлежащего документа, подтверждающего страну происхождения товаров, возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара. Вместе с тем, с учетом всех представленных Обществом таможенному органу при декларировании документов, оснований сомневаться о происхождении товара, произведённого в Италии, у таможенного органа не имелось.

Фактически таможенный орган при принятии решения не сомневался в стране происхождения товара (Италия), а имела претензии к оформлению Сертификата №В/0596516. Вместе с тем, выявленные таможенным органом формальные недостатки документа не свидетельствуют о правовых и фактических основаниях для начисления Обществу антидемпинговой пошлины.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительными решения Таможни от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10228010/261121/3002626, в отношении товаров №1, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню возвратить на расчетный счет ООО «ИталДом» излишне взысканные таможенные платежи в размере 762082,19 руб.

Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 17.03.2022 не имеется

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 марта 2022 года по делу № А56-115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

А.Б. Семенова