ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 августа 2023 года
Дело №А56-118191/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 04.07.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19152/2023) Минобрнауки России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2023 по делу № А56-118191/2022, принятое
по иску Минобрнауки России
к ФГУП «НИИСК» (правопреемник – ФГБУ НИИСК)
о взыскании
установил:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН: <***>, адрес: 125009, Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1, 4, далее – истец, Министерство, Минобрнауки России) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева» (ОГРН: <***>, адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, 1, далее – ответчик, Предприятие, ФГУП «НИИСК», Институт) задолженности по уплате части чистой прибыли за 2019 год в размере 32 648 500 руб.
Решением от 17.04.2023 суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается на то, что в нарушение пункта 5 Правил № 228 Предприятием не представлен проект уточненной программы деятельности, предусматривающей корректировку суммы денежных средств, планируемой на мероприятия по развитию Предприятия на 2020 год; издание Приказа № 1331 за пределами установленного пунктом 6 Правил № 228 срока обусловлено несвоевременным представлением бухгалтерской отчетности, при этом принятие решения о размере части прибыли, подлежащей перечислению в федеральных бюджет за пределами указанного срока, не является основанием для его неисполнения, поскольку данный срок не является пресекательным.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, заявил ходатайство о правопреемстве.
Рассмотрев указанное ходатайство, апелляционный суд находит его обоснованным, документально подтвержденным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Апелляционным судом установлено, что деятельность ФГУП «НИИСК» прекращена 14.06.2023, что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ.
При этом, полным правопреемником ФГУП «НИИСК» является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени Академика С.В.Лебедева" (ОГРН: <***>, 198035, Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, лит. А, далее - ФГБУ НИИСК, Учреждение).
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает необходимым произвести замену на стороне ответчика с ФГУП «НИИСК» на ФГБУ НИИСК.
Министерство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, согласно приказу Минобрнауки России от 26.10.2020 № 1331 (далее - Приказ № 1331) в Перечень федеральных государственных предприятий, подведомственных Министерству, которым подлежит перечислить часть чистой прибыли в федеральный бюджет в 2020 году по итогам 2019 года, прилагаемый к приказу Минобрнауки России от 30.04.2020 № 638, внесены изменения, согласно которым ФГУП «НИИСК» обязано в срок до 15.06.2020 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2019 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию Предприятия, утверждённых в составе программы деятельности Предприятия на 2020 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 74 817 000 руб.
Перечисленная ответчиком часть прибыли за 2019 год составила 42 168 500 руб., что не оспаривается истцом.
Таким образом, обязанность по перечислению части прибыли за 2019 год исполнена ответчиком не в полном объеме, остаток задолженности Предприятия перед Министерством составил 32 648 500 руб.
Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ФГУП указанной суммы задолженности по уплате части прибыли за 2019 год.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований, в связи с чем в иске отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – Закон о ФГУП) государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 №228 (далее – Правила № 228), руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет ежегодно, до 1 августа, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие (далее соответственно - предприятие, федеральный орган исполнительной власти), проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанной по установленной форме и представляющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы деятельности предприятия должны соответствовать основным направлениям его деятельности (в планируемом периоде) по достижению целей и выполнению задач, определенных стратегией развития предприятия на срок от 3 до 5 лет, уставом предприятия, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы деятельности предприятия представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения. В соответствии с пунктом 2 Правил федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующий год.
Предприятие в установленный срок направлено в Минобрнауки «Программу деятельности ФГУП «НИИСК» на 2019 год» (далее – Программа; исх. от 01.08.2018 № 029-1916).
Предприятие запланировало в указанной Программе возможное поступление части чистой прибыли за 2019 год, подлежащей перечислению в бюджет, в размере 9.023,5 тыс.руб., что составило 50% размера всей предполагаемой чистой прибыли.
Какие-либо возражения со стороны истца на данные плановые показатели, предложенные и запланированные ответчиком на 2019 год, ответчику не поступали.
Согласно Программе деятельности ответчика на 2020 год, утверждённой приказом Министерства от 30.10.2019 №1211.50 (приложение 2 к исковому заявлению), истец в разделе IV («п.1 Показатели экономической эффективности ФГУП «НИИСК» на 2020 год»), согласована чистая прибыль ответчика в сумме 18.844 тыс.руб., при этом в пункте 4 указана часть чистой прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, в сумме 9.520 тыс.руб., что составляет 50,5% всей чистой прибыли ответчика за 2019 год.
Таким образом, исходя из данных доходов и расходов, своевременно и в установленном законодательством порядке согласованных с истцом, ответчик запланировал свою уставную деятельность на 2020 год в расчёте на использование оставшейся (после перечисления в бюджет) части чистой прибыли в размере не менее 49,5 % от всей прибыли за 2019 год.
12.02.2020 Предприятие письмом (исх. № 03-450) направило Министерству Бюджетную отчётность за 2019 год и Главную книгу за 2019 год.
Исходя из данной отчётности Предприятие получило чистую прибыль за 2019 год в размере 83.433 тыс.руб.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается на то, что в нарушение пункта 5 Правил № 228 Предприятием не представлен проект уточненной программы деятельности, предусматривающей корректировку суммы денежных средств, планируемой на мероприятия по развитию Предприятия на 2020 год.
Как установлено судом первой инстанции, от всей чистой прибыли за 2019 год за вычетом налогов и иных обязательных платежей сумма составила 74.817 тыс.руб., часть чистой прибыли в размере 50.5 %, то есть половину (в сумме 37.782.585 руб.), ответчик обязан был перечислить в бюджет.
Из материалов дела следует, что Предприятием в федеральный бюджет перечислено 42 168 500 руб., то есть сумму, превышающую 50,5% всей чистой прибыли.
Учитывая изложенное, ссылка Министерства на нарушение пункта 5 Правил № 228 является в рассматриваемом случае несостоятельной, поскольку Предприятие самостоятельно определило сумму, подлежащую перечислению, исходя из процентного соотношения 50,5% запланированной и согласованной Министерством в 2018 и 2019 годах прибыли.
Кроме того, согласно пункту 6 Правил № 228 часть прибыли предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая.
Соответственно, Министерство обязано было в срок до 01.05.2020 определить Предприятию своим приказом часть прибыли ответчика за 2019 год, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Во исполнение Постановлений Правительства РФ №№ 228, 739, Министерством издан приказ от 30.04.2020 №638, однако без указания на перечисление прибыли Предприятием (л.д. 95-99).
При этом приказ Минобрнауки № 1331, которым внесены изменения в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которым подлежит перечислить часть чистой прибыли в федеральный бюджет в 2020 году по итогам 2019 года, прилагаемый к приказу Минобрнауки от 30.04.2020 № 638, издан Министерством только 26.10.2020.
Кроме того, апелляционный суд отмечает также, что в настоящее время ответчик – унитарное предприятие прекратило свою деятельность 14.06.2023, ФГУП «НИИСК» преобразовано в бюджетное учреждение, следовательно, на момент рассмотрения апелляционной жалобы ответчик не имеет прибыли, а финансируется за счет средств бюджета.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение признается судом апелляционной инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Апелляционная жалобы Министерства подлежит отклонению, поскольку ее доводы не опровергают правомерных выводов суда, изложенным в обжалуемом судебном акте.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести процессуальную замену на стороне ответчика, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В.Лебедева» заменить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В.Лебедева».
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2023 года по делу № А56-118191/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Л.В. Зотеева
О.В. Фуркало
|