ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-130593/2022 от 07.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 февраля 2024 года

Дело №А56-130593/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 07.02.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40374/2023) общества с ограниченной ответственностью «Гранд Маркет» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 по делу № А56-130593/2022(судья Сайфуллина А.Г.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью «Гранд Маркет»

к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга

3-и лица: 1. Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга; 2. Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

о признании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Гранд Маркет» (далее - ООО «Гранд Маркет», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет):

- о признании незаконным отказ Комитета, оформленный Уведомлением от 21.09.2022 N 05-26-34370/22-0-0, в заключении с ООО «Гранд Маркет» договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном пунктом 11 раздела VI «Объекты, используемые для реализации печатной продукции. Павильоны, киоски» (Петроградский район, заявление в РГИС N 6168) части 2 «Прочие торговые объекты» Схемы размещения НТО, на земельном участке, находящимся в государственной собственности, по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 34, с кадастровым номером 78:07:0003083:1004, площадью 5 кв. м;

- об обязании Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Гранд Маркет» путем принятия в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда, решения о заключении с ООО «Гранд Маркет» договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном пунктом 11 раздела VI «Объекты, используемые для реализации печатной продукции. Павильоны, киоски» (Петроградский район, заявление в РГИС N 6168) части 2 «Прочие торговые объекты» Схемы размещения НТО, на земельном участке, находящимся в государственной собственности, по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 34, с кадастровым номером 78:07:0003083:1004, площадью 5 кв. м, сроком на 5 лет.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Решением от 05.10.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявления отказал.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что место для размещения НТО, указанное Обществом в заявке, включено в Схему размещения НТО. Доказательств того, что Участок исключён из Схемы, предоставлен гражданам или юридическим лицам, либо на нём предполагается размещение НТО, обеспечивающее проведение ярмарок выходного дня и региональных ярмарок, суду Комитетом не представлено. Иных положений, которым должно соответствовать место размещения НТО, указанное в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, статья 1 Закона не содержит.

Таким образом, по мнению заявителя, место размещения НТО, указанное в Заявке ООО «Гранд Маркет», соответствует положениям статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 №165-27, а основания для отказа в заключении Договора, у Комитета отсутствовали.

Общество также указывает, что в обоснование обжалуемого решения суд ссылается на Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга от 24.04.2023 N 1868-р (ред. от 30.06.2023) «Об утверждении специальной программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации периодической печатной продукции в Санкт-Петербурге».

Такой случай заключения Договора на размещение НТО, предусмотрен Законом, между тем он вступил в силу, как и названное Распоряжение № 1868-р, только в июле 2023 года, тогда как отказ Заявителю в заключении Договора на размещение НТО был принят заинтересованным лицом 04.10.2022 г. и ссылок на такие обстоятельства содержать не мог.

По мнению Общества, указанный случай касается государственной поддержки субъектов МСП предоставлением не земельных участков, а оборудованного торгового места, подключенного к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенном Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр развития и поддержки предпринимательства» (далее - ГБУ ЦРПП) на земельном участке, включенном в схему размещения НТО

Заявитель не участвовал и не мог в тот период времени участвовать в такой программе, подавал заявку на заключение Договора в соответствии с действующим подпунктом 7 пункта 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга 08.04.2015 N 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов», поэтому Общество считает, что суд при вынесении Решения применил положения закона, не подлежащего применению в рассматриваемом случае.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Комитета доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «Гранд Маркет» обратилось с заявкой от 30.08.2022 N 50815551 о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, в месте, определенном пунктом 11 раздела VI «Объекты, используемые для реализации печатной продукции. Павильоны, киоски» (Петроградский район, заявление в РГИС N 6168) части 2 «Прочие торговые объекты» Схемы размещения НТО, на земельном участке, находящимся в государственной собственности, по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 34, с кадастровым номером 78:07:0003083:1004, площадью 5 кв. м.

Уведомлением от 21.09.2022 N 05-26-34370/22-0-0 Комитет отказал в заключении договора на размещение НТО в связи с наличием оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга N 165-27 от 08.04.2015 «О размещении нестационарных торговых объектов» (далее - Закон N 165-27).

В обоснование отказа Комитет указал, что Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации 20.07.2022 сформировано предложение об исключении участка из Схемы размещения НТО.

Полагая вышеуказанный отказ незаконным, ООО «Гранд Маркет» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, отказал в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статья 1 Закона N 165-27 предусматривает, что размещение НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Схема) и договором на размещение НТО.

Заявляя о незаконности отказа в удовлетворении требований Общества, изложенных в Уведомлении от 21.09.2022 N 05-26-34370/22-0-0, заявитель ссылается на его несоответствие положениям Закона N 165-27.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственностью на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» утвержден Порядок разработки и утверждения Схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).

Согласно Порядку, Схема размещения НТО состоит из двух частей: часть 1 «Торговые объекты, обеспечивающие проведение ярмарок», часть 2 «Прочие торговые объекты» (п. 1.2-1 - 1.2-1.2).

В соответствии с разделом 2 Порядка часть 2 Схемы размещения НТО «Прочие торговые объекты» разрабатывается Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга на основании предложений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о земельных участках, сбор которых осуществляют администрации районов Санкт-Петербурга, на территории которых расположены земельные участки (далее - администрации районов), посредством получения, размещения и анализа информации, сведений и пространственных данных, входящих в состав региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (далее - РГИС).

Согласно разделу 3 Порядка отраслевые органы, администрации районов осуществляют актуализацию информации и сведений о земельных участках и возможности размещения на них торговых объектов не реже одного раза в год после размещения в РГИС либо в течение 10 рабочих дней после вступления в силу правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, устанавливающих запрет или ограничение использования земельных участков для размещения торговых объектов, включенных в схему размещения, либо отменяющих (изменяющих) запреты или ограничения на включение в схему размещения земельных участков.

На основании предложений, обращений отраслевых органов, районных администраций Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга вносит изменения в схему по результатам рассмотрения данных актуализации на заседании коллегиального совещательного органа при Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

Размещение НТО осуществляется на земельных участках, включенных в схему размещения НТО, имеющих отметку в графе «Примечание» «для целей реализации Специальной программы» (Специальная программа - «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации периодической печатной продукции в Санкт-Петербурге» - утверждена распоряжением Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга от 24.04.2023 N 1868-р).

Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации 20.07.2022 в РГИС, по заявлению N 6168, сформировано предложение об исключении Участка из Схемы размещения НТО в связи с реализацией Пилотного проекта (Печатные НТО).

Таким образом, на дату рассмотрения заявки Общества от 30.08.2022 N 50815551 в Схеме размещения НТО, в графе «Примечания», спорный участок имел отметку «Для целей реализации Специальной программы», при этом Комитетом решение об исключении участка из Схемы размещения НТО не принято.

Обществом подано заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, в месте, определенном пунктом 21 раздела VI «Объекты, используемые для реализации печатной продукции».

Вместе с тем, основным видом деятельности Общества является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, код ОКВЭД 68,20, к числу дополнительных видов деятельности Общества относятся деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10), деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (код ОКВЭД 56.29), подача напитков (код ОКВЭД 56.30), деятельность агентств недвижимости (код ОКВЭД 68.31), управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.32) и пр.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что, если иное не установлено названным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 указанной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Общество, обращаясь с рассматриваемым заявлением, доказательства ведения такого вида деятельности как 47.62 Услуги по розничной торговле газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах либо аналогичной в материалы дела не представило.

Таким образом, суд не усматривает оснований полагать, что оспариваемым в рамках настоящего дела отказом Комитета в заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном пунктом 11 раздела VI «Объекты, используемые для реализации печатной продукции. Павильоны, киоски» были нарушены права и законные интересы истца в предпринимательской сфере, равно как и нет оснований полагать создание каких-либо препятствий указанным отказам в реализации Обществом хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано оставил заявленные требования без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаны судом несостоятельными.

По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 по делу № А56-130593/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

С.А. Нестеров

В.В. Черемошкина