ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-12926/02 от 17.03.2004 АС Северо-Западного округа

17 марта 2004 года                                                               Дело № А56-12926/02

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Рудницкого Г.М.,

при участии прокурора  Раздобреевой Н.Г., от Министерства финансов Российской Федерации Усольцевой Т.А. (доверенность от 20.01.2004), Кучаева С.А. (доверенность от 10.12.2003), Терехова А.В. (доверенность от 13.11.2003), от ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Харитоненко К.А. (доверенность от 02.06.2003), Истоминой Е.А. (доверенность от 02.06.2003) Смирнихина А.Г. (доверенность от 03.03.2003),

            рассмотрев 11.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу   Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29.09.2003 (судья Кузнецов М.В.) и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2003 (судьи  Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-12926/02,

                                                                          у с т а н о в и л :

            Заместитель прокурора Санкт-Петербурга в защиту государственных и общественных интересов и в интересах Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с иском к открытому акционерному обществу «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее – ОАО «СЗ «Северная верфь») о взыскании в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 182 620 000 руб.

            К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны).

            До вынесения решения по делу заместитель прокурора Санкт-Петербурга увеличил размер исковых требований до 603 900 000 условных единиц в рублевом эквиваленте (одна условная единица равна 1 доллару США по ставке Центрального банка Российской Федерации на день оплаты).

            Решением от 08.07.2002 с ОАО «СЗ «Северная верфь» в доход федерального бюджета взыскано 19 304 928 000 руб. задолженности.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2002 решение от 08.07.2002 отменено. С ОАО «СЗ «Северная верфь» в доход федерального бюджета взыскано 182 620 000 руб. задолженности.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2003 решение от 08.07.2002 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2002 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное предприятие «Государственная компания «Росвооружение», замененное согласно определению суда от 21.07.2003 на его правопреемника – федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» (далее – ФГУП «Рособоронэкспорт»).

Решением от 29.09.2003 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2003  решение оставлено без изменения.

 В кассационной жалобе Минфин просит решение от 29.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2003 отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу  ОАО «СЗ Северная верфь» просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

В судебном заседании представители Минфина и прокурор поддержали кассационную жалобу.

Представители ОАО «СЗ «Северная верфь» против удовлетворения жалобы возражали.

Минобороны и ФГУП «Рособоронэкспорт»  надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили. 

            Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился с настоящим иском в суд (с учетом уточнения исковых требований) о взыскании с ответчика 603 900 000 условных единиц в рублевом эквиваленте - стоимости построенных эскадренных миноносцев. По мнению прокурора, ответчиком нарушены обязательства по договору комиссии от 10.03.1998 № РВ/515612031071-810281 между Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная компания «Росвооружение» (комиссионером) и ОАО «СЗ «Северная верфь» (комитентом), поскольку в федеральный бюджет не возмещены денежные средства, израсходованные на строительство кораблей. По условиям названного договора (пункт 2.2.19) после завершения поставки заказов инозаказчику и подведения финансовых итогов выполнения обязательств комитента по данному договору, связанных с поставкой заказов, ОАО «СЗ «Северная верфь» обязуется возместить расходы федерального бюджета в размере и порядке, определенных Правительством Российской Федерации, согласно пунктам 4, 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 №1054-рс.

            Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с государственным оборонным заказом Главное управление кораблестроения ВМФ Министерства обороны СССР и Ленинградское государственное предприятие судостроительный завод «Северная верфь» заключили договоры от 13.02.1987 № 215-А/288-87 и от 21.11.1988              № 208-А/300-88 на строительство двух эскадренных миноносцев (заводские номера 878 и 879).

            В процессе приватизации государственное предприятие судостроительный завод «Северная верфь» было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Северная верфь», далее – АООТ «Северная верфь» (т. 2, л.д. 165 - 178).

            Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.1995 по делу № 1240/95/25 удовлетворены исковые требования акционерного общества открытого типа «Брянский машиностроительный завод» о взыскании с АООТ «Северная верфь» 7 118 026 313 рублей (неденоминированных). В целях исполнения данного решения судебным исполнителем Кировского федерального суда Санкт-Петербурга были составлены акты описи и ареста имущества АООТ «Северная верфь», а 10.04.1997 АООТ «Северная верфь» и АООТ «Судостроительный завод «Северной верфи» под контролем судебного исполнителя заключили договор № 412/29-287 купли-продажи объектов незавершенного производства в виде двух недостроенных кораблей проекта 956 (заводские номера 878 и 879) со всем комплектующим оборудованием. По условиям договора покупатель перечислил должнику (АООТ «Северная верфь») 3 110 310 000 рублей (неденоминированных).

Указанный договор купли-продажи в установленном законом порядке не оспорен, требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в судебном порядке не заявлены. На момент рассмотрения настоящего спора АООТ «Северная верфь» исключено из реестра юридических лиц в связи с ликвидацией.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 №1054-рс ОАО «СЗ «Северной верфи» переданы строящиеся эскадренные миноносцы проекта 956 (заводские номера 878 и 879) для достройки в экспортной комплектации (проект 956Э) и последующей поставки в КНР. Кроме того, Правительство Российской Федерации названным распоряжением поручило Минобороны с привлечением ОАО «СЗ «Северной верфи» по согласованию с Минфином и Государственной компанией «Росвооружение» в трехмесячный срок с даты подписания контракта  с Китайской Стороной определить размер средств, израсходованных на строительство миноносцев до момента передачи для достройки в экспортной комплектации, в том числе средств федерального бюджета, подготовить финансово-экономический расчет произведенных затрат и представить его в Минфин.

            Пунктом 5 названного распоряжения Минфину с привлечением Минобороны, Государственной компании «Росвооружение» и ОАО «СЗ «Северной верфи» после поставки миноносцев в КНР и подведения финансовых итогов поручено внести в Правительство Российской Федерации предложения о размере и порядке возмещения расходов федерального бюджета.

            В материалах дела имеется договор на постройку кораблей и судов               № 215-А/288-87-97 между АООТ «Северная верфь», АООТ «Судостроительный завод «Северной верфи» и войсковой частью 31270, заключенный на основании:

- договора от 13.02.1987 № 215-А/288-87 между АООТ «Северная верфь» и в/ч 31270 на строительство корабля проекта 956, заводской номер 878;

- реструктуризации АООТ «Северная верфь» с передачей основных производственных фондов АООТ «СЗ «Северной верфи»;

            - договора продажи имущества АООТ «Северная верфь» № 412/29-287.

По условиям этого договора АООТ «СЗ «Северной верфи» обязуется построить и сдать эскадренный миноносец (проект 956 заводской номер 878), строившийся по договору между АООТ «Северная верфь» и в/ч 31270 (т. 2, л.д. 120 – 125).

Аналогичный договор № 208-А/300-88-97 на постройку миноносца (проект  956 заводской номер 879) заключен между теми же сторонами (том 2, л.д. 126 – 131).

При таких обстоятельствах доводы прокурора и Минфина о том, что недостроенные корабли не были переданы ответчику, противоречат фактическим обстоятельствам дела. Более того, все последовавшие за продажей ответчику, в рамках исполнительного производства недостроенных кораблей, действия государственных органов власти, а также ФГУП «Рособоронэкспорт» и в/ч 31270 (издание распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.07.1997           № 1054-рс, заключение договора комиссии от 10.03.1998 № РВ/515612031071-810281, договоров на постройку кораблей и судов № 215-А/288-87-97 и № 208-А/300-88-97, выдача соответствующих лицензий и разрешений, военная приемка выполненных работ) свидетельствуют о юридическом и фактическом согласии государства на передачу недостроенных кораблей именно ответчику и поручение ему выполнять работы по достройке миноносцев.

В судебном заседании представители ответчика подтвердили, что все расчеты за постройку спорных кораблей произведены в соответствии с условиями договора комиссии от 10.03.1998 № РВ/515612031071-810281.

            Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 2.2.19 договора комиссии от 10.03.1998 № РВ/515612031071-810281 не может служить основанием для удовлетворения исковых требований прокурора. По условиям названного пункта договора комитент (ОАО «СЗ «Северная верфь») берет на себя обязательство возместить расходы федерального бюджета в размере и порядке, определенных Правительством Российской Федерации согласно пунктам 4 и 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 №1054-рс. Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что пункты 4 и 5 данного распоряжения Правительства Российской Федерации не исполнены, поскольку с Минфином не согласован размер средств, израсходованных на строительство эскадренных миноносцев, а также отсутствуют предложения Минфина о размере и порядке возмещения расходов федерального бюджета.

            Кроме того, в соответствии с протоколом согласования размера средств федерального бюджета, израсходованных на строительство заказов проекта 956 (заводские номера 878, 879), АООТ «Северная верфь» израсходовало средства федерального бюджета на строительство указанных заказов в размере 182 614 928,03 руб. (т. 1, л.д. 143 – 146). При этом согласно актам сверки размера средств, израсходованных на строительство заказа проекта 956 от 29.09.2000 (т. 1, л.д. 12, 13, 147, 148) при достройке заказа проекта 956 для поставки его в экспортном исполнении в КНР перечислений бюджетных средств в пользу ОАО «СЗ «Северной верфи» не производилось.

            Поскольку предметом договора купли-продажи имущества АООТ «Северная верфь» № 412/29-287 являлись именно корпуса эсминцев, а не имущественный комплекс, включающий в себя права требования и долги (статья 132 Гражданского кодекса Российской Федерации), то к ОАО «СЗ «Северной верфи» не перешла обязанность по возмещению расходов федерального бюджета, произведенных АООТ «Северная верфь».

Кроме того, ОАО «СЗ «Северной верфи» согласно учредительным документам не является правопреемником АООТ «Северная верфь», а учреждено гражданами и зарегистрировано распоряжением главы администрации Кировского района мэрии Санкт-Петербурга от 14.04.1994 №356-р (т. 1, л.д. 80 – 131).

В то же время согласно справке от 07.08.2002 за период строительства двух эсминцев проекта 956 ответчик уплатил в бюджеты всех уровней налоги в размере  2 194 361 000 руб., в том числе от реализации данных заказов в КНР – 1 948 191 000 руб. (том 2, л.д. 50).

            В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном кодексе.

            В связи с тем, что обязанность ОАО «СЗ «Севераня верфь» по возмещению расходов из федерального бюджета обусловлена условиями, которые не выполнены истцом, суды правильно применили нормы материального права и пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

            При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба Минфина – без удовлетворения.

            Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                            п о с т а н о в и л :

            решение от 29.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области по делу № А56-12926/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3

2.10.1.13