ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 сентября 2023 года
Дело №А56-129265/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 13.04.2022
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17683/2023) Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2023 по делу №А56-129265/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Профснабкомплект»
об оспаривании решения от 21.09.2022 № КД/1232/22
установил:
Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление, Ленинградское УФАС) от 21.09.2022 по делу №КД/1232/22 в части нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Профснабкомплект» (далее – Общество).
Решением суда от 12.04.2023 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 12.04.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что требования пункта 13.2.1 Документации о закупке установлены в соответствии с пунктом 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ; при этом Обществом в нарушение положений пункта 13.2.1 Документации о закупке и пункта 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ не были представлены документы с предложением о цене договора в разрезе стоимостных показателей товаров, либо в случае их отсутствия, гарантийные письма производителя или иные документы, подтверждающие фактическую возможность поставить товар по цене, указанной участником в заявке, во избежание возможного неисполнения договорных обязательств, связанных с невозможностью победителем закупки обеспечить исполнение договора по заявленным стоимостным показателям.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и Общество извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.07.2022 ГУП «ТЭК СПб» в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 32211582543 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку спецодежды и спецобуви; организатором торгов выступало Учреждение.
Закупка проводилась в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупах товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ТЭК СПб» (в редакции от 20.07.2022 №497), а также Документацией о закупке.
Согласно протоколу заседания Комиссии по осуществлению закупок для нужд ГУП «ТЭК СПб» по подведению итогов конкурса в электронной форме от 29.08.2022 заявка Общества была отклонена на основании пункта 13, пункта 13.2.1 Документации о закупке, поскольку участник не предоставил расчёт предлагаемой цены договора (цены единичных расценок), а также гарантийное письмо от производителя или иной документ, подтверждающий возможность поставить товар по цене, указанной в заявке.
Общество обратилось в Ленинградское УФАС с жалобой на действия Заказчика (ГУП «ТЭК СПб») при организации и проведении закупки, в которой Общество ссылалось на неправомерное отклонение его заявки на участие в конкурсе.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Ленинградским УФАС было вынесено решение от 21.09.2022 № КД/1232/22, которым признана обоснованной жалоба Общества, в действиях Учреждения (Организатора торгов) признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением Ленинградского УФАС от 21.09.2022 № КД/1232/22 в части признания действий Учреждения нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3, статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда от 12.04.2023 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ определен закрытый перечень информации и документов, которые заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке.
В силу части 19.4 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявка Общества отклонена на основании пункта 13, пункта 13.2.1 Документации о закупке.
Раздел 13 Документации о закупке определяет порядок отклонения заявок.
Так согласно пункту 13.1 Документации о закупке Комиссия вправе отклонить заявку на участие в конкурсе в том числе в случае, если предложенная в заявке цена договора (цена ед. расценок) снижена на двадцать или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора (цене ед. расценок), указанной в извещении о проведении конкурса, и в составе заявки отсутствуют расчет предлагаемой цены договора (цены ед. расценок), ее обоснование либо документы, предусмотренные пунктом 13.2 настоящей Документации.
Согласно пункту 13.2.1 Документации о закупке при представлении заявки на участие в конкурсе, содержащей предложение о цене договора (цене ед. расценок) на двадцать или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (цены ед. расценок), указанной в извещении о проведении конкурса, участник в составе такой заявки обязан представить:
- при закупке на поставку товаров - расчет предлагаемой цены договора (цены ед. расценок), а также гарантийное письмо от производителя или иной документ, подтверждающий возможность поставить товар по цене, указанной в заявке.
Вместе с тем, представление в составе заявки документов, указанных в пункте 13.2.1 Документации о закупке не предусмотрено частью 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, которой определен закрытый перечень информации и документов, которые заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке.
Ссылки подателя жалобы на то, что требования пункта 13.2.1 Документации о закупке установлены в соответствии с пунктом 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Пунктом 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено представление участником предложения о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.
В данном случае соответствующее требование о представлении ценового предложения по форме 11 Документации о закупке установлено в пункте 8.1 Документации о закупке, что не противоречит пункту 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ
При этом пунктом 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ не предусмотрена возможность требовать от участника закупки какого либо иного дополнительного расчета цены договора, и тем более представления гарантийных писем от производителя или иных документом, подтверждающих возможность поставить товар по цене, указанной в заявке.
При таких обстоятельствах отклонение заявки Общества на основании установленных в Документации о закупке дополнительных излишних требований (пункт 13.2.1), которые не предусмотрены частью 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ не могут быть признаны правомерными, в связи с чем Управление обоснованно признало в действиях Учреждения (Организатора закупки) нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 и статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 12.04.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 апреля 2023 года по делу № А56-129265/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
О.В. Фуркало