ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-125327/18/СД.1 от 24.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

28 января 2022 года

Дело № А56-125327/2018 /сд.1

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме января 2022 года .

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.А.,

судей Бурденкова Д.В., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Санджиевой А.В.,

при участии: 

- от АО «ЛОСК»: представителя ФИО1 по доверенности от 11.01.2022;

- от Комитета  по  жилищно-коммунальному  хозяйству  Ленинградской области: представителя ФИО2 по доверенности от 10.01.2022;

- от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области: представителя ФИО3 по доверенности от 04.10.2021;

- от администрации Кировского муниципального образования Ленинградской области: представителя ФИО4 по доверенности от 17.08.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-36144/2021 ) акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021 по обособленному спору № А56-125327/2018 /сд.1 (судья Глумов Д.А.), принятое по заявлению акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» о признании сделки недействительной и применении последствий её недействительности,

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района»,

ответчик: администрация Кировского муниципального района Ленинградской области,

третьи лица:

- Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области;

- Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области;

- Федеральная антимонопольная служба;

- Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области;

- Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом;

- государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Водоканал Мгинского Городского Поселения» (далее – ООО «Водоканал Мгинского Городского Поселения») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» (далее – МУП «Водоканал Кировского района») несостоятельным (банкротом).

Определением суда первой инстанции от 21.11.2018 заявление
ООО «Водоканал Мгинского Городского Поселения» принято к производству

Определением суда первой инстанции от 25.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кировского муниципального района Ленинградской области.

Определением суда первой инстанции от 31.01.2019 заявление
ООО «Водоканал Мгинского Городского Поселения» признано обоснованным, в отношении МУП «Водоканал Кировского района» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО5.

Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 09.02.2019
№ 24.

Определением суда первой инстанции от 18.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.

Определением суда первой инстанции от 13.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная антимонопольная служба и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 02.09.2020 МУП «Водоканал Кировского района» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден
ФИО6.

Названные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 26.09.2020
№ 176.

Определением суда первой инстанции от 15.10.2020 при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) МУП «Водоканал Кировского района» применены правила параграфа 6 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Акционерное общество «Ленинградские областные коммунальные системы» (далее – АО «ЛОКС») 10.06.2021 обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании недействительной сделки по передаче должником в пользу администрации Кировского муниципального района Ленинградской области имущества; в качестве применения последствий недействительности сделки конкурсный кредитор просил обязать администрацию возвратить имущество и обязать конкурсного управляющего включить его в конкурсную массу.

Определением суда первой инстанции от 18.08.2021 арбитражный управляющий ФИО6 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП «Водоканал Кировского района», конкурсным управляющим должника утвержден ФИО7.

Определением суда первой инстанции от 17.08.2021 к участию в обособленном споре в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:

- Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом;

- государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» (далее – ГУП «Леноблводоканал»).

Определением суда первой инстанции от 08.10.2021 в удовлетворении заявления АО «ЛОКС» о признании сделки недействительной отказано.

В апелляционной жалобе АО «ЛОКС», ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит определение суда первой инстанции от 08.10.2021 по обособленному спору № А56-125327/2018/сд.1 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, имущество, переданное в результате заключения оспариваемой сделки, подлежит включению в конкурсную массу должника. Согласно правовой позиции АО «ЛОКС» ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности за администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области на спорное имущество как единый недвижимый комплекс, такое имущество может быть реализовано; сам по себе факт принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры к социально значимым не является основанием для исключения этого имущества из конкурсной массы,

В отзывах Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, администрация Кировского муниципального района Ленинградской области и Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании представитель АО «ЛОКС» поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Комитета  по  жилищно-коммунальному  хозяйству Ленинградской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области и администрации  Кировского муниципального образования Ленинградской области возражали по мотивам, приведенным в соответствующих отзывах.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Как следует из материалов обособленного спора, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) 04.12.2020 конкурсным управляющим размещены сведения о результатах инвентаризации имущества должника. Согласно инвентаризационным описям на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Кировского района» закреплено имущество, используемое в целях водоснабжения и водоотведения на территории Кировского муниципального района Ленинградской области.

Конкурсным управляющим 30.03.2021 в адрес администрации Кировского муниципального района Ленинградской области направлено заявление о прекращении права хозяйственного ведения и изъятии имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Кировского района».

В ответ на заявление конкурсного управляющего администрация Кировского муниципального района Ленинградской области направила письмо о готовящихся постановлениях о прекращении права хозяйственного ведения на имущество, принадлежащее МУП «Водоканал Кировского района».

Согласно отчету конкурсного управляющего, подготовленному на 01.03.2021, конкурсная масса состоит из имущества на общую сумму 102 756 402 руб. 20 коп., из них: 101 162 565 руб. 54 коп. дебиторская задолженность; 683 538 руб. 53 коп. денежные средства; 765 501 руб. 75 коп. запасы.

В состав основных средств остаточной стоимостью 144 796 руб. 38 коп. входит имущество, принадлежащее должнику на праве хозяйственного ведения (сети водоснабжения и водоотведения, а также объекты, непосредственно участвующие в деятельности по водоснабжению и водоотведению). Собственником указанного имущества на данный момент является Кировский муниципальный район Ленинградской области.

Конкурсным управляющим указанное имущество, принадлежащее
МУП «Водоканал Кировского района» на праве хозяйственного ведения (сети водоснабжения и водоотведения, а также объекты, непосредственно участвующие в деятельности по водоснабжению и водоотведению), не учтено в конкурсной массе.

Посчитав, что указанная сделка (передача имущества должника, находящегося в его хозяйственном ведении, Кировскому муниципальному району Ленинградской области) является недействительной и совершена с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов должника, АО «ЛОКС» обратилось в суд первой инстанции с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая АО «ЛОКС» в удовлетворении заявления, указал, что рассматриваемое имущество исключено из гражданского оборота и не подлежит включению в конкурсную массу.

Исследовав и оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266–272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В силу пункта 3 статьи 61.1 Закона о банкротстве под сделками, которые могут оспариваться по правилам главы III.1 этого Закона, понимаются в том числе действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, а также действия, совершенные во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти.

Как следует из пункта 2 статьи 61.9 Закона о банкротстве, заявление об оспаривании сделки должника может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом, если размер кредиторской задолженности перед ним, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более десяти процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его аффилированных лиц.

После открытия конкурсного производства конкурсным управляющим в рамках своих полномочий 24.09.2020 в адрес администрации Кировского муниципального района Ленинградской области было направлено уведомление о наличии у
МУП «Водоканал Кировского района» на праве хозяйственного ведения сетей водоснабжения и водоотведения и иного имущества, составляющего централизованную систему водоснабжения и водоотведения на территории Кировского муниципального района Ленинградской области, которое в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) является ограниченным в обороте и не может быть отчуждено в частную собственность.

В указанном уведомлении сообщалось о необходимости принятия администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области имущества, находящегося в ведении должника.

Конкурсный управляющий 30.03.2021 в адрес Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области направил заявление о прекращении права хозяйственного ведения и изъятии имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Кировского района».

Администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области 22.04.2021 было принято постановление № 690 «О прекращении права хозяйственного ведения МУП «Водоканал Кировского района» на имущество Кировского муниципального района Ленинградской области и зачисления его в казну».

Решением Совета депутатов Кировского муниципального района Ленинградской области от 19.05.2021 № 31 «О безвозмездной передаче имущества из собственности Кировского муниципального района Ленинградской области в государственную собственность Ленинградской области» утвержден перечень имущества, необходимого для реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и предлагаемого к передаче из муниципальной собственности Кировского района Ленинградской области в государственную собственность Ленинградской области.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 19.07.2021 № 461-р «О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального имущества казны муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, принимаемого в государственную собственность Ленинградской области» принято безвозмездно в государственную собственность Ленинградской области муниципальное имущество казны муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области согласно утвержденному данным распоряжением перечню.

Пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

Согласно статье 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 129 ГК РФ). Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129
ГК РФ).

Нормы статьи 129 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013
№ 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 142-ФЗ), действующей с 01.10.2013 (пункт 1 статьи 3 Закона № 142-ФЗ), не содержат термина «имущество, изъятое из оборота».

Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 142-ФЗ правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Закона
№ 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции Закона № 142-ФЗ) признаются ограниченными в обороте, сохраняется.

Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена частью 1 статьи 9 Закона № 416-ФЗ.

Изначально в редакции, действовавшей с 01.01.2012 (часть 3 статьи 43 Закона № 416-ФЗ), объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежали отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.

С 04.08.2013 указанной нормой (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 244-ФЗ) запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, согласно действующей в настоящее время норме отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Таким образом, названные объекты ограничены в обороте, за ними сохранен правовой режим объектов гражданских прав, изъятых из оборота.

Любые сделки, совершенные в отношении такого имущества, должны соответствовать требованиям части 1 статьи 9 Закона № 416-ФЗ.

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры могут быть включены в конкурсную массу и отчуждены в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением.

Однако в силу того, что Закон № 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону о банкротстве, объекты коммунальной инфраструктуры, которые поименованы в Законе № 416-ФЗ (объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), не подлежат реализации в порядке, установленном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененные правом хозяйственного ведения.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества (пункт 1 статьи 132 Закона о банкротстве).

Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего

Таким образом, имущество, составляющее централизованную систему водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области, закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Кировского района», является изъятым из оборота, в связи с чем не может быть включено в конкурсную массу МУП «Водоканал Кировского района».

Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, согласно которому отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, действия конкурсного управляющего и администрации Кировского муниципального района Ленинградской области по возвращению в муниципальную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, не обремененных правом хозяйственного ведения МУП «Водоканал Кировского района», произведены в установленном законом порядке и не могут быть признаны недействительной сделкой.

Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для  его отмены в соответствии со статьей 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 223, -272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021 по обособленному спору № А56-125327/2018 /сд.1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий

Е.А. Герасимова

Судьи

Д.В. Бурденков

 Н.А. Морозова