ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 августа 2023 года
Дело №А56-129361/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 28.12.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22530/2023) Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 по делу № А56-129361/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Заслон-Инжиниринг"
об оспаривании решения и предписания,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФАС) об оспаривании решения и предписания от 21.09.2022 по жалобе № Т02-470/22.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Заслон-Инжиниринг".
Решением суда от 16.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда отменить, ссылаясь, что от характеристик опалубки, в том числе указанных заявителем в Техническом задании в отношении параметров влажность, грибные ядровые пятна, отклонение по толщине и т.д., зависят прочность опалубки и точность ее монтажа для проведения последующих бетонных работ с надлежащим качеством. Более того, опалубка не перерабатывается и не потребляется в процессе выполнения работ. По своему функциональному назначению она является специальным приспособлением (инструментом). Требование о наличии опалубки, отвечающим определенным требованиям, были адресованы всем участникам закупки. Участники закупки надлежащим образом информированы о предъявлении таких требований путем включения соответствующих условий в документацию о закупке.
Управление и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.08.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение №32211656660 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по модернизации сетей (водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации) с ремонтов полов цеха по ремонту трамваев по адресу: <...>, лит. «Я» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта: 19699372,62 руб.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Грэлектротранс» (далее Положение о закупках) в редакции от 20.07.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу, рассмотрев жалобу (от 07.09.2022 вх. №23088-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия организатора торгов – СПБ ГУП городского электрического транспорта, при организации и проведении аукциона в электронной форме по извещению №32211656660, вынесла решение по жалобе № Т02-470/22, которым жалоба ООО «Заслон-Инжиниринг» признана обоснованной, в действиях Организатора торгов признаны нарушения: п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное путем неправомерного установления в приложении № 1 к Техническому заданию описания предмета Закупки, содержащего избыточные требования в отношении используемого материала «Доски», не соответствующие предмету и целям проводимой процедуры Закупки.
Организатору торгов и его закупочной комиссии также выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Предприятие относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с часть 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Закона.
Частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 3.1 Документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание)
товаров (работ, услуг) в объеме и на условиях, предусмотренных
документацией. Не допускается указание в первой части заявки на участие в
конкурентной закупке сведений об участнике аукциона, сведений о ценовом
предложении участника. В случае содержания в первой части заявки сведений
об участнике, сведений о ценовом предложении участника, такая заявка
подлежит отклонению;
2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны
происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные
характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие
требованиям, установленным в техническом задании, иные документы и
сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в
электронной форме.
Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.
Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации.
Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
На основании п. 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ в объеме и на
условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);
2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны
происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные
характеристики товара (по рекомендуемой форме 1), соответствующие
требованиям, установленным в техническом задании.
Разделом 14 Документации предусмотрена форма представления сведений «Сведения по предлагаемым к поставке товарам» (далее — Форма №1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Пунктом 9 Информационной карты установлено, что объём и характеристики выполняемых работ определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.
Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ по модернизации сетей (водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации) с ремонтом полов цеха по ремонту трамваев по адресу: <...>, литера «Я» (далее — Техническое задание).
В соответствии с п. 2.1 Технического задания объект закупки: выполнение строительно-монтажных работ по модернизации сетей (водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации) с ремонтом полов цеха по ремонту трамваев по адресу: <...>, литера "Я" (далее ~ работы).
Согласно п. 2.2 Технического задания наименование, основные характеристики и объемы требуемых к выполнению работ: демонтажные, монтажные, отделочные, сантехнические работы должны быть выполнены в соответствии с сформированной рабочей документацией (ШИФР: 403/2020-ЭА-ОБ, 403/2020-ЭА-ПЗ, 403/2020-ЭА-АР, 403/2020-ЭА-КЖ, 403/2020-ЭА-ВК, 403/2020-ЭА-НВК), приложением № 1 к Техническому заданию и локальным сметным расчетом.
Приложением № 1 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ.
Позиции № 1 приложения № 1 к Техническому заданию соответствует товар «Доски», в отношении которого установлены в том числе следующие требования:
10. Наклон волокон - Должно быть допускается, не превышает 5%;
15. Грибные ядровые пятна - Должно быть не допускаются; допускаются общей площадью не более 10% от площади пиломатериала; допускаются общей площадью не более 20% от площади пиломатериала;
19. Влажность - Не превышает 22%;
22. Предельные отклонения по толщине - Рекомендуются ±2мм.
Управление пришло к выводу о том, чтоОрганизатором торгов в приложении № 1 к Техническому заданию установлены избыточные требования в отношении товара «Доски», используемого при выполнении работ, но являющегося расходным материалом, который не передается заказчику по результатам проведения работ, и не относится к предмету закупки.
Таким образом, требование о предоставлении конкретных значений характеристик используемого материала «Доски» в составе заявки на участие в Закупке является избыточным, не относится к описанию участниками выполняемых работ, а также не соответствует предмету и целям проводимой процедуры закупки.
Тем самым, описание предмета закупки, установленное в Документации, не соответствует условиям части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что описание предмета Закупки, установленное Организатором торгов в Документации, не соответствует условиям части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, а также не позволяет потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.
Исходя из изложенного, Управление и суд первой инстанции обоснованно признали в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в приложении №1 к Техническому заданию описания предмета закупки, содержащего избыточные требования в отношении используемого материала «Доски», не соответствующие предмету и целям проводимой процедуры Закупки. Следовательно, указанное является нарушением п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
При таких обстоятельствах, УФАС правомерно признало жалобу ООО "Заслон-Инжиниринг" обоснованной и предписало Организатору торгов совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры закупки, возврата заявок на участие в закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 по делу № А56-129361/2022 оставить без изменения. апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева