ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 декабря 2023 года
Дело №А56-131204/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 29.11.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25175/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2023 по делу № А56-131204/2022, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез»
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании ненормативных правовых актов недействительными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации прав от 17.11.2022 № КУВД-001/2022-43133667/3; признании права собственности общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» на объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841-11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1», кадастровый номер 47:27:0000000:19858, площадь – 11106кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> соор. 3/78 – отсутствующим; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области снять с кадастрового учета объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841-11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1», кадастровый номер 47:27:0000000:19858, площадь – 11106кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> соор. 3/78; взыскании расходов на оплату госпошлины в размере 6 000 руб.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнения исковых требований, в которых заявитель просил признать ненормативный правовой акт (отказ заинтересованного лица от 17.11.2022) недействительным; обязать заинтересованное лицо снять с кадастрового учета объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841 -11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1», назначение - Сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, площадь - 11106 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> coop. 3/78, кадастровый номер 47:27:0000000:19858.
Решением от 06.06.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что спорный объект был учтен в качестве объекта недвижимости на основании технического плана, подготовленного на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией муниципального образования «Киришский муниципальный район» (далее – Администрация). Государственным регистратором были приняты меры по получению дополнительных документов и сведений в порядке части 20 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно в адрес Администрации, выдавшей разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, был направлен запрос с целью получения разъяснений об отнесении рассматриваемого сооружения к объектам недвижимости или неотделимым улучшениям земельного участка. Поскольку ответ Администрации не поступил, у государственного регистратора не было оснований для снятия с кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении сооружения с кадастровым номер 47:27:0000000:19858, в связи с чем уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 17.11.2022 №КУВД-001/2022-43133667/3 было правомерным.
В соответствии с положениями частей 1 и 6.1 статьи 268 АПК РФ, а также с учетом разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», апелляционный суд определением от 18.10.2023 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с рассмотрением судом первой инстанции спора по существу без оценки заявленных Обществом требований относительно признания права собственности ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» на объект отсутствующим.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представителем Общества было заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части признания права собственности ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» на объект отсутствующим.
Отказ от части исковых требований приняты апелляционным судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на земельных участках с кадастровыми номерами 47:27:0701004:2052, 47:27:0701011:1 принадлежащих ООО «КИНЕФ» на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН от 18.11.2022 №99/2022/506161472, от 15.11.2022 №99/2022/505139239, расположен объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841-11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1», назначение - Сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, площадь - 11106 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> coop. 3/78, кадастровый номер 47:27:0000000:19858, на который также зарегистрировано право собственности ООО «КИНЕФ» как на объект недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.12.2022 №99/2022/510196532.
В ходе обследования объекта «Вертикальная планировка территории. Объект 841- 11. Подключение объектов 910-110, 910-61,910-62,910-66,910-66/1,910-33, ГТ1, ГТ1.1) кадастровым инженером установлено, что вертикальная планировка территории (площадка) не обладает признаками недвижимости и не является объектом капитального строительства, а относится к улучшениям земельного участка.
В заключение кадастрового инженера ФИО2 указано, что спорный объект является по сути покрытием (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
30.09.2022 ООО «Киришинефтеоргсинтез» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о снятии указанного объекта с кадастрового учета и прекращении права собственности.
Уведомлением от 17.11.2022 №КУВД-001/2022-43133667/3 Управление отказало Обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Считая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд установил основания для их удовлетворения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Понятие недвижимого объекта содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой указано, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с разъяснениями, данными пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее недвижимостью (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016).
Аналогичный подход касательно судьбы улучшений земельного участка изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08.
Под объектами капитального строительства понимают здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), при этом сооружение - это результат строительства в виде объемной, плоскостной или линейной строительной системы, имеющей наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях ограждающих строительных конструкций, предназначенной для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), а, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, площадки и замощения относятся к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги).
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором находится, покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений, твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, а ограждение земельного участка является способом обозначить границы земельного участка и исключить свободный проход через его территорию посторонних лиц.
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации) (абзац 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
Земельный участок, на котором расположен объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841-11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1» находится в собственности «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез», представляет собой асфальтированную площадку, не имеющую самостоятельного функционального назначения, поэтому данный объект не может быть отнесен к категории «Сооружение» как в силу своих технических показателей, так и в силу закона.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций.
Верховный Суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-5619 от 08.06.2016 г. по делу № А50-3545/2015 указал, что асфальтированная площадка не является объектом недвижимого имущества, не имеет самостоятельного назначения.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений.
Согласно части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости), реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестра прав на недвижимость).
В силу частей 1 и 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Как предусмотрено частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, сформулирована правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.
Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 310-ЭС18-13357, подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
Таким образом, материалами дела, в том числе представленной технической документацией, заключением кадастрового инженера ФИО2, подтверждается, что спорный Объект не является недвижимым имуществом, право собственности на который подлежит государственной регистрации, так как он является лишь элементом благоустройства земельного участка, на котором расположен, а не самостоятельным объектом гражданских прав.
Кроме того, земельный участок, на котором расположен спорный Объект находится в собственности ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез», представляет собой асфальтированную площадку, не имеющую самостоятельного функционального назначения, поэтому данный объект не может быть отнесен к категории «Сооружение» как в силу своих технических показателей, так и в силу закона.
При указанных обстоятельствах спорный Объект как имущество, не имеющее признаков недвижимости, не подлежал учету в качестве такового. В связи с этим, у Росреестра отсутствовали основания для отказа в снятии сооружения с кадастрового учета и прекращения государственной регистрации права собственности Общества на него.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2023 по делу № А56-131204/2022 отменить.
Принять отказ от иска в части признания права собственности ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» на объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841-11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1», кадастровый номер 47:27:0000000:19858, площадь – 11106 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> соор. 3/78 – отсутствующим.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области снять с кадастрового учета объект «Вертикальная планировка территории. Объект 841 -11. Подключение объектов 910-110, 910-61, 910-62, 910-66, 910-66/1, 910-33 ГТ1, ГТ1.1», назначение - Сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, площадь - 11106 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> coop. 3/78, кадастровый номер 47:27:0000000:19858.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» 3 000 руб. судебных расходов по уплате пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
М.В. Балакир
В.В. Черемошкина