ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-12454/2022 от 28.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 сентября 2022 года

Дело №А56-12454/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 18.10.2021

от заинтересованного лица: предст. ФИО3 – доверенность от 10.01.2022, предст. ФИО4 – доверенность от 11.01.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18586/2022) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2022 по делу №А56-12454/2022 (судья Покровский С.С.), принятое

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

об оспаривании постановления от 21.01.2022 № 047/04/9.21-2812/2021

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее - Общество, ПАО «Россети Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 21.01.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-2812/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.

Решением суда от 17.05.2022 оспариваемое постановление от 21.01.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-2812/2021 отменено в части назначенного наказания.

Не согласившись с вынесенным решением, Ленинградское УФАС обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции от 17.05.2022 отменить и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы в рассматриваемом случае у суда первой инстанции не имелось оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступила коллективная жалоба жителей КП «Граффское» (вх. № 11411 от 20.09.2021) на действия (бездействие) ПАО «Россети Ленэнерго», содержащая сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), а именно нарушение сроков технологического присоединения по заключенным договорам, в том числе по договору от 12.04.2021 с гр. ФИО5

По результатам проверки данного обращения с учетом представленных ПАО «Россети Ленэнерго» письмом от 18.10.2021 № ЛЭ/06-06/626 пояснений и документов Управлением установлено, что 19.04.2021 на основании оплаченного гр. ФИО5 счета между ПАО «Россети Ленэнерго» и ФИО5 заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя: индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, кадастровый номер 47:07:0485001:4992; присоединяемая мощность - 15 кВт по III категории надежности при напряжении 0,4 кВ.

Неотъемлемой частью договора являются технические условия от 12.04.2021 № 21-020556 (далее - Технические условия).

Перечень мероприятий, которые должна осуществить сетевая организация (ПАО «Россети Ленэнерго») определен в пункте 10 Технических условий.

В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Таким образом, Общество должно было осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в срок до 19.10.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Ленинградским УФАС определения от 20.12.2021 о возбуждении дела №047/04/9.21-2812/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

По результатам административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил № 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок, установленный Техническими условиями от 12.04.2021 № 21-020556 (6 месяцев с даты заключения договора).

Как установлено Управлением, фактически технологическое присоединение осуществлено 29.12.2021, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2021 № 11210204309-ОД-СЭС-011913-21/020556-Э-21-80547

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 29.21.2021 по делу № 047/04/9.21-2812/2021 об административном правонарушении ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 18.01.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-2812/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ отменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 17.05.2022 в связи со следующим.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами № 861.

Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор должен содержать следующие существенные условия:

- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.

Договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора (оплаты счета).

Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является 19.10.2021, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено (фактически технологическое присоединение осуществлено 29.12.2021), что свидетельствует о нарушении Обществом пункта 16 Правил № 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил № 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Фактически обязанности Общества по осуществлению технологического присоединения объекта гр.ФИО5 к электрическим сетям Общества осуществлена только 29.12.2021 (акт об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2021 № 11210204309-ОД-СЭС-011913-21/020556-Э-21-80547), то есть с нарушением срока более чем на 2 месяца.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил № 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.

Содержание понятий "государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при применении указанной нормы не ограничивается определениями, данными в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», поскольку приведенные в них определения указанных понятий даны лишь для целей применения соответствующих законов.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении №047/04/9.21-2812/2021 возбуждено по результатам рассмотрения коллективной жалобы жителей КП «Граффское» (вх. № 11411 от 20.09.2021) на действия (бездействие) ПАО «Россети Ленэнерго», содержащей сведения о нарушении Обществом Правил № 861, а именно нарушение сроков технологического присоединения по заключенным договорам, в том числе по договору от 12.04.2021 с гр. ФИО5

Вместе с тем, как установлено судом, по результатам рассмотрения той же коллективной жалобы Ленинградским УФАС было возбуждено несколько административных дел и вынесено несколько постановлений по факту нарушения сроков технологического присоединения по заключенным договорам с жителями КП «Граффское», что подтверждается судебными актами по делам № А56-119229/2021 (договор с гр. ФИО6), № А56-14816/2022 (договор с гр. ФИО7).

Объективную сторону состава правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ составляет нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям.

В данном случае, по результатам рассмотрения коллективной жалобы жителей КП «Граффское» (вх. № 11411 от 20.09.2021) Ленинградским УФАС выявлено нарушение ПАО «Росети Ленэнерго» правил технологического присоединения к электрическим сетям, а именно нарушение требований пункта 16 Правил № 861 в части срока технологического присоединения объектов по перечисленным в коллективной жалобе договорам.

Таким образом, нарушения правил технологического присоединения к электрическим сетям, выявленные в рамках проверки одного обращения одним контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ. Искусственное разделение совершенного Обществом административного правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них отдельного решения о привлечении к административной ответственности свидетельствует о нарушении пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции также полагает, что поскольку нарушения сроков технологического присоединения были выявлены Управлением в ходе проверки одной коллективной жалобы, то соответственно в данном случае к Обществу возможно применение положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении административного наказания как за совершение одного административного правонарушения.

С учетом изложенного, в целях исключения двойной ответственности Общества, а также с учетом положений статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суд апелляционной инстанции полагает обоснованным отмену судом первой инстанции постановления Ленинградского УФАС от 21.01.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-2812/2021 в части назначенного наказания.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 17.05.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Ленинградского УФАС.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 мая 2022 года по делу № А56-12454/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

А.Б. Семенова