ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-116629/17 от 18.09.2018 АС Северо-Западного округа

625/2018-45968(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.09.2018.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Подвального И.О., 

рассмотрев 18.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  28.03.2018 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 06.06.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В.,  Юрков И.В.) по делу № А56-116629/2017, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис», место  нахождения: 188560, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество),  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета  государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, место  нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 67 (далее  Комитет) от 13.11.2017 № 2. 

Решением суда первой инстанции от 28.03.2018, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2018, в  удовлетворении заявленного требования отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит  решение и постановление отменить. 

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания  извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не  направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не  противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на  основании распоряжения от 02.11.2017 № 2 Комитет с целью проверки фактов,  поступивших обращений собственников помещений многоквартирного жилого  дома (МКД) № 19 «В» находящегося на улице Ленина в городе Сланцы  Ленинградской области по вопросу надлежащего качества предоставления  коммунальной услуги (горячего водоснабжения) провел в отношении Общества 


внеплановую выездную проверку. 

В ходе проверки было установлено, что температура воды в точках  водозабора в жилых помещениях - в квартирах № 62, № 1, № 7 и № 84 МКД не  соответствует установленному нормативному уровню, что привело к нарушению  требований пункта 4 раздела № 2, приложения № 1 к «Правилам  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011   № 354. 

По результатам проверки Комитет 13.11.2017 составил акт № 2 и выдал  Обществу предписание, которым предложил в срок до 28.12.2017 обеспечить  температуру горячей воды в точках водоразбора в жилых помещениях  многоквартирного дома в соответствии с установленным законодательством  нормативным уровнем. 

Общество не согласилось с предписанием Комитета и обратилось с  настоящим заявлением в арбитражный суд. 

Суды двух инстанций пришли к выводу о законности предписания Комитета,  в связи с чем в удовлетворении заявления отказали. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность  применения судами двух инстанций норм материального и процессуального  права, приходит к следующим выводам. 

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать  благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее  содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов  пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных  услуг гражданам, проживающим в таком доме. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание  общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно  осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной  безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности,  соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность  жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов  собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;  постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого  оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений  в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых  для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. 

Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении  многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность  перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех  услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее  содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно  соответствовать требованиям технических регламентов и установленных  Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества  в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости  от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно  соответствовать требованиям установленных Правительством Российской  Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям 


помещений в многоквартирных домах и жилых домах. 

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  (далее - Правила). 

В соответствии с пунктом 3 Правил, качество предоставляемых  коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в  приложении № 1 к этим Правилам (подпункт «д»). 

В силу пункта 5 приложения № 1 к Правилам, одним из требований к  качеству коммунальных услуг является обеспечение соответствия температуры  горячей воды в точке водоразбора требованиям Санитарно-эпидемиологических  правил и норм «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем  горячего водоснабжения» (СанПиН 2.1.4.2496-09). 

Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в  местах водоразбора, независимо от применяемой системы теплоснабжения,  должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что Обществом, осуществляющим управление МКД по договору от 15.05.2009   № 52, не соблюден норматив предоставления коммунальной услуги по горячему  водоснабжению - в квартирах дома температура горячей воды составляет  менее 60 градусов. 

Таким образом, суды обоснованно сочли, что качество предоставляемых  Обществом коммунальных услуг не соответствует требованиям Правил. 

Довод Общества о том, что ответственным за ненадлежащее оказание  услуг по горячему водоснабжению, является ресурсоснабжающая организация,  поскольку уже на входе в дом показатели температурного режима горячего  водоснабжения не соблюдены, отклоняется судом кассационной инстанции. 

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2012   № 15417/11, исполнитель коммунальных услуг в силу закрепленного за ним  правового статуса обязан, с одной стороны, производить коммунальные  ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям,  или приобретать эти ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, а, с другой  стороны, обязан предоставлять потребителям коммунальные услуги  надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие  вреда их имуществу. 

Вопрос вины ресурсоснабжающей организации в нарушении  температурного режима горячего водоснабжения не входит в круг  обстоятельств, подлежащих выяснению в рамках настоящего дела. 

Осуществляя надлежащее управление МКД, Общество, было обязано  контролировать температуру поступающей в дом горячей воды, производить  замеры и своевременно направлять ресурсоснабжающей организации  претензии по поводу поставки ресурса ненадлежащего качества. 

Вступая в правоотношения по управлению МКД, Общество должно знать о  существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их  выполнение (пункты 31, 150 Правил). 

Ссылки Общества на судебные акты Верховного Суда Российской  Федерации не принимаются кассационной инстанцией во внимание, поскольку  выводы, сделанные в судебных актах, основаны на иных фактических  обстоятельствах. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды первой и  апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соответствии 


оспариваемого предписания упомянутым требованиям жилищного  законодательства, и отсутствии оснований для признания прав и законных  интересов заявителя нарушенными. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судами положений законодательства Российской Федерации,  подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что  судами допущены существенные нарушения норм названного  законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд  кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений,  принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций,  устанавливая правильность применения норм материального права и норм  процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и  возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным  Кодексом. 

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или  считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в  обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о  достоверности или недостоверности того или иного доказательства,  преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела  и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального  права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований  для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 28.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 06.06.2018 по делу № А56-116629/2017 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «ВИРА сервис» – без удовлетворения. 

Председательствующий А.Г. Кудин

Судьи И.Г. Савицкая

И.О. Подвальный