ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-126323/2022 от 21.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 августа 2023 года

Дело №А56-126323/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Масенковой И.В.

судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зотовой А.И.

при участии:

от истца (заявителя): ФИО1 по доверенности от 06.06.2022

от ответчика (должника): ФИО2 по доверенности от 29.12.2022

от 3-го лица: ФИО2 по доверенности от 27.12.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15320/2023) администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2023 по делу № А56-126323/2022 (судья Варенникова А.О.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Житково»

заинтересованное лицо: администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

заинтересованное лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Житково» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказ Администрации от 05.10.2022 года № 03-8902 в предоставлении в собственность Общества за плату земельных участков с кадастровыми номерами: 47:01:1122001:1987; 47:01:1122001:1989; 47:01:1122001:1993; 47:01:1122001:1992; 47:01:1122001:1991; 47:01:1122001:1990; 47:01:1122001:1994; 47:01:1122001:1995; 47:01:1122001:2046; 47:01:1122001:2044; 47:01:1122001:2055; 47:01:1122001:2045; 47:01:1122001:2042; 47:01:1122001:2023; 47:01:1122001:2025; 47:01:1122001:2024; 47:01:1122001:2020; 47:01:1122001:2017; 47:01:1122001:1996; 47:01:1122001:1997; 47:01:1122001:1998; 47:01:1122001:1999; 47:01:1122001:2000; 47:01:1122001:2003; 47:01:1122001:2004; 47:01:1122001:2005; 47:01:1122001:2045; 47:01:1122001:2048; 47:01:1122001:2054; 47:01:1122001:2040; 47:01:1122001:2031; 47:01:1122001:2029; 47:01:1122001:2021; 47:01:1122001:2018; 47:01:1122001:2022; 47:01:1122001:2015; 47:01:1122001:2006; 47:01:1122001:2007; 47:01:1122001:2008; 47:01:1122001:2009; 47:01:1122001:2010; 47:01:1122001:2011; 47:01:1122001:2014; 47:01:1122001:2047; 47:01:1122001:2049; 47:01:1122001:2051; 47:01:1122001:2052; 47:01:1122001:2043; 47:01:1122001:2028; 47:01:1122001:2027; 47:01:1122001:2019; 47:01:1122001:2023; 47:01:1122001:2016 и обязании Администрацию устранить допущенное нарушение прав путем подготовки проектов договоров купли-продажи земельных участков.

К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации (далее – Комитет).

Решением суда от 24.03.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой она просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемый Обществом отказ принят не Администрацией, а Комитетом, в силу чего вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, предъявленных Обществом к Администрации считает неправомерным. Полагает, что отказ Комитета является законным, поскольку никакие документы, подтверждающие ведение Обществом хозяйственной деятельности, в приложение к заявлению в Комитет не подавались, а спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Представленные в материалы дела копии договоров с Главой КФХ ФИО3 не являются надлежащим доказательством ведения Обществом сельхоздеятельности.

От Общества в материалы дела поступил отзыв, в котором оно доводы апелляционной жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.

Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 02.03.1993 № 698 совхоз «Житково» перерегистрирован в Акционерное общество закрытого типа «Житково» (Общество).

Постановлением главы Администрации Выборгского района Ленинградской области № 3327 от 09.12.1992 подтверждено право постоянного (бессрочного) пользования землей с выдачей свидетельств на право пользования землей для сельскохозяйственного использования.

На основании указанного постановления право предшественнику Общества – государственному предприятию «Житково» выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей № 812 от 25.12.1992 площадью 5660 га.

Постановлением Администрации от 09.12.2020 № 4571 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 13 005 кв.м, 17 051 кв.м, 203 088 кв.м, 65 402 кв.м, 13 724 кв.м, 16 714 кв.м, 12 244 кв.м, 11 844 кв.м, 24 676 кв.м, 17 031 кв.м, 33 357 кв.м, 18 627 кв.м, 31 047 кв.м, 98 841 кв.м, 37 017 кв.м (ТЖ-2), 16 755 кв.м, 43 624 кв.м, 38 170 кв.м, 33 081 кв.м, 22 733 кв.м, 21 621 кв.м, 24 229 кв.м, 10 107 кв.м, 23 840 кв.м, 10 226 кв.м, 14 193 кв.м, 19 658 кв.м, 16 095 кв.м, 12 484 кв.м, 12 875 кв.м, 15 261 кв.м, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421 площадью 17 714 020 кв.м, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Гончаровское сельское поселение», АОЗТ «Житково» (правопредшественник Общества) (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.

АОЗТ «Житково» предписано обеспечить выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ для целей образования земельных участков и обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете.

Общество осуществило постановку на кадастровый учет земельных участков постоянного (бессрочного) пользования 47:01:1122001:1987; 47:01:1122001:1989; 47:01:1122001:1993; 47:01:1122001:1992; 47:01:1122001:1991; 47:01:1122001:1990; 47:01:1122001:1994; 47:01:1122001:1995; 47:01:1122001:2046; 47:01:1122001:2044; 47:01:1122001:2055; 47:01:1122001:2045; 47:01:1122001:2042; 47:01:1122001:2023; 47:01:1122001:2025; 47:01:1122001:2024; 47:01:1122001:2020; 47:01:1122001:2017; 47:01:1122001:1996; 47:01:1122001:1997; 47:01:1122001:1998; 47:01:1122001:1999; 47:01:1122001:2000; 47:01:1122001:2003; 47:01:1122001:2004; 47:01:1122001:2005; 47:01:1122001:2045; 47:01:1122001:2048; 47:01:1122001:2054; 47:01:1122001:2040; 47:01:1122001:2031; 47:01:1122001:2029; 47:01:1122001:2021; 47:01:1122001:2018; 47:01:1122001:2022; 47:01:1122001:2015; 47:01:1122001:2006; 47:01:1122001:2007; 47:01:1122001:2008; 47:01:1122001:2009; 47:01:1122001:2010; 47:01:1122001:2011; 47:01:1122001:2014; 47:01:1122001:2047; 47:01:1122001:2049; 47:01:1122001:2051; 47:01:1122001:2052; 47:01:1122001:2043; 47:01:1122001:2028; 47:01:1122001:2027; 47:01:1122001:2019; 47:01:1122001:2023; 47:01:1122001:2016 и в дальнейшем обратилось в Администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности указанных земельных участков.

Письмом от 05.10.2022 года № 03-8902 Администрация сообщила об отказе в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя, ссылаясь на то, что у заявителя отсутствует право постоянного (бессрочного) пользования вновь образованными земельными участками в связи с отсутствием в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним таких сведений, и на отсутствие доказательств ведения сельскохозяйственной деятельности на испрашиваемых земельных участках.

Иных оснований в предоставлении в собственность земельных участков отказ Администрации не содержит.

Не согласившись с отказом Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

В п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ указано, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.

Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Отказывая Обществу в предоставлении в собственность за плату спорных земельных участков Комитет сослался на то, что у заявителя отсутствует право постоянного (бессрочного) пользования вновь образованными земельными участками в связи с отсутствием в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним таких сведений, и на отсутствие доказательств ведения сельскохозяйственной деятельности на испрашиваемых земельных участках.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об ошибочности такой позиции.

В качестве документов, обосновывающих право на выкуп земельных участков, Общество к заявлению приложило: постановление главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 04.12.1992 № 3327 (далее - постановление от 04.12.1992), подтверждающее право постоянного (бессрочного) пользования землей сельскохозяйственными предприятиями до их перерегистрации; постановление главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 02.03.1993 № 698 «О перерегистрации совхоза «Житково» в акционерное общество закрытого типа «Житково»; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования; выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных испрашиваемых земельных участков, лист записи ЕГРЮЛ.

В силу п. 9 ст. 3 Закона № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следовательно, представленные Обществом документы, подтверждают наличие у него права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков.

Спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и были предоставлены Обществу для использования в сельскохозяйственных целях.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, ЗК РФ и иными федеральными законами.

Согласно п. 7 ст. 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом № 137-ФЗ.

Таким образом, право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.

Доказывая факт использования участков в сельскохозяйственных целях, Общество представило в суд первой инстанции договоры подряда от 03.05.2017 № 3, № 2 от 19.08.2016, № 1 от 29.04.2016, от 29.04.2019 № 29/04/2019, № 4 от 29.05.2018, заключенные с главой Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в отношении спорных земельных участков, из которых следует, что последний оказывал Обществу различные сельскохозяйственные услуги, связанные с заготовкой сена, посевом семян, рекультивацией земель.

Работы по указанным договорам выполнены ФИО3 в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ, товарными накладными и оплачена Обществом, согласно представленным в материалы дела платежным поручениям.

Кроме того, в летний период ФИО3 на спорных земельных участках выполняются работы по рекультивации (восстановлению) земель, состоящие в основном из выкорчевки спиливанием древесно-кустарниковой растительности, что следует из его письма от 06.02.2023.

При этом сельскохозяйственное использование подразумевает под собой не только производство сельскохозяйственной продукции, но и иные виды сельскохозяйственной деятельности, такие как заготовку сена, посев семян и рекультивацию земель.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом доказано, что оно относится к сельскохозяйственной организации, в связи с чем оно имеет право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности в отношении спорных земельных участков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа Обществу в предоставлении в собственность спорных земельных участков, в связи с чем заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит обоснованной позицию подателя жалобы относительно того обстоятельства, что фактически оспариваемое решение было принято не Администрацией, а Комитетом, в силу чего признанию незаконным подлежал отказ Комитета.

При этом, поскольку Комитет привлечен к рассмотрению настоящего дела в качестве второго заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции полагает возможным изменить обжалуемый судебный акт путем внесения изменений в резолютивную часть и указать на признание незаконным отказа Комитета, а также на обязание совершить действия Комитет.

При этом указанный довод апелляционной жалобы не влияет на законность судебного акта по существу заявленных требований.

Иные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции признает несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.

Как было указано ранее, в силу пп.7 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п.2 ст.39.9 настоящего Кодекса.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень), согласно п. 7 которого к заявлению о приобретении прав на земельный участок в зависимости от основания предоставления земельного участка прилагается один из следующих документов, предусматривающих осуществление соответствующей деятельности, либо его часть:

- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН;

- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);

- выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

При этом документы, удостоверяющие факт ведения сельскохозяйственной деятельности на земельном участке, в вышеуказанном перечне не поименованы, в силу чего их непредставление не могло являться основание для отказа. Вопреки позиции заинтересованного лица доказывание факта ведения организацией сельскохозяйственной деятельности не требуется.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки позиции подателя жалобы Обществом в материалы дела представлены доказательства использования участков в сельскохозяйственных целях. Заинтересованными лицами представленные доказательства не оспорены, опровергающие доказательства не представлены.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Учитывая вышеуказанное суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2023 по делу № А56-126323/2022 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 05 октября 2022 года №03-8902 в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Житково» в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами: 47:01:1122001:1987; 47:01:1122001:1989; 47:01:1122001:1993; 47:01:1122001:1992; 47:01:1122001:1991; 47:01:1122001:1990; 47:01:1122001:1994; 47:01:1122001:1995; 47:01:1122001:2046; 47:01:1122001:2044; 47:01:1122001:2055; 47:01:1122001:2045; 47:01:1122001:2042; 47:01:1122001:2023; 47:01:1122001:2025; 47:01:1122001:2024; 47:01:1122001:2020; 47:01:1122001:2017; 47:01:1122001:1996; 47:01:1122001:1997; 47:01:1122001:1998; 47:01:1122001:1999; 47:01:1122001:2000; 47:01:1122001:2003; 47:01:1122001:2004; 47:01:1122001:2005; 47:01:1122001:2045; 47:01:1122001:2048; 47:01:1122001:2054; 47:01:1122001:2040; 47:01:1122001:2031; 47:01:1122001:2029; 47:01:1122001:2021; 47:01:1122001:2018; 47:01:1122001:2022; 47:01:1122001:2015; 47:01:1122001:2006; 47:01:1122001:2007; 47:01:1122001:2008; 47:01:1122001:2009; 47:01:1122001:2010; 47:01:1122001:2011; 47:01:1122001:2014; 47:01:1122001:2047; 47:01:1122001:2049; 47:01:1122001:2051; 47:01:1122001:2052; 47:01:1122001:2043; 47:01:1122001:2028; 47:01:1122001:2027; 47:01:1122001:2019; 47:01:1122001:2023; 47:01:1122001:2016.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области устранить допущенное нарушение прав заявителя, а именно: подготовить проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков и направить их заявителю в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в пользу ООО «Житково» 6 000 руб. пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Масенкова

Судьи

В.А. Семиглазов

В.Б. Слобожанина