ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-116463/20 от 20.05.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 мая 2022 года

Дело №

А56-116463/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,

при участии от федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Мосунова П.Е. (доверенность от 10.01.2022 № 6),

рассмотрев 19.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу                № А56-116463/2020,

                                               у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29, ОГРН 1042900051094,                         ИНН 2901061108 (далее – Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342,                               ИНН 7826001547 (далее – Учреждение), 14 955 402 руб. 13 коп. налоговой задолженности, включая 12 728 641 руб. недоимки по земельному налогу,                  2 225 807 руб. 23 коп. пеней и 953 руб. 90 коп. штрафа.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 02.12.2020 дело передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 18.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2022, заявление налогового органа удовлетворено в полном объеме.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснением ими фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 18.10.2021 и постановление от 25.01.2022, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в данном случае отсутствуют правовые основания для взыскания спорной налоговой задолженности. Учреждение настаивает на том, что налоговый орган неправомерно по итогам камеральной проверки доначисил земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:040211:114, 29:16:064702:48. Податель жалобы считает, что он не обязан исчислять и уплачивать земельный налог в отношении указанных земельных участков, судебные акты по делу № А05-8642/2020 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела при правовой оценки вопроса, к какой категории относятся спорные участки. Более того, заявленные в настоящем деле доводы Учреждения не были предметом рассмотрения и оценки судов в деле № А05-8642/2020.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая решение от 18.10.2021 и постановление от 25.01.2022 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.

Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. До начала судебного заседания от Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Учреждением 27.03.2019 уточненной (корректировка № 1) налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год Инспекция 11.07.2019 составила акт № 2.13-15/2694 и 21.01.2020 вынесла решение № 2.13-15/409 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Учреждению доначислено 13 343 775 руб. земельного налога, начислено 2 366 234 руб. 33 коп. пеней, Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 1000 руб. штрафа.

Основанием принятия решения послужил вывод налогового органа о занижении Учреждением в 2018 году подлежащего уплате земельного налога в результате неотражения в налоговой декларации земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:221301:27, 29:16:221301:26, 29:22:022001:59, 29:22:022547:33, 29:22:022001:73, 29:22:022001:75, 29:22:040211:114, 29:16:064702:48, 29:16:064702:47, 29:22:040718:63, 29:16:064702:50, 29:22:023013:15, 29:22:040201:48, 29:22:040718:62, 29:22:040718:64, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:72.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 07.05.2020 № 07-10/1/05850@ решение налогового органа отменено в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:040718:62, 29:22:040718:63, 29:22:040718:64, 29:22:040201:48, 29:22:040201:1687 к участкам, в отношении которых должна быть применена налоговая ставка 1,5%, Инспекции поручено произвести перерасчет земельного налога, пеней и штрафа.

Инспекция произвела перерасчет доначисленных сумм налога, пени и штрафа и во исполнение решения от 21.01.2020 № 2.13-15/409 направила в адрес Учреждения требования от 07.07.2020 № 57893, от 24.07.2020 № 62636 об уплате 12 728 641 руб. земельного налога, 2 225 807 руб. 23 коп. пеней и           953 руб. 60 коп. штрафа в срок соответственно до 20.08.2020 и 08.09.2020.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2021 по делу № А05-8642/2020, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.09.2021, отказано в признании недействительным решения Инспекции от 21.01.2020 № 2.13-15/409. По итогам рассмотрения указанного дела суды пришли к выводу, что все 17 земельных участков, указанных в решении Инспекции, являются объектами обложения земельным налогом.

Поскольку Учреждение требования  от 07.07.2020 № 57893, от 24.07.2020  № 62636 в добровольном порядке не исполнило, Инспекция, руководствуясь подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ, в октябре 2020 года обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу, пеням и штрафу.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.

Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы Учреждения и возражений налогового органа.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом.

В силу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 10, статей 87 и 101 НК РФ неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога устанавливается налоговым органом в ходе производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах - по итогам проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов с учетом поступивших от налогоплательщика возражений.

В соответствии со статьей 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. На основании вступившего в силу решения направляется требование об уплате налога.

Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой по общему правилу применение мер принудительного взыскания, а именно, обращение налоговым органом в бесспорном порядке взыскания на денежные средства организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках (статья 46 НК РФ), обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (статья 47 НК РФ).

В тоже время положениями пункта 2 статьи 45 НК РФ установлен перечень случаев, в которых взыскание налога производится в судебном порядке. К числу таких случаев в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ относится взыскание налога в судебном порядке с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.

В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.

Из материалов дела следует, Учреждение финансируется из федерального бюджета, Учреждению открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Общая сумма доначисленных решением налогового органа от 21.01.2020 № 2.13-15/409  налога, пеней и штрафа составляет 14 955 402 руб. 13 коп., т.е. превышает пять миллионов рублей, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ влечет их взыскание в судебном, а не в бесспорном порядке.

Судебный порядок взыскания налогов, доначисленных организациям, имеющим лицевые счета, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов.

Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

В рассматриваемом случае Учреждение оспорило решение Инспекции  от 21.01.2020 № 2.13-15/409 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке.

Судебными актами по делу № А05-8642/2020 подтверждено, что Инспекция доказала обоснованность доначисления земельного налога в отношении 17 земельных участков, указанных в решении Инспекции и принадлежащих Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:48, 29:22:040211:114. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:48 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания детского сада», фактически на нем располагалось здание детского дошкольного учреждения, принадлежащее муниципальному образованию «Город Архангельск». Земельный участок с кадастровым номером 29:22:040211:114 имеет вид разрешенного использования «эксплуатация железнодорожного пути (повышенный путь) и площадок разгрузки и хранения сыпучих строительных материалов», на нем фактически расположены железнодорожный путь и указанная площадка для хранения, которые переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Трансмор».

В силу части 1 статьи 16 АПК РФ на всей территории Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обладают свойством общеобязательности. Вступившим в законную силу судебным актом, содержащим выводы по существу дела, ликвидируется спор и отношениям участников этого спора придается правовая определенность.

Удовлетворяя заявленные Инспекцией требования по настоящему делу, суды, руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 НК РФ, частью 2 статьи 69 АПК РФ, с учетом установленных по делу № А05-8642/20202 обстоятельств, признали обоснованным взыскание налоговой задолженности в спорном размере.

Не оспаривая соблюдение налоговым органом процедуры взыскания задолженности, Учреждение в кассационной жалобе выражает несогласие с выводом Инспекции о наличии у Учреждения обязанности по исчислению и уплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:48, 29:22:040211:114. По мнению подателя жалобы, нахождение на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих муниципальному образованию «Город Архангельск», дает основание для вывода, что земельные участки являются муниципальной собственностью и не подлежат включению в налоговую базу по земельному налогу Учреждения.

Между тем указанные доводы направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта, признавшего решение Инспекции законным, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами, решение налогового органа, которым Учреждению доначислен земельный налог за 2018 год, в том числе в отношении принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования спорных земельных участков, было предметом судебного контроля и признано законным. Следовательно, суды при рассмотрении настоящего дела обоснованно с учетом преюдициального значения установленных по делу № А05-8642/20202 обстоятельств в полном объеме удовлетворили заявление Инспекции о взыскании налоговой задолженности.

При таком положении кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу № А56-116463/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Е.С. Васильева

 С.В. Лущаев