ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 сентября 2023 года
Дело №А56-117444/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 19.11.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
ФИО3, по доверенности от 19.05.2023;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26206/2023) Администрация Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу № А56-117444/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Гагарина 14-а"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области
3-е лицо: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
об оспаривании уведомления и постановления,
установил:
товарищество собственников жилья "Гагарина 14-а" (далее – Товарищество, ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – Комитет), Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) об оспаривании:
- уведомления от 22.06.2022 о необходимости принятия в управлении ТСЖ «Гагарина 14а» решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
- постановления Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области от 19.08.2022 № 476 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - Фонд).
Решением суда от 13.06.2023 оспариваемое постановление Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области от 19.08.2022 № 476 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, ссылаясь, что постановление принято во исполнение положений части 10 статьи 173 ЖК РФ, действующему законодательству не противоречит. Кроме того, Товариществом систематически не соблюдаются требования жилищного законодательства в части исполнения требований статьи 172 ЖК РФ.
Комитет и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представитель Товарищества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.02.2014 собственниками помещении? многоквартирного жилого дома по адресу: <...> (Далее - «МКД»), принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете в банке.
На основании указанного решения в ПАО Сбербанк открыт специальный счет, владельцем которого является ТСЖ «Гагарина 14-а».
19.08.2022 Администрацией Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области издано Постановление № 476 «О Формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», согласно которому в перечень многоквартирных домов на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области, включенных в Региональную программу капитального ремонта, по которым был выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и возникла задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества включен дом, находящийся в управлении ответчика по адресу: <...>
Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением от 15.09.2022 о его отмене, при этом были предоставлены соответствующие выписки со специального счета по состоянию на 31.12.2020, на 31.08.2022, отражающие поступление денежных средств.
Администрацией в адрес Товарищества было направлено письмо 14.10.2022, в котором указано на то, что основанием принятия оспариваемого постановления является уведомление Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 22.06.2022 о необходимости принятия по МКД в управлении ТСЖ решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку по нему возникала задолженность по уплате взносов.
Не согласившись с указанными постановлением и уведомлением, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несутбремярасходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 2 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В силу части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если на основании сведений, полученных в соответствии счастью 3 статьи 172настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок (часть 8 статьи 173 ЖК РФ).
Из части 10 статьи 173 ЖК РФ следует, что если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 названной статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрен специальный порядок контроля собираемости средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность, лишь в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора.
Ввиду вышеизложенного решение о формировании фонда капитального ремонта не на специальном счете, а на счете регионального оператора может быть принято в случае, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт и такая задолженность не погашена в установленный срок (не более, чем пять месяцев).
В силу правовой позиции, изложенной в п. 7.4 Постановления Конституционного суда РФ от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положении? части 1 статьи 169, частеи? 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса России?скои? Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственнои? Думы», принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещении? в многоквартирном доме по тем или иным причинам – как зависящим, так и не зависящим от их воли – не совершают предписанных законом деи?ствий, направленных на исполнение возложеннои? на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональнои? программои? капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Ненадлежащее исполнение владельцем специального счета своих обязанностеи? по представлению сведении? в порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ не является самостоятельным основанием для изменения способа формирования фонда капитального ремонта без подтверждения факта неисполнения собственниками ранее принятого ими решения и наличия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт пятьдесят процентов и более.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.01.2021 на специальном счете в ПАО Сбербанк находились денежные средства собственников МКД, уплаченные в рамках реализации избранного ими способа формирования фонда капитального ремонта во исполнение своего решения в общем размере — 643 570,74 руб., что составляло 67, 95 % от размера представленных к оплате счетов.
При указанных обстоятельствах собственники МКД исполняли обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, то есть действовали в соответствие с принятым решением о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете в банке от 24.04.2014.
При этом размер фактических поступлении? взносов на капитальный ремонт на специальный счет составлял по состоянию на 01.01.2021 более 67,95%, по состоянию на 13.10.2022 96,7% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, вывод суд первой инстанции о том, что правовые основания для изменения способа формирования Фонда капитального ремонта в МКД отсутствовали, является правомерным, в связи с чем оспариваемое постановление правомерно отменено.
В соответствии с пунктом 3 подпункта 3.8 Постановления Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N 1 «О реорганизации государственной жилищной инспекции Ленинградской области, утверждении Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» в целях реализации полномочий Комитет ведет реестр уведомлений и реестр специальных счетов, указанных в статье 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, пояснения владельца специального счета ТСЖ «Гагарина 14-А» по образовавшейся задолженности были представлены в Комитет почтой России только 20.12.2022.
Таким образом, сроки по предоставлению информации по образовавшейся задолженности владельцем специального счета ТСЖ «Гагарина 14-А» по капитальному ремонту нарушены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого уведомления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Наличие у заявителя жалобы собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта, основанного на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и обстоятельств спора.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу № А56-117444/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова