АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 февраля 2024 года
Дело №
А56-128308/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н, судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Партнер-СВ» представителя ФИО1 (доверенность от 12.04.2023), от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области представителя ФИО2 (доверенность от 04.12.2023),
рассмотрев 01.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партнер-СВ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2023 по делу № А56-128308/2023,
у с т а н о в и л:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Партнер-СВ» (далее – ООО «Партнер-СВ», Общество) о взыскании 742 838,10 руб. субсидии.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.10.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение судами фактических обстоятельств и неправильное применение ими норм материального права, просит решение и постановление отменить и направить спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, продажа спецтехники после завершения договора лизинга, с учетом длительного использования техники ответчиком, не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. Суды двух инстанций пришли к ошибочному выводу о нарушении Обществом обязательств, установленных соглашением от 31.05.2021, заключенным между Комитетом и ООО «Партнер-СВ». При этом суды не учли, что при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя движимой вещи – в момента передачи транспортного средства.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, на возмещение части затрат при приобретении коммунальной спецтехники и оборудования в лизинг (сублизинг) в рамках государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 30.05.2014 № 210 (далее – Порядок № 210), Комитетом на основании заключенного с
ООО «Партнер-СВ» соглашения от 31.05.2021 № 09-06880/2021 Обществу предоставлена субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга от 02.07.2020 № 2365728-ФЛ/СПБ-20 на приобретение коммунальной спецтехники – погрузчика JCB 406 Т4 в размере 742 838,10 руб. Субсидия в указанном размере перечислена Обществу платежным поручением от 09.06.2021 № 525807.
В соответствии с пунктом 3.3 соглашения одним из условий предоставления субсидии является то, что за счет субсидии возмещаются расходы юридического лица, определенные в соответствии с пунктом 1.4 Порядка № 210.
Согласно пункту 1.4 Порядка № 210 целью предоставления субсидий является обновление коммунальной спецтехники путем возмещения лизингополучателям (сублизингополучателям) части затрат, связанных с уплатой лизингополучателем (сублизингополучателем) первого взноса по договорам лизинга (сублизинга) в целях реализации государственной программы.
Согласно Приложению № 1 к соглашению, пункту 3.6 Порядка № 210 результатом предоставления субсидии является обновление коммунальной спецтехники и оборудования, показателем результата предоставления субсидии является количество коммунальной спецтехники, приобретенной по договорам лизинга (сублизинга) юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидии Комитет установил отсутствие единицы коммунальной спецтехники – погрузчика JCB 406 Т4 с дополнительным оборудованием (щетка, отвал, пылесос), VIN <***>, 2019 год выпуска, приобретенного с использованием субсидии на основании соглашения. Указанная единица спецтехники передана муниципальному предприятию «Приозерское районное агентство услуг» (далее – МП «ПРАУ») в соответствии с договором купли-продажи единицы специальной техники с дополнительным оборудованием и рассрочкой платежа от 04.08.2021 и актом приема-передачи от 28.01.2022.
По результатам проверки Комитет пришел к выводу о том, что цели и результаты предоставления субсидии по соглашению не достигнуты, обновление спецтехники организации в сфере жилищно-коммунальных услуг не произведено. В связи с нарушением Обществом условий предоставления субсидии, предусмотренных соглашением, в части достижения целей предоставления субсидии, Комитет направил в адрес ООО «Партнер-СВ» письмо от 16.08.2022 № ис-4471/2022 с требованием о возврате полученной суммы субсидии.
Поскольку субсидия Обществом не возвращена, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В данном случае в соответствии с требованиями Порядка № 210 и на основании соглашения от 31.05.2021 № 09-06880/2021 Обществу предоставлена субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга от 02.07.2020 № 2365728-ФЛ/СПБ-20 на приобретение коммунальной спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4, в размере 742 838,10 руб.
Согласно пункту 1.4 Порядка № 210 целью предоставления субсидий является обновление коммунальной спецтехники путем возмещения лизингополучателям (сублизингополучателям) части затрат, связанных с уплатой лизингополучателем (сублизингополучателем) первого взноса по договорам лизинга (сублизинга) в целях реализации государственной программы.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка № 210 результатом предоставления субсидии является обновление коммунальной спецтехники.
Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество коммунальной спецтехники, приобретенной по договорам лизинга (сублизинга) юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Значения результата предоставления субсидии, показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии.
Согласно Приложению № 1 к соглашению результатом предоставления субсидии является обновление коммунальной спецтехники и оборудования, показателем результата предоставления субсидии является количество коммунальной спецтехники, приобретенной по договорам лизинга (сублизинга) юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (в рассматриваемом случае 1 единица).
В случае выявления по итогам проверок, проведенных Комитетом и (или) органом государственного финансового контроля Ленинградской области, фактов нарушения лизингополучателем (сублизингополучателем) порядка и условий предоставления субсидии, а также недостижения значений результата предоставления субсидии, показателя результата предоставления субсидии средства субсидии подлежат возврату в доход областного бюджет (пункт 5.3 Порядка № 210).
В ходе проверки Комитетом установлено отсутствие единицы коммунальной спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4 приобретенного Обществом с использованием субсидии.
Суды установили, что между АО «ЛК «Европлан» (лизингодатель) и
ООО «Партнер-СВ» (лизингополучатель) был заключен договор лизинга от 02.07.2020
№ 2365728-ФЛ/СПБ-20 предметом которого явился погрузчик JCB 406 Т4 с дополнительным оборудованием (щетка, отвал). Согласно графику платежей по договору лизинга от 02.07.2020 последняя дата выплаты лизинговых платежей 26.12.2021.
В соответствии с пунктом 6.1 договора лизинга от 02.07.2020 по окончании срока лизинга право собственности на предмет лизинга передается лизингодателем лизингополучателю путем заключения и исполнения отдельного договора купли-продажи имущества.
Вместе с тем до окончания договора лизинга и после получения 09.06.2021 субсидии Общество (продавец) заключило с МП «ПРАУ» (покупатель) договор от 04.08.2021 купли-продажи единицы специальной техники с дополнительным оборудованием и рассрочкой платежа, предметом которого являлся спорный погрузчик JCB 406 Т4. Согласно договору купли-продажи от 04.08.2021 право собственности на единицу техники переходит к покупателю с момента передачи ему указанной техники продавцом; до момента оплаты покупателем товара единица специальной техники находится в залоге у продавца.
Затем 24.01.2022 между АО «ЛК «Европлан» (продавец) и ООО «Партнер-СВ» (покупатель) заключен договор № 2354728-ПР/СПБ-22, предметом которого явилась купля-продажа бывшей в употреблении самоходной машины погрузчика JCB 406 Т4, который ранее выступал предметом договора лизинга от 02.07.2020. В этот же день составлен акт от 24.01.2022 № СПБ0000167 о приеме-передаче погрузчика от
АО «ЛК «Европлан» к Обществу. Согласно отметкам в ПТС RU TK 191740 погрузчик JCB 406 Т4 зарегистрирован за ООО «Партнер-СВ» 24.01.2022.
При этом 28.01.2022 погрузчик JCB 406 Т4 выбыл собственности Общества и передан МП «ПРАУ» на основании акта приема-передачи от 28.01.2022 к договору купли-продажи от 04.08.2021.
Таким образом, как правильно заключили суды, договор купли-продажи от 04.08.2021 в отношении погрузчика JCB 406 Т4, на приобретение которого Обществом получена субсидия, заключен ООО «Партнер-СВ» до перехода к нему права собственности от лизингодателя АО «ЛК «Европлан» и менее, чем через два месяца после получения субсидии (09.06.2021). Соответственно, решение о продаже погрузчика JCB 406 Т4, приобретенного за счет средств субсидии, принято ответчиком менее чем через два месяца после получения субсидии.
Право собственности на погрузчик JCB 406 Т4 возникло у Общества только 24.01.2022, после заключения договора от 24.01.2022 № 2354728-ПР/СПБ-22. И уже спустя 4 дня (28.01.2022) сторонами договора купли-продажи от 04.08.2021 документально оформлена передача спорного погрузчика МП «ПРАУ» (акт от 28.01.2022 № 35)
Суды также установили, что несмотря на оформление акта от 28.01.2022 № 35 только после приобретения спорного погрузчика в собственность Общества, согласно отметкам ПТС RU TK 191740 собственником погрузчика JCB 406 Т4 с 04.08.2021 было указано МП «ПРАУ».
Установив данные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае цели государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» и подпрограммы «Поддержка преобразований в жилищно-коммунальной сфере на территории Ленинградской области для обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества», в рамках которых ООО «Партнер-СВ» предоставлена субсидия, не достигнуты. Надежность и эффективность функционирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области, а также доступность услуг жилищно-коммунального хозяйства для конечного потребителя не обеспечены.
Результат предоставления субсидии также не достигнут, поскольку обновление спецтехники организации в сфере жилищно-коммунальных услуг фактически не произведено, спорный погрузчик передан получателем субсидии иному лицу через четыре дня после поступления спецтехники в собственность Общества.
Как верно посчитали суды, цели государственной программы, подпрограммы, и цели предоставления субсидии не предполагают продажу спецтехники через четыре дня после передачи в собственность получателя субсидии и через семь месяцев после предоставления субсидии.
Ссылки Общества на то, что согласно акту приема-передачи объекта основных средств от 16.07.2020 № СПБ0001586 погрузчик JCB 406 Т4 принят к бухгалтерскому учету 16.07.2020, данный вывод судов не опровергают.
На основании изложенного и с учетом положений пункта 5.3 Порядка № 210 судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования Комитета о взыскании с Общества полученной субсидии в размере 742 838,10 руб.
Иная оценка ответчиком обстоятельств приобретения Обществом погрузчика и его передачи МП «ПРАУ» о неправильном применении судам пунктов 3.6 и 5.3 Порядка
№ 210 не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы судов.
Суды объективно исследовали представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2023 по делу № А56-128308/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партнер-СВ» – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Александрова
Судьи
Ю.А. Родин
Е.И. Трощенко