ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 сентября 2023 года
Дело №А56-123664/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Лунев А.М., по доверенности от 18.11.2022 (онлайн);
от заинтересованного лица: Севрюков И.О., по доверенности от 02.05.2023; Никулина С.В., по доверенности от 30.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25751/2023) индивидуального предпринимателя Тыщук Оксаны Рустамовны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 по делу № А56-123664/2022 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Тыщук Оксаны Рустамовны
к Балтийской таможне
о признании недействительным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Тыщук Оксана Рустамовна (далее – заявитель, ИП Тыщук О.Р., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее – таможенный орган, Таможня) по результатам таможенного контроля от 05.09.2022 №10216000/210/050922/Т000923/00001.
Решением суда от 08.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь, что Предприниматель не знала о незаконности ввоза транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС; не помещала под таможенную процедуру транспортное средство; не знала и не могла знать о поддельности документов.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.01.2022 в регион деятельности таможенного поста Бронка Балтийской таможни на пароме «Finnsea» по коносаменту от 14.01.2022 № SF02458708 из Германии (LUEBEK) прибыло транспортное средство (без водителя) MAN TGA VIN: WMAN13ZZ57W085818 (далее – транспортное средство «MAN TGA»).
Согласно сведениям, заявленным в коносаменте от 14.01.2022 № SF02458708: отправитель транспортного средства - Sakenov Bekbolat, Pavlodar (Kazakhstan), получатель транспортного средства - Тыщук Оксана Рустамовна (гражданка Российской Федерации).
Балтийской таможней в период с 25.05.2022 по 28.07.2022 проведена камеральная таможенная проверка по вопросу проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру (акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022 №10216000/210/280722/А000923).
19.01.2022 с целью получения транспортного средства «MAN TGA» Тыщук О.Р. предоставила на таможенный пост Бронка Балтийской таможни правоустанавливающие документы на автомобиль (свидетельство о регистрации SQ № 00838172, выданное 11.09.2019, согласно которому указанный автомобиль зарегистрирован в Республике Казахстан и имеет государственный регистрационный знак 404SDA14, а также доверенность на автомобиль, выданную на имя Тыщук О.Р. гражданином Республики Казахстан Сакеновым Бекболатом Оразгалиевичем 08.04.1971 г.р. (удостоверение личности: № 037771342, выдано МВД Республики Казахстан, личный номер № 037771342)зарегистрированную в реестре за № 47-031521 (нотариус Сауранбаева Лейла Мейрамовна, лицензия от 18.10.2000 № 0000819).
В ходе проведения проверочных мероприятий, с учетом информации, полученной от Департамента экономических расследований по г. Нур-Султану, информации от агентства по финансовому мониторингу Республики Казахстан, нотариуса г. Нур-Султан Сауранбаевой Лейлы Мейрамовны, установлено, что транспортное средство «MAN TGA» на территории Республики Казахстан не регистрировалось, свидетельство о регистрации SQ № 00838172 и государственные регистрационные знаки 404SDA14 не выдавались, а правоустанавливающие документы, относящиеся к транспортному средству «MAN TGA» и представленные Тыщук О.Р., содержат недостоверные сведения. Балтийской таможней проведён анализ таможенного декларирования транспортного средства «MAN TGA» в информационных ресурсах, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в результате которого установлено, что сведения о таможенном декларировании транспортного средства «MAN TGA» в регионе деятельности ЕАЭС отсутствуют. Установлено, что транспортное средство «MAN TGA» государственную границу Российской Федерации не пересекало, в базах таможенных органов Российской Федерации документы и сведения, свидетельствующие о ввозе на таможенную территорию и помещении под таможенную процедуру, не обнаружены.
По результатам проверки Таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022.
Письмом от 03.08.2022 б/н (вх. Балтийской таможни от 08.08.2022 № 15630) Тыщук О.Р. направила в Балтийскую таможню возражения на акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022 № 10216000/210/280722/А000923.
По результатам рассмотрения возражений проверяемого лица на акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022 № 10216000/210/280722/А000923 составлено письменное заключение от 17.08.2022.
Письмом Балтийской таможни от 17.08.2022 № 09-10/26061 заключение направлено в адрес Тыщук О.Р.
05.09.2022 Балтийской таможней составлено решение по результатам таможенного контроля № 10216000/210/050922/Т000923/00001, которым Предприниматель признан плательщиком таможенных платежей при выявлении факта незаконного перемещения транспортного средства «MAN TGA».
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астана 29.05.2014 (далее – Договор), в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
Пунктом 2 статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, или в предусмотренных им случаях – в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться, в том числе: достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
Пунктом 1 статьи 332 ТК ЕАЭС определено, что камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица таможенного органа пользуются правами и исполняют обязанности, установленные статьей 335 ТК ЕАЭС.
Таким образом, круг лиц, от которых необходимо получить информацию, перечень запрашиваемых документов определяются исходя из вопроса проверки, а также имеющихся документов в таможенном органе, в том числе в электронных базах данных таможенного органа.
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 332 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) результаты проведения камеральной и выездной таможенной проверки оформляются соответственно актом камеральной таможенной проверки и актом выездной таможенной проверки (далее – акт таможенной проверки) в виде документа на бумажном носителе или электронного документа. Акт таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе составляется в двух экземплярах.
Проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган (часть 29 статьи 237 Закона о таможенном регулировании).
Судом установлено, что в ходе проведения таможенной проверки Балтийской таможней установлено, что 14.01.2022 в регион деятельности таможенного поста Бронка Балтийской таможни на пароме «Finnsea» по коносаменту от 14.01.2022 № SF02458708 из Германии (LUEBEK) прибыло транспортное средство «MAN TGA».
Согласно сведениям, заявленным в коносаменте от 14.01.2022 № SF02458708: отправитель транспортного средства - Sakenov Bekbolat, Pavlodar (Kazakhstan), получатель транспортного средства - Тыщук Оксана Рустамовна (гражданин Российской Федерации).
19.01.2022 с целью получения транспортного средства «MAN TGA» Тыщук О.Р. предоставила на таможенный пост Бронка Балтийской таможни правоустанавливающие документы на автомобиль (свидетельство о регистрации SQ №00838172, выданное 11.09.2019, согласно которому указанный автомобиль зарегистрирован в Республике Казахстан и имеет государственный регистрационный знак 404SDA14, а также доверенность на автомобиль, выданную на имя Тыщук О.Р. гражданином Республики Казахстан Сакеновым Бекболатом Оразгалиевичем, 08.04.1971 г.р. (удостоверение личности: № 037771342, выдано МВД Республики Казахстан, личный номер № 037771342), зарегистрированную в реестре за № 47-031521 (нотариус Сауранбаева Лейла Мейрамовна, лицензия от 18.10.2000 № 0000819).
В ходе проведения проверочных мероприятий, с учетом информации, полученной от Департамента экономических расследований по г. Нур-Султану, информации от агентства по финансовому мониторингу Республики Казахстан, нотариуса г. Нур-Султан Сауранбаевой Лейлы Мейрамовны, установлено, что транспортное средство «MAN TGA» на территории Республики Казахстан не регистрировалось, свидетельство о регистрации SQ № 00838172 и государственные регистрационные знаки 404SDA14 не выдавались, а правоустанавливающие документы, относящиеся к транспортному средству «MAN TGA» и представленные Тыщук О.Р., содержат недостоверные сведения.
Балтийской таможней проведен анализ таможенного декларирования транспортного средства «MAN TGA» в информационных ресурсах, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в результате которого установлено, что сведения о таможенном декларировании транспортного средства «MAN TGA» в регионе деятельности ЕАЭС отсутствуют.
Установлено, что транспортное средство «MAN TGA» государственную границу Российской Федерации не пересекало, в базах таможенных органов Российской Федерации документы и сведения, свидетельствующие о ввозе на таможенную территорию и помещении под таможенную процедуру, не обнаружены.
Принимая во внимание отсутствие сведений о таможенном декларировании и уплате таможенных платежей, а также информации о том, что транспортное средство не зарегистрировано в Республике Казахстан, и не является товаром ЕАЭС, Балтийской таможней сделан вывод о том, что транспортное средство «MAN TGA» является незаконно перемещенным товаром через таможенную границу ЕАЭС.
Акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022 №10216000/210/280722/А000923 направлен Тыщук О.Р. письмом Балтийской таможни от 28.07.2022 № 09-10/24074. Письмом от 03.08.2022 б/н (вх. Балтийской таможни от 08.08.2022 № 15630) Тыщук О.Р. направила в Балтийскую таможню возражения на акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022 № 10216000/210/280722/А000923.
По результатам рассмотрения возражений проверяемого лица на акт камеральной таможенной проверки от 28.07.2022 № 10216000/210/280722/А000923 составлено письменное заключение от 17.08.2022. Письмом Балтийской таможни от 17.08.2022 № 09-10/26061 заключение направлено в адрес Тыщук О.Р.
Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки установлен факт незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС товара «транспортное средство «MAN TGA», выразившегося в использовании документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС» - перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
Согласно части 28 статьи 237 Закона о таможенном регулировании на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Пунктом 3 части 29 статьи 237 Закона о таможенном регулировании регламентировано, что указанное решение (решения) в сфере таможенного дела принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки – в случае, если такое заключение составлялось.
Согласно части 3 статьи 318 Закона о таможенном регулировании формой фиксации факта обнаружения товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС, и товаров, выпущенных на территории Российской Федерации, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, является решение по результатам таможенного контроля в соответствии со статьей 218 Закона о таможенном регулировании либо решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Балтийской таможней принято решение по результатам таможенного контроля от 05.09.2022 № 10216000/210/050922/Т000923/00001, которым ИП Тыщук О.Р. признана плательщиком таможенных платежей при выявлении факта незаконного перемещения транспортного средства «MAN TGA» в связи с тем, что именно Предприниматель фактически предоставила на таможенный пост Бронка Балтийской таможни недействительные документы на транспортное средство «MAN TGA».
Таким образом Тыщук О.Р. осознавала противоправный характер своего действия и предвидела наступление негативных последствий, однако, относилась к ним безразлично.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отклонен довод Предпринимателя о том, что она находилась в заблуждении относительно законности покупки транспортного средства «MAN TGA».
Также судом первой инстанции установлено, что в ходе камеральной таможенной проверки Балтийской таможней проверены документы, представленные оперативно-розыскным отделом Балтийской таможни. Оперативно-розыскным отделом Балтийской таможни был опрошен Кандаков А.В. относительно транспортного средства «MAN TGA». При этом Кандаков А.В. при опросе заявил о том, что водитель транспортного средства «MAN TGA» скончался в городе Дюссельдорф, таким образом, опрос водителя произвести не представлялось возможным.
Постановлением Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 04.10.2022 по делу №5-1189/2022 ИП Тыщук Оксана Рустамовна была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и товар, являющийся предметом правонарушения по делу №10216000-000864/2022: «транспортное средство - тягач модель «MAN TGA» VIN: WMAN13ZZ57W085818, 2007 года выпуска, в комплекте 2 государственных регистрационных знака «404SDA14», 1 оригинал свидетельства SQ0083172 от 11.09.2019, 2 ключа конфискован в доход государства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований Предпринимателя.
Несогласие подателя жалобы с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 по делу № А56-123664/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова